Павел говорит о праведности и о вере как о том, что составляет основу христианства. В самом деле: именно они связывают верного со Христом...
Павел говорит о праведности и о вере как о том, что составляет основу христианства. В самом деле: именно они связывают верного со Христом, а праведность как духовное состояние позволяет человеку приобщиться к жизни Царства. Праведность — не следствие Торы, не результат её воздействия на человека и даже не результат её исполнения. Разумеется, человек, следующий Торе, достигнет праведности, но лишь в одном случае: если он будет следовать ей во всей полноте и до конца, став живой Торой. Вот тогда человек обретёт то качество, которое необходимо для праведности, для жизни Царства.
Но в том-то и дело, что стать живой Торой человеку невозможно. Праведность для падшего человека — не свойство и не качество, это состояние, в котором можно пребывать, но следование Торе само по себе не позволяет человеку обрести такое состояние — потому, что для обретения праведности Тору нужно именно соблюдать во всей полноте, а если полноты нет, то всё бесполезно. И «дела Торы» («дела закона») сами по себе тут ничего не прибавляют и не убавляют: ведь, когда дело касается праведности вообще и христианской жизни в частности, важна именно полнота, а всё остальное не считается. Неважно, сколько осталось человеку до цели, до того, чтобы стать живой Торой, важно лишь, стал ли он ею, или нет.
Основа праведности со времён Авраама — не Тора собственно (которая во времена Авраама ещё даже не была открыта), а верность человека Богу. Верность в самом буквальном смысле, как соотнесённость воли человека с Божьей волей, как предание себя человеком Богу. Тора — лишь инструмент для достижения этой цели. Вручая себя Богу, человек перестаёт принадлежать себе, и тогда невозможная по природе праведность становится для него возможной как состояние, в которое его вводит Сам Бог.
И если это было верно уже во времена Авраама, то тем более остаётся верным теперь, когда пришёл Христос: ведь полнота праведности, которая требуется от христианина, всё та же, а необходимость её стала теперь ещё более очевидной — иначе в Царство не войти. Потому апостол и задаёт галатийским христианам главный вопрос: разве через Тору и обрезание ощутили вы дыхание Бога и приобщились жизни Царства? Разве не через благую весть о Христе и не через верность Ему? Так почему же вы оставили то, что открыло вам новую жизнь, и пошли искать чего-то ещё? Чего вам не хватало?