Продолжая свою речь, Иов изливает свои жалобы на ту жизнь, которую ему приходится теперь вести (ст. 1 – 31). Но дело тут не в одних лишь жалобах. Иов сетует прежде всего на несправедливость ситуации, на то, что Бог унизил его незаслуженно (ст. 19 – 22). Он напоминает Богу о той помощи, которую получали от него нуждающиеся, давая понять, что такие поступки должны были бы получить в глазах Божиих достойную оценку и привести самого Иова совсем не к тому положению, в котором он оказался (ст. 25 – 26). На первый взгляд, такие слова, брошенные в лицо Богу, кажутся дерзким вызовом. Но ведь по своим делам Иов действительно заслуживал много лучшей участи, и он прекрасно об этом знает. Тут дело не в дерзости и не в непослушании, а в принципе. Стоит ли вообще чего-нибудь в глазах Божиих человеческая праведность? От ответа на этот вопрос зависела духовная жизнь Иова, которая для него была важнее жизни физической. Иов готов к смерти, он знает, что ему осталось недолго (ст. 23 – 24). Но чем для него станет смерть: исполнением воли Божией или делом случая?
То же самое касалось и жизни. Если Богу нет дела до человеческой праведности, значит, Ему вообще нет дела до человека. Тогда человек ничем не лучше животного ни в жизни, ни в смерти. А тогда всё бессмысленно, и искать Иову больше нечего. Такой вывод для праведника оказывался хуже любой, самой страшной болезни и самой мучительной смерти. И неудивительно: ведь праведность — прежде всего отношения с Богом, они составляют основу, цель и смысл жизни праведника, вся его жизнь и даже его смерть становятся частью этих отношений. А если никаких отношений на самом деле нет, если вся праведность была одной фантазией, то у праведника не остаётся ничего — ни Бога, ни праведности, ни жизни, ни смерти. Остаётся лишь призрак, тень всего перечисленного. Это и есть шеол, мир теней в своей полноте. С Богом не страшно даже в шеоле, а без Бога шеолом становится весь мир. И Иов протестует против такой перспективы, он уже не боится сильного и беспощадного Бога, потому что, если Бог таков, то ему, Иову, всё равно хуже не будет, ему уже нечего терять. А если всё же Бог иной, если Ему всё же есть дело до человека, тогда Он поймёт и примет Иова, ведь Иов праведник, это неоспоримо, и Бог не может этого не заметить. Так вызов, брошенный Иовом Богу, становится молитвой. Это была, конечно, молитва-вызов, но действовать иначе в сложившейся ситуации Иов не мог.