Говоря об отношениях внутри церковной общины, Павел, разумеется, не случайно, уподобляет их отношениям семейным...
Говоря об отношениях внутри церковной общины, Павел, разумеется, не случайно, уподобляет их отношениям семейным, напоминая Тимофею о том, что ко всем, кого ему приходится наставлять, нужно относиться так же, как к членам своей семьи (ст. 1 – 2). Конечно, речь здесь идёт, прежде всего, о той любви к ближнему, без которой невозможно исполнить Тору. Но было в наставлении апостола и нечто иное. Не случайно яхвистская традиция уже со времён Осии уподобляла отношения между Богом и Его народом отношениям семейным. Конечно, далеко не всегда отношения внутри семьи предполагают духовное основание, иначе не прозвучали бы известные слова Спасителя о домашних, оказывающихся человеку врагами. И всё же в нашем, ещё не преображённом мире именно естественные связи, соединяющие мужа с женой или детей с родителями, являются наиболее близким, хотя и природным, аналогом тех отношений, которые связывают людей в Царстве.
Конечно, это всего лишь подобие, но оно позволяет увидеть то основное свойство, которое отличает отношения Царства: их самоочевидность и безусловность. Домашних любят (если любят), как правило, не за какие-то их природные или духовные качества, а просто потому, что они «свои», здесь факт отношения, «свойственности» определяет всё и всё перевешивает. В нашем, ещё не преображённом мире такая природная любовь может побудить человека не только отбросить все социальные нормы, но даже нарушить заповедь, данную Богом. В Царстве, разумеется, такое невозможно, ведь у жителей Царства Тора написана в сердце; но безусловность отношения остаётся, оказываясь связанной уже не с ветхой, непреображённой человеческой природой, а с тем дыханием Божией любви, которым пронизано Царство.
Такими, по мысли Павла, должны быть и отношения внутри церковной общины, ведь Церковь для апостола — Царство, входящее в мир. Именно поэтому он так жёстко относится ко всякой возможности профанации этих отношений, в частности, когда дело касается церковных вдов («вдовиц»). Речь в данном случае, конечно, идёт не просто о вдовах – членах той или иной церковной общины. Речь идёт о вдовах, которые после смерти своих мужей добровольно отказывались от второго брака, который Церковь отнюдь не запрещала, и посвящали себя церковным служениям. Тут-то и таилась опасность профанации: вместо того, чтобы делать дело Божие, вдовы, особенно молодые, занимались чем угодно, но только не церковными служениями (ст. 11 – 13).
В таком случае, по словам апостола, честнее перед Богом и правильнее было бы вступить во второй брак, не играя в «духовность» и живя обычной семейной жизнью (ст. 14 – 15). Любую же попытку уклониться от семейных забот и обязанностей под «духовными» предлогами Павел, как видно, считает для вдовы неуместной (ст. 4 – 8). И дело тут не только в той ответственности, которую берёт на себя женщина, вступая в брак, и которая отнюдь не снимается с неё со смертью мужа. Дело, прежде всего, в том, что игра в «духовность» не имеет ничего общего с настоящей духовной жизнью, лишь отдаляя от Царства тех, кто его ищет.