Библия-Центр
РУ

Новость дня на 15 Ноября 2024

Екклесиаст всё время возвращается к теме жизни в настоящем. Или, вернее, в Настоящем. Именно так, с большой буквы. Хотя, вроде бы, говорит он вовсе не о Боге и не о каких-то мистических озарениях, а просто о радости. Казалось бы, даже не о Радости. Но в том-то и дело, что радость, от которой человеку действительно радостно и спокойно, может быть только Радостью с большой буквы, и никак иначе.

А что при этом радующийся не испытывает никаких особых мистических озарений и не переживает никаких изменённых состояний сознания — так оно, может, и не нужно? Ведь ещё великий пророк Израиля Илия понял, что Бог может быть рядом даже тогда, когда молчит. Что Его скорее можно услышать во внутренней тишине, в апофатическом безмолвии, чем в буре, в огне или в землетрясении, как было привычно самому Илии по прежней жизни.

Ведь, в конце концов, любые озарения, откровения, переживания рождаются всё из той же внутренней тишины. Из апофатического безмолвия. Но всему этому ещё надо родиться. А вот радость и мир сопровождают Божье присутствие всегда. Это форма его проявления в нашем мире и способ существования в нашем сердце. Но существовать радость Божьего присутствия может лишь в Настоящем.

В Настоящем, которое человеком переживается обычно как нынешнее мгновение, как остановившееся здесь и сейчас. В призыве «остановись, мгновение, ты прекрасно!» смысла больше, чем кажется на первый взгляд. И дело тут не только в том, чтобы лучшие мгновения остались с нами навсегда. Дело в том, что прекрасным может быть лишь остановившееся мгновение. Мгновение, выпавшее из пространств и времён, образующих дурную бесконечность тварного мира, испорченного грехопадением. Мгновение, в котором содержатся как полнота мироздания, так и вечность Божия.

Такие мгновения всегда в настоящем. Они, собственно, и есть подлинное настоящее — не воспоминания о прошлом, которого уже нет, и не мечты о будущем, которого ещё нет, а настоящее как единственная подлинная реальность. А поскольку всякая подлинная радость от Бога, её и можно пережить только в настоящем. В остановившемся мгновении. А вот пытаться обрести счастье в будущем — бесполезное занятие, бессмысленное и утомительное.

Ожидаемое счастливое завтра будет всё время отодвигаться на следующий день, как в известном детском стихотворении о мартышке, которая никак не могла дождаться завтрашнего дня — каждый наступивший день почему-то оказывался вновь сегодняшним. Жить бесконечным ожиданием никогда не наступающего будущего и работать ради него — занятие поистине утомительное. И бессмысленное. Ведь смысл всему может придать лишь Божье присутствие, а оно всегда в настоящем. Всегда здесь и теперь.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

В своих размышлениях о смысле жизни Екклесиаст снова и снова возвращается к мысли о бесполезности любых... 

 

В 6–8 главах Экклезиаст развивает мысль о мудрой умеренности, намеченную в конце 5-й главы. Исключительное значение в этом контексте... 

Вопрос-ответ

 В чём заключаются 2 варианта жизнепонимания (что общего, что различного) в книге Екклесиаста и в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 5-7 главы)? В чём состоит цель, смысл и ценность жизни?
 

Оба этих библейских текста, столь различные на первый взгляд, отражают единое жизнепонимание. Основа жизнепонимания Екклесиаста, пожалуй, в том, что в рамках земной жизни все, что кажется человеку ценным и значимым, на самом деле  — суета и погоня за ветром. Екклесиаст ищет и не находит на земле ничего, к чему стоило бы... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).