Так всё-таки: кто же прав? Братья Иосифа, которые были уверены, что, избавляясь от собственного брата и продавая...
Так всё-таки: кто же прав? Братья Иосифа, которые были уверены, что, избавляясь от собственного брата и продавая его в рабство, они реализуют свой замысел, или Иосиф, уверенный, что таким образом Бог через братьев Иосифа осуществлял Свой план, касающийся Своего народа? Второй ответ может показаться очевидным, и человек религиозный, несомненно, выберет его. Иногда при этом не замечая, что Бог тут оказывается просто игроком в шахматы, который передвигает фигуры на доске так, как ему кажется правильным. А чтобы фигуры, которые, как-никак, кое-что всё-таки осознают и понимают, не возмущались, водит их за нос, создавая иллюзию свободы. В самом деле, ведь тогда получается, что, если ты не захочешь считаться с Богом, никакой настоящей свободы у тебя не будет: делай, что хочешь, всё равно будет так, как решил Бог, а ты окажешься обманутым. Но, с другой стороны, как могло бы быть иначе, если говорить о большом мире, о мире Божьем? В конце концов, не отказываться же Богу от Своих планов только потому, что кому-то из Им же сотворённых людей они не нравятся! Но как же тогда быть со свободой тех, кому планы Божии не по душе, и они предпочитают Его планам свои? По-видимому, ответом на вопрос может быть бесконечность сотворённого Богом мира. Включая и ту её форму, которая называется дурной бесконечностью. Похоже, при желании большой Божий мир можно раздробить на бесконечное количество маленьких мирков, у каждого из которых будет свой хозяин. Правда, бытие такого мирка будет весьма относительным, существовать он будет лишь условно, постольку, поскольку существует его хозяин. Зато сам хозяин в своём маленьком мирке окажется абсолютно свободен. И сможет осуществить любой свой замысел. И Бог не будет ему мешать, хотя и помогать, конечно, тоже не станет: ведь это не Его план. Конечно, как только такой хозяин маленького мирка выйдет за его границы (или как только большой Божий мир вторгнется в маленький, отделённый от него мирок), окажется, что его план — химера, а его осуществление — иллюзия. Но тут уж ничего не поделать: ведь настоящий, Божий мир только один. И план, который в нём осуществляется, тоже один. Божий, а не человеческий.