Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га вторaz є4здры, ГлавA 8

И# по си1хъ, цaрствующу ґртаxе1рxу царю2 пе1рсскому, приступи2 є4здра сы1нъ сарjинъ, є3зерjевъ, хелкjевъ, салyмовъ,
садyковъ, ґхітHвъ, ґмарjевъ, є3зjевъ, мемерHfовъ, заре1евъ сауjевъ, воккaевъ, ґвісyмовъ, фінее1совъ, є3леазaровъ, ґарHна пе1рвагw свzще1нника:
то1й є4здра взы1де t вавmлHна, ћкw книго1чій благоразyменъ сы1й въ зако1нэ мwmсе1овэ, дaннэмъ t гDа бг7а ї}лева,
и3 даде2 є3мY цaрь слaву, њбрётшему благодaть пред8 ни1мъ, над8 всёми досто1инствы є3гw2.
И# взыдо1ша вкyпэ съ ни1мъ t сынHвъ ї}левыхъ, и3 свzще1нникwвъ и3 леvjтwвъ, и3 свzщеннопэвцє1въ и3 врaтарей и3 рабHвъ церко1вныхъ во їеrли1мъ,
лёта седмaгw цaрствующу ґртаxе1рxу въ пsтый мцcъ: то2 лёто седмо1е царю2: и3зше1дше бо и3з8 вавmлHна въ новомcчіи пе1рвагw мцcа, пріидо1ша во їеrли1мъ по дaнному и5мъ поспёху въ пyть t гDа:
и4бо є4здра мно1гое свёдэніе њбдержaше, дабы2 ничто2 њстaвити сyщихъ t зако1на гDнz и3 t зaповэди, є4же научи1ти всего2 ї}лz всBмъ њправдaніємъ и3 судьбaмъ.
Пріи1де же напи1санное повелёніе t ґртаxе1рxа царS ко є4здрэ свzще1ннику и3 чтецY зако1на гDнz, є3гHже є4сть списaніе подлежaщее:
цaрь ґртаxе1рxъ є4здрэ свzще1ннику и3 чтецY зако1на гDнz рaдоватисz:
10 человэколю1бнw ѓзъ суди1въ, повелёхъ хотsщымъ t kзы1ка їуде1йскагw съ во1лею благо1ю, и3 t свzщє1нникъ и3 леv‡тъ, и3 и5же сyть въ цaрствіи нaшемъ, и3ти2 съ тобо1ю во їеrли1мъ:
11 є3ли1цы ў2бо вожделёютъ, да соберyтсz и3 по1йдутъ съ тобо1ю, ћкоже ўго1дно мнЁ и3 седми2 другHмъ мои6мъ совётникwмъ:
12 да ўви1дzтъ дёємаz во їуде1и и3 їеrли1мэ, ћкоже є4сть въ зако1нэ гDни,
13 и3 да вно1сzтъ дaры гDу ї}леву, и5хже њбэщaхъ ѓзъ и3 дрyзи во їеrли1мъ, и3 все2 злaто и3 сребро2, є4же њбрётено бyдетъ во странЁ вавmлHнстэй, гDу во їеrли1мъ, съ даровaннымъ t kзы1ка во свzти1лище гDа бг7а и4хъ, є4же во їеrли1мъ:
14 да собере1тсz злaто и3 сребро2 на ю3нцы2 и3 nвны2 и3 ѓгнцы, и3 ±же тBмъ послёдуютъ,
15 да прино1сzтъ жє1ртвы гDу на nлтaрь гDа бг7а и4хъ, и4же во їеrли1мэ:
16 и3 вс‰ є3ли6ка хо1щеши съ брaтіею твое1ю сотвори1ти злaтомъ и3 сребро1мъ, соверши2 по во1ли бг7а твоегw2,
17 и3 свzщє1нныz сосyды гDни, и5же даны2 сyть тебЁ, къ дёлу до1му гDа бг7а твоегw2, и4же во їеrли1мэ, да положи1ши пред8 гDемъ бг7омъ твои1мъ, и4же во їеrли1мэ:
18 и3 прHчаz, є3ли6ка ѓще тебЁ потрє1бна бyдутъ къ дэлHмъ хрaму бг7а твоегw2, да дaси t цaрскагw сокро1вища:
