Библия-Центр
РУ

Новость дня на 23 Ноября 2024

Екклесиаст был хорошо начитан в традиционных для своего времени книгах мудрецов. Он говорит языком тех самых афоризмов, из которых была составлена Книга Притчей, иногда прямо их повторяя, иногда перефразируя. Но на первом месте для него — цельность пути. В духовной жизни нет весов, на которые можно было бы положить добрые и злые дела с тем, чтобы посмотреть, какие перевесят. Да и само такое взвешивание, даже будь оно возможным, ничего бы не решило. Бог ведь не судья в земном смысле и уж тем более не полицейский.

Бог прекрасно знает и без всяких весов, чего мы стоим и чего заслуживаем. Но, на наше счастье, воздаёт Он нам не по нашим заслугам, а по Своей любви. И всё же дело не только в Нём, но и в нас тоже. И Екклесиаст не может этого не понимать: ведь он был там, где вечность Божья встречается с тварным миром. Слушал и слышал то апофатическое безмолвие, за которым скрывается и сквозь которое открывается Присутствие. А значит, не мог Екклесиаст не понимать, что любой шум — и особенно внутренний — заглушит Бога. Заставит Его замолчать.

Бог нас перекрикивать не станет: Он просто подождёт, пока мы замолчим. В отличие от нас, у Него в руках вся вечность — Он может подождать. Подождать, пока мы не научимся соответствовать — не Его полноте, это для нас невозможно в принципе, — а Его Присутствию. Научимся жить с ним и в нём. Научиться жить? А ведь вся письменность мудрых — как раз об этом, о том, чтобы научиться жить… И тогда тем более понятным становится Екклесиасту то требование безупречности, которое так часто звучит в сборниках афоризмов, из которых сложены книги мудрых.

Человек безгрешным не бывает, но даёт ли он своим грехам власть над собой? Если нет — его сердце на правую сторону, если да — на левую. Тут уже не в религиозном формализме дело, и даже не в моральной безупречности. Тут вопрос в том, отравит ли ложка дёгтя большую бочку мёда. Одной мухи довольно, чтобы испортить драгоценное ароматическое масло. Одного небольшого греха, даже одной мысли о грехе, к которой обращается человек всей полнотой своего внимания, достаточно, чтобы потерять то самое Присутствие. Так, может, земная мудрость — не только земная? Есть, о чём задуматься…

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Как бы желая отвлечься от тех мрачных выводов, к которым он сам пришёл, Екклесиаст снова и снова хвалит мудрость и её... 

 

Вся 10-я глава книги Экклезиаста посвящена рассуждениям о том, что такое мудрость и насколько... 

Вопрос-ответ

 В чём заключаются 2 варианта жизнепонимания (что общего, что различного) в книге Екклесиаста и в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 5-7 главы)? В чём состоит цель, смысл и ценность жизни?
 

Оба этих библейских текста, столь различные на первый взгляд, отражают единое жизнепонимание. Основа жизнепонимания Екклесиаста, пожалуй, в том, что в рамках земной жизни все, что кажется человеку ценным и значимым, на самом деле  — суета и погоня за ветром. Екклесиаст ищет и не находит на земле ничего, к чему стоило бы... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).