Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га пе1рваz Маккаве1йскаz, ГлавA 15

И# послA цaрь ґнтіо1хъ сы1нъ дими1тріа царS посл†ніz t nстровHвъ морски1хъ сjмwну ґрхіере1ю и3 начaльнику kзы1ка їуде1йска и3 всемY kзы1ку.
И# бsху содержaще њ1бразъ се1й: цaрь ґнтіо1хъ сjмwну жерцY вели1кому и3 kзы1ка начaльнику и3 kзы1ку їуде1йскому рaдоватисz:
поне1же мyжіе губи1телє њдержaша ц†рствіz nтє1цъ нaшихъ, хощy же снабдёти цaрство, да ўстро1ю є5 ћкоже бЁ пре1жде, и3 t стрaнъ собрaхъ мно1жество си1лъ и3 сотвори1хъ корабли6 вHинскіz,
хощy же и3зы1ти во странY, да tмщY растли1вшымъ странY нaшу и3 њпустоши1вшымъ грaды мнHги въ цaрствіи (мое1мъ),
нн7э ў2бо ўтверждaю тебЁ вс‰ њставлє1ніz дaней, ±же њстaвиша тебЁ бы1вшіи пре1жде менє2 цaріе, и3 є3ли6ки и4ны дaры њстaвиша тебЁ,
и3 попусти1хъ тебЁ твори1ти ковaніе њсо1быхъ пёнzзей во странЁ твое1й,
їеrли1му же и3 с™ы1немъ бы1ти свобHднымъ: и3 вс‰ nр{жіz, є3ли6ка ўгото1валъ є3си2, и3 тверды6ни, и5хже создaлъ є3си2, и5хже держи1ши, да бyдутъ тебЁ:
и3 ве1сь до1лгъ царе1въ, и3 ±же подобaютъ царе1ви, tнн7э и3 во все2 вре1мz да њстaвzтсz тебЁ:
є3гдa же њдержи1мъ цaрство нaше, прослaвимъ тебе2 и3 лю1ди тво‰ и3 свzти1лище слaвою вели1кою, ћкw да kвле1нна бyдетъ слaва вaша по все1й земли2.
10 Лёта сто2 се1дмьдесzтъ четве1ртагw и3зы1де ґнтіо1хъ въ зе1млю nтє1цъ свои1хъ, и3 собрaшасz къ немY вси2 вHи, ћкw м†лымъ бы1ти њстaвшымъ со трv1фwномъ.
11 И# гнaше є3го2 ґнтіо1хъ цaрь, и3 пріи1де бэжaщь въ дHру, ћже при мо1ри:
12 вёдzше бо, ћкw собрaшасz ѕл†z нaнь и3 њстaвиша є3го2 во1ини.
13 И# њполчи1сz ґнтіо1хъ на дHру, и3 съ ни1мъ дванaдесzть те1мъ муже1й брaнныхъ и3 џсмь ты1сzщъ ко1нникwвъ:
14 и3 њбступи2 грaдъ, и3 корабли6 t мо1рz пріидо1ша, и3 њскорблsше грaдъ t земли2 и3 мо1рz, и3 не њстaви ни є3ди1наго и3зы1ти и3 вни1ти.
15 Пріи1де же нуми1ній и3 и5же съ ни1мъ t ри1ма, и3мyще послaніе царє1мъ и3 странaмъ, въ ни1хже напи6сана сі‰:
16 леvкjй v3пaтъ ри1мскій птоломе1ю царю2 рaдоватисz:
17 послы2 їуде1йстіи пріидо1ша къ нaмъ дрyзи нaши и3 спобHрницы, њбновлsюще пре1жнюю дрyжбу и3 споборе1ніе, по1слани t сjмwна ґрхіере1а и3 людjй їуде1йскихъ,
18 принесо1ша же и3 щи1тъ златы1й мн†съ ты1сzщи:
19 ўго1дно ў2бо бы1сть нaмъ писaти ко царє1мъ и3 странaмъ, да не нано1сzтъ и5мъ ѕHлъ и3 да не рaтуютъ и5хъ, ни градHвъ и4хъ, ни страны2 и4хъ, и3 да не споборaютъ рaтующымъ проти1ву и4хъ:
20 и3 и3зво1лисz нaмъ пріsти t ни1хъ щи1тъ:
21 ѓще ў2бо нёцыи губи1телє пребэжaша t страны2 и4хъ къ вaмъ, предaйте и5хъ сjмwну ґрхіере1ю, да tмсти1тъ и5мъ по зако1ну своемY.
22 Т†zжде написA дими1трію царю2 и3 ґттaлу, и3 ґріарafу и3 ґрсaку,