19 и3 ѓзъ цaрь ґртаxе1рxъ повелёхъ стражє1мъ сокро1вища сmрjйскагw и3 фінікjйскагw, да, є3ли1кw напи1шетъ є4здра свzще1нникъ и3 чте1цъ зако1на гDа бг7а вы1шнzгw, прилёжнw даю1тъ є3мY, дaже до сребрA талaнтъ стA,
20 тaкожде и3 до пшени1цы спyдwвъ стA и3 вінA до мёръ стA:
21 и3 и4на премнHга вс‰ по зако1ну б9ію да совершaтсz съ поспэше1ніемъ бг7у вы1шнему, да не востaнетъ гнёвъ на цaрство царе1во и3 сынHвъ є3гw2:
22 вaмъ же глаго1лю, да всBмъ свzще1нникwмъ и3 леvjтwмъ, и3 свzщеннопэвцє1мъ и3 врaтникwмъ, и3 рабHмъ церкHвнымъ и3 писцє1мъ це1ркве тоS, ни є3ди1на дaнь, ниже2 и4на тzготA бyдетъ, и3 ни є3ди1ну влaсть и3мёти налагaти что2 на ни1хъ:
23 ты1 же, є4здро, по премdрости б9іей, постaви судіи6 и3 начaльники, да сyдzтъ во все1й сmрjи и3 фінікjи всёхъ вёдущихъ зако1нъ бг7а твоегw2, ґ невёдущихъ ўчи2:
24 и3 вси2 є3ли1цы престyпzтъ зако1нъ бг7а твоегw2 и3 цaрскій тщaтельнw да накaжутсz, и3ли2 сме1ртію, и3ли2 кaзнію, и3ли2 сребрA лише1ніемъ, и3ли2 и3згнaніемъ.
25 И# рече2 є4здра книго1чій: блгcве1нъ є3ди1нъ гDь бг7ъ nтє1цъ мои1хъ, и5же даде2 сі‰ въ се1рдце царе1во прослaвити до1мъ є3гw2, и4же во їеrли1мэ,
26 и3 мене2 почте2 пред8 царе1мъ и3 совётниками и3 всёми др{ги и3 вельмHжи є3гw2:
27 и3 ѓзъ благоде1рзостенъ бы1хъ по по1мощи гDа бг7а моегw2, и3 собрaхъ t ї}лz мyжы, да вкyпэ взы1дутъ со мно1ю.
28 И# сjи предводи1теліе по свои1мъ nте1чествwмъ и3 начaльствwмъ, и5же и3зыдо1ша со мно1ю и3з8 вавmлHна въ цaрство ґртаxе1рxа царS:
29 T сынHвъ фінее1совыхъ гирсHнъ, t сынHвъ їfамaровыхъ гамаліи1лъ, t сынHвъ давjдовыхъ латтyсъ, сы1нъ сехенjевъ,
30 t сынHвъ форо1совыхъ захaріа и3 съ ни1мъ њпи1санныхъ муже1й сто2 пzтьдесsтъ,
31 t сынHвъ фаafъ-мwaвлихъ є3ліаwнjа заре1овъ и3 съ ни1мъ муже1й двёсти,
32 t сынHвъ заfо1евыхъ сехенjа є3зеjлевъ и3 съ ни1мъ муже1й три1ста, t сынHвъ ґдjнихъ њви1fъ їwнаfyевъ и3 съ ни1мъ муже1й двёсти пzтьдесsтъ,
33 t сынHвъ и3лaмовыхъ їесjа гоfолjевъ и3 съ ни1мъ муже1й се1дмьдесzтъ,
34 t сынHвъ сафатjевыхъ зараjа михаи1ловъ и3 съ ни1мъ муже1й се1дмьдесzтъ,
35 t сынHвъ їwaвлихъ ґвадjа їези1ловъ и3 съ ни1мъ муже1й двёсти дванaдесzть,
36 t сынHвъ ванjевыхъ ґссалімHfъ сы1нъ їwсафjевъ и3 съ ни1мъ муже1й сто2 шестьдесsтъ,
37 t сынHвъ вавjевыхъ захaріа виваjевъ и3 съ ни1мъ муже1й двaдесzть џсмь,
38 t сынHвъ ґстafовыхъ їwaннъ ґкатaнь и3 съ ни1мъ муже1й сто2 де1сzть,
39 t сынHвъ ґдwнікaмовыхъ послёдніи, и3 сі‰ сyть и3менA и4хъ: є3ліфалA сы1нъ їеуи1левъ и3 саме1а и3 съ ни1ма муже1й се1дмьдесzтъ,
