Библия-Центр
РУ

Новость дня на 20 Октября 2024

Отношение к вдовам в Церкви в первохристианский период было совершенно особым. Конечно, вдова пользовалась особым покровительством и в Синагоге тоже, и Тора обращает особое внимание на защиту прав именно вдов и сирот. Оно и понятно: вдовы и сироты, зачастую лишённые поддержки своей семьи и своего рода, во всех отношениях оказывались наиболее уязвимы.

Но в Церкви, где отношение к браку было особым, и отношение к вдовам было тоже особым, хотя кое в чём оно напоминало традиционное синагогальное. Вдовы в Церкви пользовались особым вниманием и покровительством. Но для Церкви ещё к тому же вставал вопрос второго брака вдов, его целесообразности или, наоборот, нецелесообразности. Каждому верующему еврею было ясно, что, если вдова после смерти мужа имеет возможность выйти замуж снова, она должна это сделать: речь ведь идёт об исполнении заповеди, данной ещё первым людям: плодитесь и размножайтесь.

Семья поэтому для верующих евреев всегда была очень важна, семейная жизнь фактически считалась религиозной обязанностью, и добровольно от неё отказываться считалось странным и невозможным. И если вдова после смерти мужа получала возможность выйти замуж вторично, она, конечно, должна была ею воспользоваться. Но в Церкви на брак смотрели несколько иначе. С одной стороны, Церковь всегда видела в супружестве такую меру духовной полноты, которую можно было сравнить с духовной полнотой Церкви как тела Христова. Собственно, супружество и рассматривалось как привнесение церковной полноты в дом, в семейные отношения.

С другой стороны, именно поэтому Церковь прямо запрещала развод, кроме тех случаев, когда один из супругов оказывался виновен в прелюбодеянии — но в таком случае он автоматически отпадал и от Церкви, где развратникам не могло быть места по определению. А восприятие каждого супружества как абсолютно уникального ставило под вопрос не только развод, но и повторный брак в случае смерти одного из супругов. И многие вдовы поэтому находили себя в церковных служениях, уже не выходя замуж повторно, не стремясь ко второму браку. Но тут Павел советует Тимофею быть осторожным.

Церковь ведь всё же не запрещала второго брака для вдов, и, если вдова была молодой, она вполне могла использовать своё пребывание в церковных или околоцерковных кругах для поисков жениха, а не для служения. Или, того хуже, удовлетворяться своего рода эрзацем семейной жизни, находя его в общении с теми людьми, с которыми сводило её то служение, которое, казалось бы, она на себя приняла. От таких «служений» церковной общине не приходилось ждать ничего, кроме не слишком приятных недоразумений, чреватых возможным нарушением седьмой заповеди, о чём и предупреждает Павел Тимофея.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Все сегодняшнее чтение показывает нам, насколько апостол Павел человек прагматический, полный здравого смысла и... 

 

Говоря об отношениях внутри церковной общины, Павел, разумеется, не случайно, уподобляет их отношениям семейным... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).