23 и3 во вс‰ страны6, и3 самpaку и3 спартіaтwмъ, и3 въ ди1лонъ и3 въ мv1ндонъ, и3 въ сmкіHнъ и3 въ карjю, и3 въ сaмонъ и3 въ памфmлjю, и3 въ лmкjю и3 въ ґлікарнaсъ, и3 въ ро1дъ и3 въ фасилjду, и3 въ кHю и3 въ сіди1ну, и3 въ ґрaдъ и3 въ гортv1ну, и3 въ кнjдъ и3 въ кv1пръ и3 въ кmринjю.
24 Списaніе же и4хъ написaша сjмwну ґрхіере1ю.
25 Ґнтіо1хъ же цaрь њполчи1сz на дHру втори1цею, наводS вы1ну на ню2 рyки и3 мих†ны творS, и3 заключи2 трv1фwна є4же не входи1ти ниже2 и3сходи1ти.
26 И# послA є3мY сjмwнъ двЁ ты1сzщы муже1й и3збрaнныхъ въ по1мощь є3мY и3 сребро2 и3 злaто и3 сосyды мнHги.
27 И# не восхотЁ и5хъ пріsти, но tве1рже вс‰, є3ли6ка завэщA є3мY пре1жде, и3 tчужди1сz t негw2.
28 И# послA къ немY ґfиновjа є3ди1наго t другHвъ свои1хъ, да побесёдуетъ съ ни1мъ, глаго1лz: вы2 держите2 їoппjю и3 газaру и3 краегрaдіе є4же во їеrли1мэ, грaды цaрства моегw2,
29 предёлы и4хъ њпустоши1сте, и3 сотвори1сте ћзву вели1ку на земли2, и3 госпо1дствовасте мэстaми мно1гими въ цaрствіи мое1мъ:
30 нн7э ў2бо tдади1те грaды, и5хже взsсте, и3 д†ни мёстъ, и4миже њгоспо1дствовасте внЁ предёлwвъ їуде1йскихъ:
31 ѓще же ни2, дади1те мёстw си1хъ пsть сHтъ талaнтwвъ сребрA, и3 за њпустоше1ніе, и4мже њпустоши1сте, и3 за д†ни градHвъ друг‡z пsть сHтъ талaнтwвъ: ѓще же ни2, прише1дше порaтуемъ вaсъ.
32 И# пріи1де ґfиновjй дрyгъ цaрскій во їеrли1мъ, и3 ви1дэ слaву сjмwнову, и3 сокро1вище злaта и3 сребрA, и3 ўстрое1ніе дово1льно, и3 ўжасе1сz, и3 возвэсти2 є3мY словесA ц†рска.
33 И# tвэщaвъ сjмwнъ, рече2 є3мY: ниже2 чуждyю зе1млю пріsхомъ, ниже2 чужд†z њдержaхомъ, но наслёдіе nтє1цъ нaшихъ, t вр†гъ же нaшихъ въ нёкое вре1мz непрaведнw ўдержaсz:
34 мы1 же вре1мz и3мyще воспріsхомъ наслёдіе nтє1цъ нaшихъ:
35 њ їoппjи же и3 газaрэхъ, и5хже про1сиши, сjи творsху въ лю1дехъ ћзву ве1лію въ странЁ нaшей, t си1хъ дади1мъ тал†нтъ сто2. И# не tвэщA є3мY ґfиновjй словесе2.
36 Возврати1сz же съ ћростію ко царю2 и3 возвэсти2 є3мY словесA сі‰ и3 слaву сjмwнову и3 вс‰ є3ли6ка ви1дэ. И# прогнёвасz цaрь гнёвомъ ве1ліимъ.
37 Трv1фwнъ же всёдъ къ корaбль, tбэже2 во nрfwсіaду.
38 И# постaви цaрь кендеве1а воево1дою примо1рскимъ и3 си6лы пэхHтныz и3 кHнныz даде2 є3мY.
39 И# повелЁ є3мY њполчи1тисz проти1ву лицA їуде1йска, и3 заповёда є3мY создaти кедрHнъ и3 ўтверди1ти вратA, и3 да рaтуетъ лю1ди. Цaрь же гонsше трv1фwна.
40 И# пріи1де кендеве1й во їамнjю и3 начA раздражaти лю1ди и3 входи1ти во їуде1ю и3 плэни1ти лю1ди и3 ўбивaти: и3 создA кедрHнъ
41 и3 постaви тaмw ко1нники и3 си6лы, ћкw да и3сходsще прохо1дzтъ пути6 їудє1йскіz, ћкоже повелЁ є3мY цaрь.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 Находясь на о. Родосе, Антиох VII узнал о пленении своего брата, Димитрия П. Он был воспитан в Книде и Сиде и получил прозвище Сидета, но на монетах называет себя Евергетом ("благодетелем").