40 t сынHвъ вагHевыхъ ўfjй їстакyровъ и3 съ ни1мъ муже1й се1дмьдесzтъ.
41 И# собрaхъ и5хъ къ рэцЁ ћже нарицaетсz fерaнъ, и3 њполчи1хомсz три2 дни6 здЁ, и3 пресмотри1хъ и5хъ.
42 И# t сынHвъ свzще1нничихъ и3 t леvjтскихъ не њбрётъ тaмw,
43 послaхъ ко є3леазaру и3 їдуи1лу, и3 маазмaну и3 ґлнаfaну, и3 маме1ю и3 саме1ю и3 їwрjву, наfaну, є3ннатaну, захaріи и3 месуллaму, предводи1телємъ и3 ўчє1нымъ,
44 и3 реко1хъ и5мъ, да пріи1дутъ къ додде1ю вождY, и4же на мёстэ сокровищехрани1льницы,
45 заповёдавъ и5мъ рещи2 додде1ю и3 брaтіи є3гw2 и3 сyщымъ на мёстэ сокровищехрани1телємъ, да по1слютъ къ нaмъ свzще1нствовати и3мyщихъ въ домY (гDа) бг7а нaшегw.
46 И# приведо1ша къ нaмъ держaвною руко1ю гDа бг7а нaшегw мyжы ўчє1ны t сынHвъ моолjа сы1на леvjина, сы1на ї}лева, ґсевевjю и3 сынHвъ є3гw2 и3 брaтію nсмьнaдесzть,
47 и3 ґсевjю и3 ґннyа и3 њсе1а брaта t сынHвъ хануне1евыхъ, и3 сынHвъ и4хъ муже1й двaдесzть:
48 и3 t церко1вныхъ служи1телей, и5хже даде2 давjдъ и3 нач†льницы къ дёланію леvjтwмъ, церко1вныхъ служи1телей двёсти двaдесzть: всёхъ же и3менA знаменов†нна сyть въ писaніи.
49 И# њбэщaхъ тY по1стъ ю4ношамъ пред8 гDемъ бг7омъ нaшимъ,
50 да взы1щемъ t негw2 бlгjй пyть нaмъ и3 сyщымъ съ нaми чaдwмъ нaшымъ и3 скотHмъ.
51 Ўсрами1хбосz проси1ти t царS пёшихъ и3 ко1нникwвъ и3 проводникHвъ рaди њхране1ніz нaмъ t супост†тъ,
52 реко1хомъ бо царю2, ћкw си1ла гDа нaшегw бyдетъ со и4щущими є3го2 на всsкое ўправле1ніе.
53 И# пaки помоли1хомсz гDу бг7у нaшему њ си1хъ и3 млcтива получи1хомъ.
54 И# tлучи1хъ t племеноначaльникwвъ и3 свzще1нникwвъ муже1й дванaдесzть є3севрjю и3 ґссамjю и3 съ ни1ми t брaтіи и4хъ муже1й де1сzть,
55 и3 и3звёсихъ и5мъ сребро2, злaто и3 сосyды свzщє1нныz до1му бг7а нaшегw, ±же даровA цaрь и3 совBтницы є3гw2 и3 вельмHжи и3 ве1сь ї}ль:
56 и3 и3звёсивъ предaхъ и5мъ сребрA тал†нтъ ше1сть сHтъ пzтьдесsтъ, и3 сос{дъ сре1брzныхъ тал†нтъ сто2, и3 злaта тал†нтъ сто2, и3 сосyдwвъ позлаще1нныхъ двaдесzть, и3 сосyдwвъ мёдzныхъ t и3збрaнныz мёди блещaщихсz златови1дныхъ, сосyдwвъ дванaдесzть,
57 и3 реко1хъ и5мъ: и3 вы2 свsти є3сте2 гDу, и3 сосyди свsти, и3 злaто и3 сребро2 њбэщaнное гDу бг7у nтє1цъ нaшихъ:
58 бди1те и3 храни1те, до1ндеже воздади1те вы2 вс‰ племеноначaльникwмъ свzще1нникwвъ и3 леvjтwвъ и3 начaльникwмъ nте1чествъ ї}левыхъ во їеrли1мэ въ сосудохрани1тельницэ до1му бг7а нaшегw.
