Дар «говорения языками», «молитвы языками» или просто «дар языков», по-гречески «глоссолалия» — один из многих даров Святого Духа, который дается для назидания в вере и возрастания Церкви. В разные эпохи и в разных частях Церкви этот дар проявляется по-разному, порой может становиться
Дар «говорения языками», «молитвы языками» или просто «дар
языков», по-гречески «глоссолалия» — один из многих даров Святого
Духа, который дается для назидания в вере и возрастания Церкви. В разные эпохи и в разных
частях Церкви этот дар проявляется по-разному, порой может становиться незаметным или заметно
трансформироваться. Это естественно, ибо дары Святого Духа даются всегда с определенной целью
— «для назидания Церкви». Тем не менее, можно утверждать, что в той или
иной форме этот дар существует в Церкви всегда.
Мы знаем, по меньшей мере, три главных разновидности этого дара.
Во-первых, это дар говорения на неизвестном говорящему языке. Так говорят апостолы в день
Пятидесятницы. Так, нередко, говорят проповедники и миссионеры, и слово их доходит до сердец
слушающих. Существенно, что эта форма глоссолалии имеет место тогда и только тогда, когда
человек говорит об Иисусе Христе, Его Кресте и Воскресении. В настоящее время этот дар
довольно редок.
Во-вторых, глоссолалия может выражаться в том, что человек в молитве славит Бога на
языке, не существующем среди народов Земли. Обычно это называют «языками
ангельскими». Любовь к Богу, благоговение перед Ним и восхищение Им охватывают в этот
момент не только сердце человека, но и разум, и эмоциональную сферу… И вдруг молитва
отливается в слова, непонятные самому человеку. По свидетельству древних христиан, Святой Дух
при этом дарует другому человеку дар истолкования, для того, чтобы «Церковь не осталась
без назидания». Этот дар и в настоящее время распространен достаточно, чтобы быть
заметным явлением в Церкви.
Однако, в наше время гораздо реже встречается дар толкования. Возможно, это связано с тем,
что назидание современной Церкви осуществляется не так, как древней. Для понимания этого дара
важно иметь в виду ряд моментов. Говорение языками ангельскими дается, как правило (хотя и не
всегда), через молитву других христиан, — тех, кто имеет этот дар. Далее, сам
говорящий обычно не понимает смысла своих слов. Он осознает только некоторый несловесный смысл
молитвы, в которой он заговорил на таком языке. В разных частях Церкви существует известная
преемственность, так что по тому, как проявляется глоссолалия в молитве человека, можно
довольно точно понять, в какой Церкви он обрел этот дар. Глоссолалия пятидесятников не такова,
как у католиков, а глоссолалия лютеран отличается от глоссолалии православных. Нередко такая
глоссолалия похожа на один из неизвестных человеку языков. Чаще всего такую глоссолалию (у
всех конфессий) сравнивают с древнееврейским или с арамейским языком. Возможно, Святой Дух
задействует при этом какие-то неизвестные нам стороны личности самого человека… Принципиально
важно, что эта форма глоссолалии дается во время молитвы и для молитвы, обычно — для
прославления Бога.
В-третьих, существует еще одна форма глоссолалии, тесно связанная с предыдущей. Это
скорее должно быть названо несловесной молитвой. Апостол Павел говорит об этом, что Дух Святой
ходатайствует в нас воздыханиями неизреченными. От предыдущей формы такая молитва отличается
тем, что в ней не всегда различимы отдельные речевые элементы (слова, фразы) и тем, что такая
молитва скорее поется, чем произносится. Нередко она рождается как продолжение (и усиление)
обычной нашей молитвы и псалмопения. При этом Дух Святой дает нашему сердцу вырваться за
пределы человеческого языка, и обратиться к Богу каким-то иным, очень личностным, но
несловесным образом.
С глубокой древности эта молитва-глоссолалия преимущественно происходила во время
богослужения. Это было настолько обычной вещью, что церковные богослужебные уставы второй
половины первого тысячелетия даже фиксируют моменты в богослужении, когда обычно проявляется в
общине этот дар Святого Духа. Некоторые православные уставы, в том числе русские, сохраняют
такие указания вплоть до конца 15 века. В целом же с конца первого тысячелетия в основном эта
форма глоссолалии переходит, скорее, в область церковно-музыкального творчества.
С конца 19 века в разных частях Церкви Дух Святой начал вновь подавать эти дары явно, хотя
и по-разному. Это, вероятно, связано с тем, что разные Церкви в разной степени
«засохли» в богословском теоретизировании и утратили переживание живой связи с
Духом. Для назидания в этом, быть может, Господь и обновляет в нас эти свои дары.
Важно отметить в заключение, что единственный дар Святого Духа, который неизбежно
необходим для жизни Церкви, без которого Ее не бывает — это дар любви. Остальное
дается по мере нужды…