10 В 139/138 г. Первые монеты Антиоха датированы 138 г.; его высадка имела место осенью 139 г.


16 Птоломей VII Фискон.


22 Аттал II (159-138), царь Пергамский. Ариараф V, царь Каппадокийский, Арсак (см 1 Макк 14:2).


37 "Орфосиада" - Ард Артуси в Сирии, в 14 км на С от Триполи.


Повествование 1 кн Маккавейской охватывает 40 лет — от воцарения Селевкида Антиоха Епифана в 175 г до смерти Симона Маккавея, происшедшей в 134 г до Р.Х. Книга была написана по-еврейски, но сохранилась только в греч переводе. Автор ее по всем имеющимся данным — палестинский еврей, писавший не раньше 134 г, но до 63 г — года взятия Иерусалима Помпеем. Книга представляет определенную ценность для изучения истории того времени, однако следует иметь в виду, что свящ писатель, подражая форме древних израильских летописей, считает своей главной целью чисто религиозную интерпретацию событий. Несчастья своего народа он рассматривает как наказание за грехи, а успехи объясняет помощью Божией. Перед нами — иудей, ревнующий о вере в Бога Израилева и знающий, что борьба между языч. влиянием и отеческими обычаями ведется за торжество истинного богопочитания. Поэтому он выступает как решительный противник эллинизации и восхищается героями, боровшимися за Закон и за Храм, отвоевавшими народу религиозную свободу, и затем — национальную независимость. Он — летописец борьбы, спасшей иудейство, миссией которого было передать человечеству Откровение.

Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1  Антиох VII Сидет, сын Димитрия I и младший брат взятого в плен парфянами Димитрия II. Прозвище свое Σιδήτης получил от памфилийского города Sida, где он воспитывался.


С островов морских. По Аппиану, Syriaca, с. 68, Антиох узнал о пленении своего брата на острове Родос. В это время Трифон вел упорную борьбу с военачальниками и сатрапами Димитрия — Дионисием в Месопотамии, Сарпедоном и Паламедом в Сирии и Эсхионом в Селевкии приморской, где находилась и царица Клеопатра. Антиох между тем блуждал беспомощно от одного места к другому, не принимаемый нигде из страха пред Трифоном, пока, наконец, Клеопатра — по совету своих друзей и из опасения, что город отпадет на сторону Трифона, — не предложила ему руку и трон.


6 См. к 13:42.


7 См. к 10:31; ср. 13:38.


8 См. к 13:39.


10  В 174 г. э. Сел. = 139-138 г. до Р. Х. Антиох вступил в землю отцов своих, т. е. в Селевкию, где Клеопатра обещала ему руку и трон.


11  Дорагреч. τὰ Δωρα̃ и ἡ Δω̃ρα, евр. רֹאֽך или רֹוך, сооруженная финикиянами, на Средиземном море, в глубине мыса Кармил, в 9 милях севернее Кесарии (близ нынешней Tantura или Tortura. Описание осады этой Доры Антиохом прерывается рассказом о возвращении послов Симона из Рима (15-24 ст.) (ср. 14:24).


15  С письмами к царям и странам — в копиях, как узнаем из 24 ст.


16 Письмо, содержание коего для образца приводится здесь, адресовано «царю Птоломею», т. е. Птоломею Евергету II или Фискону, который после смерти своего брата Филометора (11:18) царствовал еще 29 лет. Подписаны письма именем консула Левкия — Λεύκιος, греч. форма имени Lucius. Это был, следовательно, или Lucius Caecilius Metellus, или Lucius Calpumius Piso — современники Симона. Более вероятно, что здесь имеется в виду второй Люций, бывший консулом (с М. Попиллием Леною) в 615 г. от осн. Рима = 139 г. до Р. Х.