59 И# пріе1мше свzще1нницы и3 леvjти сребро2 и3 злaто и3 сосyды во їеrли1мъ, внесо1ша во хрaмъ гDень.
60 И# воздви1гшесz t рэки2 fеры2 въ дванадесsтый де1нь пе1рвагw мцcа, внидо1хомъ во їеrли1мъ съ крёпкою руко1ю гDа нaшегw, ћже съ нaми: и3 и3збaви нaсъ гDь t и3схо1да пути2 t всёхъ вр†гъ, и3 пріидо1хомъ во їеrли1мъ.
61 И# є3гдA бы1сть тaмw тре1тій де1нь, въ четве1ртый де1нь и3змёреное злaто и3 сребро2 пре1дано въ до1мъ гDа бг7а нaшегw мармHfэ сы1ну ўрjину свzще1ннику,
62 и3 съ ни1мъ (бЁ) є3леазaръ сы1нъ фінее1совъ, и3 бы1ста съ ни1ма їwсавaдъ сы1нъ їисyсовъ и3 мwи1fъ саваннjевъ сы1нъ, леvjтzне: вс‰ по числY и3 вёсу, и3 напи1санъ бы1сть ве1сь вёсъ и4хъ въ то1й чaсъ.
63 Прише1дшіи же t плэне1ніz принесо1ша жє1ртвы бг7у ї}леву ю3нє1цъ дванaдесzть за ве1сь ї}ль, nвє1нъ де1вzтьдесzтъ ше1сть, ѓгнєцъ се1дмьдесzтъ двA, козлHвъ за спасе1ніе дванaдесzть вс‰ въ же1ртву гDню.
64 И# tдaша повєлёніz царє1ва царє1вымъ строи1телємъ и3 є3пaрхwмъ кілисmрjи и3 фінікjи, и3 почто1ша kзы1къ и3 хрaмъ гDень.
65 И# соверши1вшымсz си6мъ, приступи1ша ко мнЁ предводи1теліе, глаго1люще:
66 не tлучи1сz ро1дъ ї}левъ и3 нач†льницы, и3 свzще1нницы и3 леvjти t и3ноплеме1нныхъ kзы1кwвъ земли2 и3 t нечисто1тъ и4хъ, t kзы6къ ханане1wвъ и3 хетте1wвъ, и3 ферезе1wвъ и3 їевусе1wвъ, и3 мwавjтwвъ и3 є3гv1птzнъ и3 їдуме1wвъ:
67 сопрzго1шасz бо со дще1рьми и4хъ, и3 тjи и3 сы1нове и4хъ, и3 смэси1сz сёмz свzто1е со и3ноплеме1нными kзы6ки зе1мскими, и3 прич†стницы бы1ша предводи1теліе и3 вельмHжи беззако1ніz сегw2 t начaла ве1щи.
68 И# ѓбіе, є3гдA ўслы1шахъ сі‰, раздрaхъ њдэ‰ніz и3 свzще1нную ри1зу, и3 терзaхъ власы2 главы2 и3 брады2, и3 сэдёхъ ско1рбенъ и3 печaленъ,
69 И# собрaшасz ко мнЁ, є3ли1цы тогдA подвизaхусz во сло1вэ гDа бг7а ї}лева, мнЁ плaчущу њ беззако1ніи, и3 сэдёхъ ско1рбенъ дaже до вече1рніz же1ртвы:
70 и3 востaхъ t постA, раздр†на и3мёющь њдэ‰ніz и3 свzще1нную ри1зу, преклони1въ кwлёна и3 просте1ръ рyцэ ко гDу, реко1хъ:
71 гDи, постыдёхсz и3 ўсрами1хсz пред8 лице1мъ твои1мъ,
72 грэси1 бо нaши ўмно1жишасz вы1ше глaвъ нaшихъ, и3 без{міz н†ша воздвиго1шасz дaже до небесе2,
73 є3ще2 t време1нъ nтє1цъ нaшихъ, и3 є3смы2 въ вели1цэ грэсЁ дaже до дне2 сегw2:
74 и3 рaди грBхъ нaшихъ и3 nтє1цъ нaшихъ пре1дани є3смы2 со брaтіzми нaшими и3 съ царьми2 нaшими и3 со свzщє1нники нaшими царє1мъ зємны1мъ въ ме1чь и3 плэне1ніе и3 въ грабле1ніе со стыдёніемъ дaже до дне1шнzгw дне2:
