Продолжая говорить о видениях, которые показывал ему Ангел Господень, пророк Захария вновь возвещает грядущий расцвет...
Продолжая говорить о видениях, которые показывал ему Ангел Господень, пророк Захария вновь возвещает грядущий расцвет Иерусалима. Как и для пророка Иезекииля, ключевым для Захарии является образ землемерной верви, измеряющей город. Измерение подчеркивает, что восстановление Иерусалима совершится не просто человеческими усилиями, но будет исполнением замысла Божьего. Сам Господь полагает меру городу и Храму, и Сам Он будет вокруг него огненной стеной, защищающей город от врага. Весьма вероятно, что эти слова Господа – ответ на мнение многих, вернувшихся в Иерусалим, что нужно сначала построить городские укрепления, возродить военную и экономическую мощь, а уж потом возрождать Храм Господень. Слова Господа о том, что Он Сам будет огненной стеной Иерусалима, пророк дополнит позже обращенными к Зоровавелю словами об источнике победы избранного народа (Зах. 4:6).
Во второй половине второй главы Захария призывает всех изгнанников Сиона к возвращению. Господь, относящийся к Своему народу как к великой драгоценности, зенице ока Своего, избавлением народа свидетельствует о Своей любви к нему. Это явление славы Божьей в возвращении из плена для пророка – действие Самого Бога, проявление Его присутствия среди людей. «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя». Эти слова, однако, невозможно отнести только к восстановлению Храма и возобновлению присутствия Бога в нем. Приход многих народов к Богу, да и само по себе выражение «в тот день» заставляют вспомнить все пророчества о дне Господнем, когда в результате прихода Мессии все народы узнают Господа. Значит, осознанно или не вполне осознанно, пророк говорит здесь о приходе Мессии как источнике радости и спасения для всего мира – и это пророчество исполняется в Церкви Нового завета.
Но ликование, к которому призван освобожденный Иерусалим, ликование о пришествии Бога–Спасителя, не может не быть исполнено благоговения, и потому Захария заканчивает вторую главу одним из самых знаменитых своих слов: «Да молчит всякая плоть человеческая пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища Своего». Воспеваемые в Великую Субботу, день, когда Распятый Мессия покоится во гробе, эти слова говорят о таинственном величии спасительного действия Божьего, о непостижимом явлении любви Бога к людям. Той любви, ради которой Он поднимается от святого жилища Своего – и нисходит в глубины земли, чтобы вывести из ада тех, за кого Он умер.
Центральным в спасительном действии Божьем для пророка Захарии является духовное очищение, избавление от греха. В начале третьей главы он говорит о видении, в котором первосвященник Иисус, облеченный в запятнанные одежды, приведен пред лице Господне. Запятнанные одежды здесь – символ грехов народа, которые возложены на первосвященника. Совлекая их с него, Ангел Господень свидетельствует о том, что Сам Бог очистил людей Своих. И по очищении первосвященник получает символический доступ пред лице Господне, чтобы пребывать пред Ним. Важно, что пророк Захария связывает очищение с одним человеком, на которого возложены грехи всех, и в котором совершается их очищение.
От реального первосвященника, современника Захарии, взгляд пророка обращается в грядущее, и он передает слова Бога о том, что Господь приводит Раба Своего, Отрасль, чтобы Он, подобно первосвященнику Иисусу, изгладил грехи всех людей. Этим словом «Отрасль» называют Христа и Исайя, и Осия, и Иеремия, и Иезекииль, и пророк Захария продолжает здесь древнюю пророческую традицию. Итак, вот о чем в конце предыдущей главы призывает пророк радоваться, вот перед чем он замолкает в благоговейном трепете. Раб Божий, Отрасль от корня Давида, изгладит грех земли сей, и сделает это в один великий День. Как и Второисайя, Захария говорит о сути искупления, в котором явлена будет миру любовь Творца.
Пророк Захария (евр. Зехария — тот, о ком помнит Ягве) был сподвижником пророка Аггея. В книге приведена его родословная, из которой следует, что он принадлежал к знатному роду. Согласно позднейшему преданию, Захария прибыл в Иерусалим еще молодым и умер в глубокой старости членом Великой Синагоги. Если его предок Аддо (Иддо) тождественен с Иддо, упомянутом в Nehemiae 12:4, то Захария происходил из священников и сам был служителем алтаря. Начало проповеди Захарии относится к октябрю-ноябрю 520 г. до н.э.
Книга пр. Захарии делится на две части. Первая часть (гл. 1—8), несомненно, написана пророком, современником Аггея. Она содержит: а) обращение Бога к народу (Zachariae 1:3-6); б) 8 или 9 видений пророка, начавшихся в феврале 519 г. (Zachariae 1:7; Zachariae 6:8); в) слово о мессианском венце (Zachariae 6:9-15); г) слово о посте, произнесенное в ноябре-декабре 518 г. (Zachariae 7); д) слово о мессианском царстве (Zachariae 8).