18 См. к 14:24.


20  Мы рассудили принять от них щит — как бы в знак благоволения иудеям, но отнюдь не как одолжение с их стороны, побуждавшее принять и условия договора, ради чего некоторые находили более естественным читать этот стих между ст. 18 и 19.


21 Выдача беглецов обычно ставилась в числе условий при заключении мира или союзных договоров (ср. Полибий XXII, 23 (26) 10; Ливий XXXVIII, 38).


22 Подобные приведенному (ст. 16-21) письма консул написал: «царю Димитрию». Этот отправился тогда в Мидию, и — или еще не был пленен парфянами, или слух об его пленении еще не дошел до Рима.


Аттал — был царь пергамский, вероятно II-й с этим именем — Филадельф, так как его преемник Аттал III Филометор вступил на трон только в 138 г. до Р. Х.


Ариараф’Αριαράθης, иначе ’Αράθη̨, отсюда у Лютера переведено Aretas), — есть Ариараф III Филопатор, царь каппадокийский, ум. в 130 г. до Р. Х.


Арсак — царь парфянский, см. к 14:2.


Сампсама (Σαμψαμη̨, иначе Σαμψάκη̨, лат. Lampsaco) — упоминаемый у Abulfeda портовый город между Синопом и Трапезундом, нынешний Samsun, западнее Трапезунда.


Делос — наименьший из Цикладских островов в Архипелаге, со времени разрушения Коринфа вел значительную торговлю, — нынешний Dili, необитаем и пустынен.


Минд — гавань в Карии (на ю.-з. Малой Азии) — нынешняя Mentesche.


Сикион — на северном берегу Пелопоннеса, западнее Коринфа.


Кария — область на ю. з. Малой Азии с городами Галикарнасс, Книд и др.


Самос — известный остров близ ионического берега.


Памфилия — малоазиатская область по Средиземному морю между Ликией и Киликией.


Ликия — то же самое, юго-восточнее Карии.


Галикарнасс — большой и сильно укрепленный главный город Карии, бывшая резиденция карийских царей, родина Геродота, разрушен Александром Великим.


Родос — известный остров южнее карийского берега.


Фасилида (Φάσηλίς) — большой город в Ликии на скалистом мысе с тремя гаванями; во время борьбы римлян с морскими разбойниками разрушен в 78 г. до Р. Х., позднее возродился снова в виде маленького местечка, но в Турецкую войну снова разрушен, затем на его месте возникло местечко по имени Alaia, ныне одни развалины.


Кос — маленький остров напротив городов Книда и Галикарнасса (известный более под несклоняемой формой Κω̃).


Сида (Σίδη) — портовый город Памфилии.


Арад — остров и город близ финикийского берега, при впадении Елевфера (см. к 11:7).


Гортина (Γόρτυν) значительный город на Крите, на южном берегу, при реке Lethдus, с двумя гаванями.


Книд — карийский город на мысе Триопион, против острова Кос, соединенный с твердою землею Книдийского острова дамбою.


Кириния — главный город верхней Ливии или Ливии Киринейской (Libya Cyrenaica или Pentapolilana), между населением которого было особенно много иудеев.


25  Царь Антиох обложил Дору вторично. Это выражение непонятно, если ставить его в прямую связь с начатым в 14 ст. рассказом об осаде Доры. Недоумение рассеивается иным переводом слов подлинника: ἐν τη̨̃ δευτέρα̨, что означает не «вторично», как переводят русский и слав. тексты, а «во второй день» (ἐν τη̨̃ δευτέρα̨, т. е. ἡμέρα̨), т. е. во второй день после того, как Антиох обложил город (вторично было бы δεύτερον, τὸ δεύτερον, ἐε δευτέρου).


Нападая на нее со всех сторон — более точно слав.: «наводя выну на ню руки» (перевод греческого προσάγειν τὰς χει̃ρας), т. е. войска (ср. греч. 5:6 и 11:15).


