Главным условием христианской жизни Павел считает необходимость побеждать зло добром. И он достаточно подробно разъясняет, что имеет в виду: тут и молитва о всех, кого знаешь и с кем установились отношения...
Главным условием христианской жизни Павел считает необходимость побеждать зло добром. И он достаточно подробно разъясняет, что имеет в виду: тут и молитва о всех, кого знаешь и с кем установились отношения, включая врагов, и открытость, предполагающая гостеприимство и готовность участвовать в жизни ближнего, если такое участие необходимо, и спокойствие во время бедствий, и то единомыслие, которое появляется в отношениях, где на первом месте оказываются именно они, а не желание утвердить себя.
Всё перечисленное возможно лишь в том случае, когда жизнь самого человека полна, и когда она наполняется дыханием Божьим, дыханием того Царства, жителем которого является всякий христианин. Жизнь человека — это поток, наполняемый Богом с участием самого человека.
Бог готов наполнить Своим дыханием жизнь всякого, кто Ему откроется, а Христос готов открыть полноту Царства каждому, кто Ему доверится. Но открытость Богу предполагает и открытость миру. «Даром получили — даром отдавайте» — один из главных принципов христианской жизни, жизни Царства. Поток жизни должен течь свободно. Но все мы — падшие люди, а падшая человеческая природа боится такой свободы. Нам всё время кажется, что, если мы позволим своей жизни течь свободно, она очень быстро утечёт вся, и поток иссякнет.
На самом-то деле всё как раз наоборот: все попытки остановить поток жизни, построить на пути его течения запруду или даже целую систему дамб и плотин неизбежно ведут к тому, что поток иссякает, а накопленная вода медленно, но неуклонно превращается в болотную жижу. Вот против этого и предостерегает апостол, имея в виду вполне практические рекомендации, исполнить которое можно лишь в том случае, если поток нашей жизни течёт свободно и наполняется водами Царства. Иначе никаких сил не хватит, чтобы жить той жизнью, которую описывает апостол.
По крайней мере, жить постоянно. Особенно в том, что касается любви к врагам. Отказа от мести. Конечно, внешний декор соблюсти можно из идейных или религиозных соображений. Можно сквозь зубы «простить» врага и даже усилием воли удержаться от мести. Но речь-то идёт о другом, о том, чтобы об этой самой мести даже мысли не возникало. И чтобы о врагах тоже думать ровно столько, сколько необходимо, дабы не дать им возможности помешать нам делать дело Божье.
Стоит сделать борьбу с врагами самоцелью — и бой проигран. И борьба со злом тоже, если ставить себе целью именно торжество над силами зла, а не явление миру жизни Царства, что и является главным смыслом жизни христианина. Река, прокладывая своё русло, ни с кем не борется, она лишь неуклонно движется к предназначенной ей Богом цели, к морю или к океану, в который впадает. И христианская жизнь похожа на речной поток, начинающийся в Царстве и через сердца христиан изливающийся в мир. Быть таким потоком и есть главная задача христианской жизни.