Для тех, чьё понимание духовной жизни сводится к нормативной религиозности, эта часть Библии выпадает из центра внимания, ведь она не вписывается в стерилизованные представления о том, каким должно быть Слово Божие. Смущение откровенными образами обычно пытались преодолеть, истолковывая книгу символически, и в её образах действительно скрыто иносказание. И всё же случайно ли иносказание выражено в образах земной любви? Не потому ли, что она — ценность в глазах Того, Кто сотворил влюбленных?
Диалог жениха и невесты можно понимать как образное выражение взаимоотношений Бога и избранного Им народа, но если в ветхозаветном повествовании каждая верующая душа способна увидеть прообраз своего предстояния перед Богом, собственных подъёмов и падений, то и здесь каждый из нас оказывается похожим на невесту, ищущую Того, Кто говорил о Себе как о Женихе (Мф. 9:15, да и другие места).
Поначалу невеста вынуждена стеречь чужой виноградник, она оторвана от своего, обладание которым невозможно без жениха. Она не знает, где её избранник, но направляется на поиски, и обязательно встретит его: неизвестный избранник уже идёт ей навстречу.
Душа опасается своего несовершенства ("я смугла"), но любящий видит скрытую красоту.