Между лидерами фарисейского религиозного братства и теми, кого условно можно было бы назвать «простым народом», была существенная разница, в частности, и в восприятии некоторых людей и событий...
Между лидерами фарисейского религиозного братства и теми, кого условно можно было бы назвать «простым народом», была существенная разница, в частности, и в восприятии некоторых людей и событий. Конечно, говоря о «простом народе», надо всё же учитывать, что совсем уж простым он не был. Неграмотный еврей в евангельские времена был большой редкостью, так же, как и еврей, не читающий и даже не изучающий Тору и Пророков — то, что сегодня мы назвали бы Священным Писанием.
При каждой синагоге непременно была религиозная школа, где всех местных мальчиков, а иногда и девочек обучали не только грамоте, но и элементарной работе со священными книгами, включая особую практику молитвенного, или медитативного, чтения. Культура работы со священными книгами была распространена в еврейском обществе достаточно широко, а среди учителей Торы (которых в Евангелии называют обычно «книжниками») большинство было занято как раз обучением такой работе детей и взрослых, нередко бесплатно или за очень скромную плату.
Но, с другой стороны, были в еврейском мире и академии, где Тору и другие священные книги изучали подробнейшим образом. Это был особый мир знатоков, образованных богословов, изощрённых комментаторов священных текстов, пускавшихся порой в такие тонкости и доходивших до таких глубин, о которых простые читатели Торы иногда даже не догадывались. К сожалению, этому несколько замкнутому мирку академических богословов была, как нередко бывает в подобных случаях, свойственна изрядная толика учёного снобизма, заставлявшая смотреть на упомянутых простых читателей как на невежд в Торе.
И он же, учёный снобизм, заставлял относиться если не с пренебрежением, то как минимум с подозрением к тем, кого можно было бы назвать народными духовными авторитетами, к числу которых принадлежал, между прочим, и Иоанн Креститель. Конечно, нередко такая сдержанность бывала оправданна: массовое религиозное сознание не слишком разборчиво в выборе своих религиозных лидеров. Но априорная недоверчивость порой мешала и академическим книжникам, и образованным лидерам религиозных братств разглядеть подлинных Божьих людей, как и произошло в случае Иоанна Крестителя.
И тогда вождям фарисейского движения оставалось лишь лавировать между собственной недоверчивостью и даже некоторой духовной брезгливостью, с одной стороны, и народными симпатиями, с другой: ведь открытое выражение совей позиции могло для них кончиться плохо. Однако такое лавирование отнюдь не способствует ни духовной цельности, ни полноценной духовной жизни — и вопрос Спасителя должен был заставить Его собеседников задуматься об этой простой, но неочевидной для них истине.