75 и3 нн7э коли1ко бы1сть нaмъ млcрдіе t тебє2, гDи б9е, є4же њстaвити нaмъ ко1рень и3 и4мz на мёстэ с™ы1ни твоеS
76 и3 є4же tкры1ти свэти1льникъ нaмъ въ домY гDа бг7а нaшегw, дaти нaмъ пи1щу во вре1мz рабо1ты нaшеz: и3 є3гдA служи1хомъ, не бы1хомъ њстaвлени t гDа бг7а нaшегw,
77 но постaви нaсъ во благодaти пред8 цари6 пе1рсскими дaти нaмъ пи1щу,
78 и3 прослaвити хрaмъ гDа нaшегw, и3 воздви1гнути њпустоше1нный сіHнъ, дaти нaмъ тверды1ню во їуде1и и3 їеrли1мэ:
79 и3 нн7э что2 рече1мъ, гDи, и3мёюще сі‰; преступи1хомъ бо повєлёніz тво‰, ±же дaлъ є3си2 руко1ю nтрокHвъ твои1хъ прbро1кwвъ, гlz:
80 ћкw землS, въ ню1же хо1дите наслёдити, землS њскверне1на є4сть скве1рною и3ноплеме1нныхъ земли2, и3 нечистото1ю свое1ю напо1лниша ю5,
81 и3 нн7э дще1рей вaшихъ не сопрzзи1те сынHмъ и4хъ, и3 дще1рей и4хъ не пріе1млите сыновHмъ вaшымъ,
82 и3 не взыщи1те ми1ра и3мёти съ ни1ми во все2 вре1мz, да ўкрэпи1вшесz kди1те благ†z земли2 и3 достоsніе раздэлsете сыновHмъ вaшымъ дaже до вёка:
83 и3 ±же случaютсz нaмъ, вс‰ бывaютъ рaди дёлъ нaшихъ лукaвыхъ и3 вели1кихъ грBхъ нaшихъ: ты1 бо, гDи, њблегчи1лъ є3си2 грэхи2 нaшz
84 и3 дaлъ є3си2 нaмъ сицевы1й ко1рень, и3 пaки њбрати1хомсz преступи1ти зако1нъ тво1й, є4же смэси1тисz съ нечистото1ю kзы6къ зе1мскихъ:
85 не прогнёвалсz ли є3си2 на ны2 погуби1ти нaсъ, до1ндеже не њстaнетсz ко1рень и3 сёмz и3 и4мz нaше;
86 гDи б9е ї}левъ, и4стиненъ є3си2, њстaхомсz бо ко1рень до дне1шнzгw дне2:
87 се2, нн7э є3смы2 пред8 тобо1ю во беззако1ніихъ нaшихъ, нёсть бо стaти є3ще2 пред8 тобо1ю въ си1хъ.
88 И# є3гдA молsсz є4здра и3сповёдашесz, плaчущь на земли2 ни1цъ просте1ртъ пред8 хрaмомъ, собрaшасz къ немY t їеrли1ма наро1дъ мно1гъ ѕэлw2, мyжіе и3 жєны2, и3 ю4нwши и3 ю4нwты: плaчь бо бы1сть вели1къ въ то1мъ мно1жествэ.
89 И# возопи1въ їехонjа їеи1левъ t сынHвъ ї}левыхъ, рече2: є4здро, мы2 согрэши1хомъ ко гDу бг7у, поsхомъ жєны2 и3ноплемє1нничи t kзы6къ земли2: и3 нн7э є4сть пред8 тобо1ю ве1сь ї}ль:
90 въ то1мъ да бyдетъ нaмъ клsтва пред8 гDемъ, є4же и3згнaти всёхъ же1нъ нaшихъ, ±же t и3ноплеме1нныхъ, со чaды и4хъ, ћкоже суди1сz тебЁ, и3 є3ли1цы повинyютсz зако1ну гDню:
91 востaвъ совершaй, къ тебЁ пристои1тъ дёло, и3 мы2 съ тобо1ю мyжественнw сотвори1мъ.
92 И# востaвъ є4здра, заклS племеноначaльникwвъ свzще1нническихъ и3 леvjтскихъ всегw2 ї}лz сотвори1ти по си6мъ. И# клsшасz.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