Вторая часть книги (гл. 9—14) отличается по языку, стилю и темам от первой и начинается новым заголовком (Zachariae 9:1). В ней уже не ставится вопроса о восстановлении храма и отражается эпоха более поздняя (в Zachariae 9:13 упомянуты греки). Имя Захарии больше не упоминается, равно как и имена Зоровавеля и Иисуса. Автор уже не ждет скорого восстановления Давидова царства. Его чаяния — эсхатологические и апокалиптические. Речи о пастырях народа, очевидно, написаны в период, когда во главе иудеев стоял первосвященник. Большинство современных библеистов относят II часть книги Захарии к концу 4 в., эпохе Александра Македонского (1 Maccabaeorum 1:1-16; Иосиф Флавий, Археология XII, I).
Богословская направленность 1 части кн Захарии преимущественно мессианская. Темы книги следующие: а) восстановление храма и Иерусалима; б) обращение народов и мессианское Царство, которое покончит с мировым злом; в) добродетель как служение Богу; г) двойственная природа мессианской власти: священство представлено Иисусом, царская же власть будет осуществляться «Отраслью» (38 — это мессианское наименование в гл. 6 12 отнесено к Зоровавелю). Дом Давида будет восстановлен (Zachariae 12 и др), кроткий и смиренный Мессия въедет в святой град не на боевом коне, а на осле, символизировавшем в древности мир (Zachariae 9:9-10). Затем речь идет о военной теократии в духе Иезекииля (Zachariae 14). Народ узрит Того, Которого он «пронзил» своей неверностью (Zachariae 12:10). Все эти черты, не приведенные к единству в пророчествах Захарии, сочетаются в Иисусе Христе. В НЗ его предсказания вспоминаются (Matthaeum 21:4-5; Matthaeum 27:9 — соединяясь с пророчеством Иеремии; Matthaeum 26:31; Marcum 14:27; Ioannem 19:37), и пророчество о входе Господнем в Иерусалим читается на богослужении в неделю Ваий.
Последняя книга евр канона пророков называется просто «Двенадцать», по-гречески Додекапрофетон, т.е. сборник книг двенадцати пророков, называемых «малыми» вследствие краткости, а не из-за меньшей ценности этих книг по сравнению с книгами «великих» пророков. Этот сборник существовал уже в эпоху мудрых Израиля (Si 49:12). В евр Библии, а по ее примеру в Вульг и в слав. Библии, эти книги расположены в той исторической последовательности, которую им приписывает предание, тогда как в греч Библии порядок несколько иной.
Слово Господне было к Захарии: «Вот что говорит Господь Воинств: „Суд справедливый вершите и друг к другу относитесь с милосердием и дружелюбием. Не притесняйте ни вдов, ни сирот, ни пришлых людей, ни бедняков; зла друг против друга не замышляйте“» (7:8-10).
Пророк Захария, как и его современник, пророк Аггей, совершал свое служение среди иудеев, возвращавшихся в Иерусалим из Вавилонского плена, в период реставрации древнего израильского царства в VI веке до Р.Х.
Персидский царь Кир II Великий сокрушил власть Вавилона в 539 г. до Р.Х. и предоставил иудейским изгнанникам возможность возвратиться в их исконные земли и восстановить свои святыни. Иудеев, вернувшихся на земли своих предков, ждала приводящая в уныние картина: всё сколько-нибудь значимое и ценное в некогда цветущем городе было разрушено. Из описаний, сделанных Эзрой во второй главе его книги, следует, что на то место, где были лишь руины Иерусалима и Храма, пришло в 538 / 537 г. до Р.Х. около пятидесяти тысяч человек. Во главе этого народа стояли Зоровавель, представлявший гражданскую власть, и первосвященник Иисус, сын Ехоцадака, осуществлявший духовное руководство, когда вернувшиеся из плена заложили основание Храма в 536 г. до Р.Х. Однако вскоре из-за возникших препятствий работа замедлилась, а затем и вообще прекратилась (Эзр 4:1-5,24). Восстановление попранной святыни было прервано почти на 20 лет, пока пророки Аггей и Захария не побудили народ к строительству Храма.
Захария был прежде всего заинтересован не столько в строительстве здания, сколько в том, чтобы побудить народ вернуться к Богу и осознать свою ответственность за отношение к ближнему. Он стремился помочь пережившим плен иудеям, утратившим свое национальное самосознание и связь с богатейшим духовным наследием, вновь ощутить свою принадлежность к избранному Богом народу и осознать величие и социальную ответственность этого избранничества. Действительно новое начало требовало внутреннего, духовного и нравственного преобразования - нового сердца. Поэтому его первые слова - это призыв к народу не подражать своим предкам, у которых был великолепный Храм, возведенный Соломоном, но жизнь которых была далека от Бога. «Вернитесь ко Мне, - это вещее слово Господа Воинств, - и Я к вам вернусь, - говорит Господь Воинств. - Не уподобляйтесь вашим отцам» (1:3, 4).
Книга Захарии состоит из двух основных частей. Первые восемь глав представляют собой описания восьми апокалиптических видений (символических картин) и вести предостережения и ободрения. Главы с девятой по четырнадцатую содержат два пророческих предсказания о грядущем в мир Мессии и о созидании на земле Царства Божьего. Живые образы Господа, вступившегося за Свой народ, дарующего спасение и восстанавливающего разрушенное, и ныне несут исцеление и наполняют душу восторгом и надеждою. «В тот День Господь, их Бог, спасет их, спасет Он Свой народ, как паству Свою; как самоцветы в венце, будут искриться и сверкать они на Его земле. Как хороши они и как прекрасны будут!» (9:16, 17).