Продолжая разговор о вере и о «делах Торы», Павел обращает внимание на важнейшее различие между ними: вера...
Продолжая разговор о вере и о «делах Торы», Павел обращает внимание на важнейшее различие между ними: вера основывается на отношениях между Богом и человеком, в то время как «дела Торы» остаются плодом одних лишь человеческих усилий. Апостол не случайно напоминает галатийским христианам, что реальность дыхания («Духа») Божия, дыхания Царства открылась им через акт веры, благодаря тому доверию ко Христу, на которое они оказались способны, а не через какие-то «дела Торы». Так почему же, задаёт Павел риторический вопрос адресатам своего послания, вы теперь полагаетесь не на это доверие, не на дыхание Царства, столь хорошо вам знакомое, словом, не на духовное, а на чисто человеческие средства, каковой и является в глазах Божиих любая религиозная активность (ст. 2 – 3)? И Тот, Кто приобщил вас к реальности Царства, Кто дал вам почувствовать Своё дыхание («Дух»), разве Он сделал это посредством «дел Торы», а не призвав вас к верности («через наставление в вере») (ст. 5)?
Апостол, возможно, уже не в первый раз, обращается к образу Авраама: ведь он, несомненно, был верен Богу, и Бог был с ним, но ни о каких «делах Торы» в те времена, разумеется, говорить не приходилось, ведь и самой Торы ещё не было, она была впервые открыта народу гораздо позже, через Моисея. Но тогда и другие могут рассчитывать на то, что, обратившись к Богу и сохранив Ему верность, они получат то же, что получил Авраам, став его духовными наследниками (ст. 6 – 8). Павел не отрицает пути неуклонного следования Торе, он лишь указывает на тот очевидный факт, что Тора была дана не как средство для оправдания перед Богом, а как своего рода указатель направления, в котором нужно двигаться, но куда без веры не прийти (ст. 9 – 11). Если пройти указанный Торой путь до конца так, как должно, не нарушая ни одну из заповедей, можно обрести в конце ту же жизнь, который обретают идущие за Христом (ст. 12).
Но исполнить нужно всё и до конца, а этого не в силах сделать никто из людей. Остаётся лишь одно: пойти за Христом, Который открыл каждому, кто готов Ему довериться, тот путь веры, которым прошёл Авраам (ст. 13 – 14). Павел напоминает галатийским христианам об основах. Он говорит им не о религии, которая сама по себе никого не приближает к Царству, равно, впрочем, как и не отдаляет от него, а о духовной жизни в подлинном смысле слова, где важнее всего оказываются отношения людей с Богом и друг с другом. Отношения, без которых нет Царства.