Из трех книг Ездры канонической считается только первая. Вторая сохранилась лишь в греческом тексте, третья — в латинском. Вторая книга Ездры носит иногда другие названия: «Псевдо-Ездра», «Апокриф-Ездра», чаще «греческая книга Ездры». За исключением эпизода спора трех телохранителей царя Дария, она представляет в основном переложение канонических книг 2 Пар, Ездры и Неемии:

2 Езд 1:2-5 пересказывает 2 Пар 35-36

2 Езд 2:1-14 пересказывает Езд 1:1-11

2 Езд 2:16-31 пересказывает Езд 4:6-24

2 Езд 5:7-70 пересказывает Езд 2:1-4:5

2 Езд 6:1-7:15 пересказывает Езд 5-6

2 Езд 8:1-9:36 пересказывает Езд 7-10

2 Езд 9:37-55 пересказывает Неем 8:1-13

Книга написана, по всей вероятности, в 1 в по Р.Х. Соглашаясь с точкой зрения блаж. Иеронима, Тридентский собор не внес ее в канон, и в официальных изданиях Вульг ее или нет совсем или она помещена в виде приложения.

ВЗ содержит также вторую группу исторических книг, которые в значительной части дублируют и затем продолжают историческое повествование, простирающееся от кн. Иисуса Навина до конца кн. Царств; две кн. Паралипоменон, кн. Ездры и Неемии. Первоначально две книги Паралипоменон составляли одну, а кн. Ездры и Неемии входили в состав того же цикла, принадлежащего перу одного автора, что подтверждается как наличием одних и тех же основных идей и единством стиля, так и повторением в начале Езд 1 стихов, заканчивающих 2 Пар 36.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 Гл. 8 представляет воспроизведение 1 Езд 7:1-10:5.


После сих событий в царствование Артаксеркса. О времени прибытия Ездры см. примеч. к 1 Езд 7. Родословие Ездры в гл. 8, как и в 1 Езд 7, неполное.


7  Ездра же прилагал великую заботу (πολλήν ἐπιστήμην περιει̃χεν), точнее бы: «обладал многими познаниями», пониманием (ἐπιστήμη̨).


9  Чтецу закона. В 1 Езд 7:12 лучше, «учителю закона».


25 Слов тогда сказал ученый Ездра нет в 1 Езд и в некоторых рукоп. 2 Езд 8:25 (55,108); кроме того, рукоп. 44,58,245 и Вульгата не имеют в рассматриваемом месте слова ученый (γραμματεὺς), которое вообще писателем 2 Езд относительно Ездры не употребляется.


29 Вместо имени Гамалиил в 1 Езд 8:2 читается Даниил: вместо Латтус — Хаттум. Сын Сехения: имя этого сына пропущено.


31 Ср. 1 Езд 8:4, где вместо названных в ст. 31 имен стоят: Пахаф-Моав, Эльегоснай, Зерахия.


32 Ср. 1 Езд 8:5. Сехения = Шехания; Иезил = Иехазиил; Овиф = Евед; Ионаф = Ионафан. Число членов названного в ст. 32 рода Адина по 1 Езд 8:6 было 50 (вместо 250 ст. 32).


33 Ср. 1 Езд 8:7. Илам = Елам; Иесия = Иешаия, Гофолий = Афалия.


34 Ср. 1 Езд 8:8. Зараия = Зевадия. Вместо числа 70 в 1 Езд 8:8 стоит 80.


35 Ср. 1 Езд 8:9. Авадия = Овадия, Иезил = Иехиел. Вместо числа 212 в 1 Езд 8:9 — 218.


36 Ср. 1 Езд 8:10. Исалимоф = Шеломиф; Иосафий = Иосифия.


37 Ср. 1 Езд 8:11. Вавий = Бевай.


38 Ср. 1 Езд 8:12. Астаф = Азгад, Иоанн = Иоханан, Акатан = Гаккатан.


39 Ср. 1 Езд 8:13. Елифала = Елифелет; Иеуил = Иеиел, Самей = Шемаия. Вместо 70 в 1 Езд 8:13 цифра 60.


40 Ср. 1 Езд 8:14. Вагой = Бигвай, Уфий = Уфай. Вместо слов: сын Исталкура в 1 Езд 8:14 читается «и Заббуд».


41  И я собрал их при реке, называемой Феран. В 1 Езд 8:15, как место собрания имевших возвратиться в отечество пленников, указывается приток р. Агавы. Иосиф Флавий, следуя вообще 2 Езд, в данном пункте отступает от нее, замечая, что место сбора было вблизи Евфрата (εἰς τὸ πέραν του̃ Εὐθράτου).


