Продолжая разговор о спасении, о Мессии и об ангелах, автор послания обращает внимание на сущностно важный в этом отношении момент. Он говорит о Мессии как о Человеке, Который может помочь людям именно потому...
Продолжая разговор о спасении, о Мессии и об ангелах, автор послания обращает внимание на сущностно важный в этом отношении момент. Он говорит о Мессии как о Человеке, Который может помочь людям именно потому, что Он и Сам Человек.
Мир ангелов по-своему замечателен, а ангелы превосходят людей в их наличном состоянии потому, что они не пали (речь идёт, разумеется, об ангелах, сохранивших верность Богу, а не о падших духах). Но при всём том ангелы и люди принадлежат, в известном смысле, разным пластам реальности. Ангелы и люди сотворены изначально по-разному, их взаимодействие было с самого начала задумано Богом как взаимодействие существ пусть и духовных, но существующих каждое своим способом и в присущих только ему формах.
Ангел может донести до человека Божью весть (греческое слово «ангел», как и соответствующее ему еврейское, и означает, собственно, «вестник»), но он не может помочь человеку в том положении, в котором человек оказался после падения. Не может, в частности, ещё и потому, что человек — существо одновременно и духовное, и природное, в котором обе составляющих соединены совершенно особенным, неповторимым ни в духовном, ни в природном мире образом. Разумеется, нельзя исключать в принципе явления в мир Божьей полноты, вмещённой в рамки ангельской природы (поскольку применительно к ангелам можно говорить о природе).
Богу возможно всё. Но для человека такая полнота всё равно осталась бы недоступной, она, может быть, и была бы для него как-то воспринимаемой, но во всяком случае оставалась бы от него отделённой так, что человек никогда не смог бы стать в Царстве своим, не смог бы оказаться его настоящим обитателем. Такое мог сделать для человека только другой Человек, Человек, вместивший в Себя Божью полноту и в то же время абсолютно «свой» по природе для всякого человека.
Настолько «свой», что даже возможность смерти оказывалась для Него вполне реальной (для ангела смерть в человеческом смысле слова невозможна в принципе). И Мессия стал как раз таким «своим» для каждого, отличаясь от падших людей только неиспорченностью Своей человеческой природы. Но это «только» как раз и сделало возможным для Него вмещение Божьей полноты и соединение её со Своей человечностью. А значит, сделало возможным и спасение, открывая ищущим дорогу в Царство.