Когда мы слышим или читаем слово «послушание», мы почти никогда не относим его к себе; чаще всего мы говорим: «послушание – это все для монахов». Да и кого нам слушаться...
Когда мы слышим или читаем слово «послушание», мы почти никогда не относим его к себе; чаще всего мы говорим: «послушание – это все для монахов». Да и кого нам слушаться: родителей, учителей, старших друзей, начальника на работе, духовного наставника? Ну, допустим, если родители живы, слушаться их в большинстве случаев — хорошо, духовного наставника, если он есть – прекрасно, ведь через него может говорить Господь. Но вопрос не в этом, чтобы слушаться, надо видеть в этом смысл. Зачем слушаться родителей, если сам знаешь, как лучше поступать, зачем искать себе духовного наставника, если все равно все сделаешь по-своему? А с другой стороны, можно беспрекословно слушаться всех подряд, или даже кого-то одного, и очень хорошего и мудрого, но с одной единственной целью – переложить на кого-нибудь другого ответственность за свою жизнь.
Часто так бывает и в наших отношениях с Богом. Очень часто, спрашивая Бога о Его воле, мы не хотим говорить Ему о том, чего сами хотим. Иногда мы и не знаем, чего хотим, и только тогда, обнаружив, что своей воли, своего желания у нас будто бы и нет, мы просим Бога указать нам путь, сказать Его волю о нашей жизни.
Иногда при этом мы боимся, что Бог попросит у нас чего-то, что мы будем не готовы Ему дать, чего-то, что нам будет больно и тяжело. Тогда мы просим о воле Божией только словами, без доверия, без готовности исполнить. В русском слове послушание корень «слух». Если мы не готовы услышать правду, услышать то, что Бог действительно хочет нам сказать, почему мы так удивляемся, что ничего не слышим? Когда Христос: «во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти», в Гефсимании, разве он не сказал «Впрочем не Моя воля, а Твоя да будет» (Лк. 22:41)?
В какой-то момент нам начинает казаться, что мы, наконец-то, поняли чего именно мы хотим. Если мы доверяем Богу, мы верим, что наше самое глубокое желание даровал нам Господь, радуемся, что Он, наконец, дал нам волю, поступаем, следуя этому желанию и…ошибаемся, падаем. После этого мы начинаем роптать на Бога, обвиняя Его в том, что Он нас обманул. Мы не понимаем, что наше самое сильное желание, и наше самое глубокое, самое настоящее желание, положенное Богом в наше сердце – это не одно и то же.
Например, Бог дает нам желание общения, а мы начинаем очень сильно хотеть общаться с какими-то конкретными людьми. Мы поступаем безрассудно, пытаясь влиться в определенный коллектив, или привлечь к себе внимание какого-то определенного
человека, а потом обижаемся на Бога за то, что общения не получилось. Но Бог мог приготовить для нас место еще прекраснее того, которое мы нашли сами, место, созданное Им специально для нас; Он мог найти человека, которого с самого начала создал для меня, а меня для него. А мы поторопились, не послушали, побежали и поранились.
Слушаться – значит слушать, и, осознавая желание, данное нам Богом, уметь отказываться от обретенной воли ради того, что приготовил нам Бог, гораздо лучшего, чем то что мы могли бы представить себе и пожелать. Бог не призывает нас отказываться от того желания, которое Сам дает нам, Он только просит нас отказаться от наших собственных представлений о Нем и о Его воле, отказаться от нашего понимания Его воли и попыток исполнить ее, слушая при этом только себя, и начать наконец слушать Его с готовностью исполнить.
Отказаться от только что обретенной воли, казалось бы, больно и страшно, но Бог и Сам: «страданиями навык послушанию» и предавши себя Отцу «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».