Слова о Боге, Который «забывает» или «вспоминает» кого-то, могут показаться странными: разве Бог не всеведущ? Как может Он что-то забыть? Говоря вообще, Бог, конечно, на забывает никого и ничего. Он сотворил мир, и Он продолжает следить за Своим творением.
Среди философов Нового времени было немало таких, кто думал, будто Бог забыл Свой мир совершенно буквально. Они считали, что мир имеет своего Творца, но Творец этот ограничился одним сотворением, в дальнейшем предоставив мир своей судьбе. Такой взгляд на Бога и на мир означает фактически уверенность его сторонников в том, что Бог забыл о сотворённом Им мире, дав ему законы, по которым мир этот будет существовать после сотворения, а затем полностью его оставив.
Но никто из библейских авторов не смотрит на Бога и на мир таким образом: во всех библейских книгах Бог не только Творец, но и Промыслитель, Который, сотворив мир, не только его затем не оставляет, но и осуществляет в нём Свой план, благодаря которому мир должен в конце времён преобразиться и обновиться. И всё же слова о том, что Бог кого-то забыл или вспомнил, встречаются в Библии неоднократно. Как же их понимать?
Нам нередко бывает трудно ответить на этот вопрос потому, что мы забываем о Боге, как о Личности, а может быть, и потому, что мы плохо представляем себе, что такое личность в принципе. Для нас личность часто ассоциируется с чувствами, памятью, интеллектом. Между тем, личность — это, в первую очередь, воля, а уж потом всё перечисленное. Без воли невозможны ни чувства, ни память, ни отчётливое мышление. И Бог, как Личность, тоже раскрывается прежде всего через волю.
О природе Бога Библия говорит нам очень немного, а о Его воле напоминает постоянно, в самых разных формах: заповеди, пророческие откровения, исторические примеры. То же касается и отдельных людей: Бог может, так сказать, иметь их в виду (для Него это означает, что Он знает о них всё и следит за ними, не спуская глаз), а может прямо, непосредственно и активно, вмешиваться в события их жизни, обнаруживая в них Своё присутствие и прямо их направляя.
В первом случае можно говорить о том, что Бог «забывает» человека: ведь в его жизни Бога нет, Он остаётся вовне (причины такого «забвения» — отдельная тема). Во втором же случае Бог «вспоминает» человека, входя в его жизнь непосредственно, и тогда жизнь того, о ком Бог «вспомнил», течёт дальше с Его непосредственным участием.