26-27 Симон посылает Антиоху вспомогательный отряд, золото, серебро и припасы, но Антиох высокомерно отвергает их. Основание для такой перемены отношений Антиоха к Симону можно усматривать единственно в перемене положения Антиоха. Пока он находился в стесненных обстоятельствах, он заискивал пред иудеями, обещая им всевозможные льготы, и хранил эти обещания до тех лишь пор, пока это было нужно.


28-31 Требования Антиоха, предъявленные Симону через Афиновия, стоят в разительном противоречии с прежними милостями царского письма (5-9 ст.). При этом царь различает собственно τὰ ὅρια τη̃ς ’Ιουδαίας (пределы Иудейские) и города Иоппию, Газару и другие, как города его собственного царства, захваченные иудеями; таким образом, он под пределами Иудейскими имеет в виду только ту область, которую иудеи заняли при своем возвращении из плена и владели ею, когда подпали под владычество сирийцев. К этой области не принадлежали ни Иоппия, ни Газара, которыми незадолго перед тем овладел Симон (14:5 и 13:43 и далее). Подобным образом и крепость Иерусалимскую, как сооруженную Антиохом Епифаном и до последнего времени бывшую в руках сирийцев (ср. 1:33 с 13:49 и далее), Антиох с уверенным правом мог причислять к городам (πόλεις) своего царства. Под «многими местами» в царстве Антиоха (29 ст.), коими владели иудеи «вне пределов Иудейских», могли подразумеваться: Екрон, подаренный Ионафану Александром Валасом (10:89) и Газа, завоеванная и сожженная Ионафаном (11:61).


К «опустошенным» областям несомненно причислялись области филистимской низменности, которые были постоянною ареною военных действий иудеев (10:83 и далее).


32  Слава Симона (ἡ δόξα), поразившая Афиновия, — роскошь его двора.


Сокровищница с золотою и серебряною утварью (κυλικει̃ον, от κύλιξ, calix — кубок, стакан) — нечто вроде «буфетного» отделения или шкафа с буфетными и столовыми принадлежностями.


Окружающее великолепие (παράστασιν ἱκανὴν), слав.: «устроение довольно» — собств. «богатый штат придворной прислуги», свойственный истинно царским дворам.


37 Продолжается снова речь об осаде Доры, прерванная рассказом о разрыве Антиоха с Симоном (ст. 26-35). Несмотря на тесное обложение крепости (25 ст.), Трифону удалось сесть на корабль и уплыть в Орфосию. Эта Orthosia или Orthosias — финикийский портовый город, севернее Триполи, южнее впадения в море р. Елевферуса (Страбон XVI, 753 и далее; ср. Плиний V, 17 и Птоломей V, 15, §4); руины этого города видны доселе на северной стороне Nahr el Bвrid.


38  Кендевей, известный враг и гонитель иудеев, называется в некоторых кодексах ἐπιστράτηγος = στρατηγὸς πρώταρχος 2 Макк 10:11.


Приморская страна, где он стал «главным военачальником» — это та же узкая береговая полоса земли (τη̃ς παραλίας) по Средиземному морю, что упоминается ранее — 11:8.


Кедрон — точных сведений о нем не сохранилось. Судя по 40 ст. и 16:4,8-10 — он лежал на западной границе Иудеи на равнине, юго-западнее Модины, в области Азота. Дальнейшие соображения наводят на отождествление его с Гедерой (Gedera) на равнине (Нав 15:36), юго-восточнее Иамнии, где ныне Gedrus или Ghedera — селение одного часа пути юго-восточнее Иамнии.


40  Вызывать на бойἐρεθίζειν, более точно слав.: «нача раздражати люди».


Стройное хронологическое течение священного кодекса и более или менее связное, исторически-последовательное содержание его книг — после книг Неемии и пророка Малахии — внезапно нарушается крупным пробелом в несколько столетий (440-175 г. до Р. Х.), не нашедших себе достойного увековечения в священных книгах. С 175 года книги Маккавейские1Книги Маккавейские переведены с греческого, потому что в еврейском тексте их нет. снова продолжают изложение событий священного характера для ветхозаветного человечества и доводят его до 135 г. до Р. Х., после чего ветхозаветный кодекс вновь обрывается совершенно, уступая место священным книгам кодекса новозаветного, начинающегося евангельскими повествованиями о рождестве Спасителя мира.

