Отвечая на обвинения своих друзей, Иов сам прибегает к иронии на грани сарказма (ст. 1 – 3). Его ответная речь начинается с прославления величия, могущества и мудрости Бога, для Которого нет ничего невозможного (ст. 7 – 25). Такой гимн Богу был бы близок и понятен всякому религиозному человеку. Но великолепие этого гимна сводит на нет упоминание о праведнике, который стал посмешищем для людей, и о торжестве грабителей, которые преуспевают и не боятся Бога (ст. 4 – 6). Конечно, никто не стал бы спорить с тем, что мировая гармония — это прекрасно. И сотворённый Богом мир тоже прекрасен. Но какова цена этой красоты? Не оказывается ли она слишком высокой? Ведь, следуя той картине, которую рисует Иов, приходится признать, что страдания праведника и благоденствие грабителя — неотъемлемые элементы мировой гармонии.
Надо заметить, что религиозному сознанию такой взгляд был свойствен во все времена. Собственно, и Цофар, утверждая, что Богу виднее, кого, когда и как судить, выражает ту же мысль. В самом деле, если день суда для нечестивца ещё не наступил, если Бог пока медлит, значит, промедление это входит в Его замысел о судьбах мира. Но тогда неизбежно придётся признать, что в них входит и зло, так, что Бог, даже не являясь Сам источником зла, всё же допускает его в Своё творение и даёт ему место в Своём мире. А это разом обесценивает всю праведность и делает бессмысленной жизнь всех праведников. Если пути добра и зла не являются взаимоисключающими, если зло не антипод добра, а его альтернатива, пусть хотя бы временная, праведность становится и невозможной, и ненужной.
Иов, как видно, прекрасно это понимает. Он видит красоту Божия мира не хуже своих друзей, но он не может смириться с тем, что красота эта должна достигаться ценой допущения в мир зла. Если Бог таков, если Он готов мириться со страданиями праведника и с благоденствием грабителей, пусть даже временно, значит, Он не Бог праведников. Конечно, можно было бы, как друзья Иова, уповать на то, что страдания праведника, равно как и торжество нечестивого, — дело временное, но ведь у Бога времени нет, и если зло имеет хоть какой-то смысл для Него, значит, оно оказывается и частью Его вечности тоже. Потому-то и переживает Иов так глубоко это торжество грабителей и посрамление праведника, пускай даже временное. Его время на земле идёт к концу, и он хочет ответа на главный вопрос.