Наименование свое Маккавейские книги заимствовали от прозвания, первоначально усвоенного 3-му сыну священника Маттафии — Иуде — Маккавей, что значит молот (בֽקוַמ), за его выдающееся геройство и успехи в борьбе с врагами иудеев (Maccabei 1 2:4Ιουδας ὁ καλούμενος Μακκαβαι̃ος; ср. Ιουδας Μακκαβαι̃ος — 66 ст.; Maccabei 1 3:1; Maccabei 1 5:24; Maccabei 1 8:20 и др. Во 2-ой Маккавейской книге во многих местах (Maccabei 1 8:5.16) прямо ὁ Μακκαβαι̃ος, и даже просто Μακκαβαι̃οςMaccabei 1 10:1, как встречается и в Maccabei 1 5:34). — От этого прозвища Иуды получило такое наименование «Маккавеев» и все семейство братьев Иуды, и само движение, вызванное и руководимое ими, стало известно под названием борьбы или эпохи «Маккавеев».

Под именем «Маккавейских» в Библии имеются три книги, признаваемые неканоническими.

Первая книга Маккавейская, передав вкратце обстоятельства воцарения Антиоха Епифана на сирийском престоле, повествует о тяжких гонениях этого безбожника на верное Богу иудейство и о геройской борьбе за свою веру и свободу последовательно всего семейства Маккавеев, начиная Маттафиею, родоначальником этой фамилии, и кончая Симоном, т. е. от 175-135 г. до Р. Х. (Маттафия, Maccabei 1 1-2; Иуда, Maccabei 1 3:1-9:22; Ионафан, Maccabei 1 9:23-12:53; Симон, Maccabei 1 13-16).

По свидетельству Оригена и блаж. Иеронима, эта книга написана первоначально на еврейском наречии. Свидетельство первого (у Евсевия, Церк. истор. VI, 25) таково: «ἔξω τούτοω (т. е. кроме этих, канонических книг Ветхого Завета) ἐστὶ τὰ Μακκαβαικά 2Хотя выражение τὰ Μακκαβαικά подразумевает, по-видимому, несколько книг, однако, приводимое дальше еврейское надписание книги не оставляет сомнения в том, что речь здесь идет лишь о 1-й Маккавейской книге, которая одна имелась на еврейском наречии. , ἅπερ ἐπιγέγραπται Σαρβὴθ Σαρβανὲ ἔλ» — (евр. לא ינב ךֹש טיברׁש, т. е. «владычество», или «История князей сынов Божиих»). — Блаж. Иероним в своем свидетельстве (prolog. galeat.) называет в числе книг, не принадлежащих к канону, только две Маккавейские книги, и при этом замечает: Machabaeorum primum librum hebraicum reperi; secundus graecus est, quod ex ipsa quoque phrasi probari potest. — Обе книги находятся уже в Италийском кодексе, и из него перешли в Вульгату, так что блаж. Иероним не переводил их вновь.

Время написания книги. Время написания книги приблизительно может быть указано — в конце жизни первосвященника Иоанна, преемника Симона. Это следует из пометки самого писателя в конце книги, где он, дойдя до истории Иоанна, отсылает читателя к книге дней первосвященства его, не упоминая о его смерти, но перечисляя — «и войны его, и мужественные подвиги его, славно совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его... с того времени, как сделался он первосвященником после отца своего» — (Maccabei 1 16:23-24).

Перевод на греческий язык еврейского оригинала, несомненно, был сделан вскоре же после появления оригинала. Сделанный довольно вольно от оригинала и по-видимому столь же авторитетным лицом, этот перевод вытеснил собою даже оригинал, войдя вместо него и в греческий канон. Иосиф Флавий, известный иудейский историк, пользовался для своего классического труда исключительно переводным текстом.

Писатель книги (как и переводчик) точно неизвестен. Вероятно, это был палестинский иудей, близко стоявший к описываемым лицам и событиям, имевший возможность при написании книги пользоваться не только личными впечатлениями и воспоминаниями, но и официальными документами того времени. Это самое — ставит подлинность и историческую достоверность описываемых событий вне всякого сомнения, тем более, что обо всем том и совершенно согласно повествуют и другие — сирийские и греческие историки (особенно — Полибий), излагая события времен царей сирийских.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Так сложилось исторически, что на Палестину претендовали многие страны и народы. Связано это было, в первую очередь, с её выгодным географическим положением: Палестина всегда была и сегодня остаётся ключом к Ближнему Востоку, контроль над Палестиной означает власть над... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).