43 Ср. 1 Езд 8:16. Елеазар = Елиезер; Идуил = Ариал. Вместо имен Маасмана и Мамея в 1 Езд только Шемаия. Алнафан = Элпафан. Иоривон = Иарив. Имени Самея в 1 Езд нет. Во 2 Езд 8:43 опущен упоминаемый в 1 Езд Иоярив.


44 Ср. 1 Езд 8:17, Доддей = Иддо.


46 Ср. 1 Езд 8:18, Мооли — Махлей. Вместо имени Асевивея в 1 Езд — Шеревия.


47 Ср. 1 Езд 8:19. Вместо трех имен («Асевия, Анну и Осия») в 1 Езд упоминаются только Хашавия и Иешаия, которые называются при этом сыновьями Мерари, а не Ханунея.


48 Ср. 1 Езд 8:20.


54  Есеревию и Самию: по 1 Езд 8:24 — Шеревию и Хашавию.


56 В 1 Езд 8:27 добавляется, что ценность 20 золотых сосудов равнялась 1000 драхмам. Сосудов из блестящей меди по 1 Езд 8:27 было не 12, а два.


61  Мармоф: по 1 Езд 8:31 — Меремофу.


62 Ср. 1 Езд 8:32. Иосавдос = Иозавад. Вместо слов Моеф, сын Саванна в 1 Езд 8:32 читается «Ноадии, сыну Виннуя».


63  Семьдесят два агнца. По древнеитал. — 76, по 1 Езд 8:35 — 77.


Двадцать козлов за спасение: по 1 Езд 8:35— «за грех».


66 Сравнительно с 1 Езд 9:1 в ст. 66 опущено слово «аммонитян», но названы идумеи.


67 Передавая мысль ст. 67, Иосиф Флавий смягчает ее указанием на то, что закон нарушили только некоторые.


72  Ибо грехи наши поднялись выше голов наших. Сирск., древнелат. и рукоп. 19,108 приведенные слова передают: «выше волос головы нашей», т. е. сделались многочисленнее, чем волосы головы нашей. И безумия наши (καὶ αἰ ἅγνιαί ἡμω̃ν): ἂγνοια — грех неведения, а затем преступление, грех вообще (ср. 1 Макк 13:39, Тов 3:3).


75 Ср. 1 Езд 9:8. Ты оставил нам корень (ср. ст. 85,86). Образное выражение, весьма хорошо соответствующее малому числу возвратившихся.


76  Дал нам пропитание во время порабощения нашего. Мысль не соответствует контексту и оригиналу, которым пользовался писатель (ср. 1 Езд 9:8).


80 Ср. Втор 7:1 и далее.


89  И возгласив, Иехония, сын Иоиля, из сынов Израиля, сказал. В 1 Езд 10:2 приведенные далее слова приписываются Шехании, сыну Иехиипа. У Иосифа Флавия называется ’Αχώνιος ’Ιεήλου.


Неканоническая книга Ездры, называемая в нашей Библии второю книгою Ездры, в других текстах носит иные названия. В переводах: древ.-италийском, сирском и в Ватиканском кодексе LXX она называется первой книгой Ездры и помещается впереди канонической кн. Ездры, — очевидно, потому, что повествование ее захватывает более древний период, чем повествование канонической кн. Ездры. В Вульгате, где кн. Ездры и Неемии называются первой и второй кн. Ездры, неканоническая кн. Ездры называется уже третьей (liber tertius). В кодексе Александрийском и некоторых других рукописях текста LXX книга имеет надписание: ὁ ἱερεύς, «священник», чем имеется в виду указать, что Ездра был священником в особенном смысле (κατἐξοχὴν). По-видимому, рассматриваемой книге блаж. Иероним в Prologus Galeatus усвояет наименование Pastor. Но в древности уже, там, где книги Ездры и Неемии считались за одну и назывались «книгой Ездры», рассматриваемая книга была известна и под именем второй Ездры (ср. Августин. De doctrina Christ. II, 8; Isidor. Orig. VI, 2), каковое и принято в нашу Библию. У новейших исследователей книга называется также: «Псевдо-Ездра», «Апокриф-Ездра» и чаще «Греческая кн. Ездры». Последним названием книга отличается, с одной стороны, от канонической книги Ездры, которая существует в еврейском тексте, с другой — от «Апокалипсиса Ездры» (Третья кн. Ездры), который сохранился в тексте латинском.

Вторая книга Ездры начинается повествованием о торжественном праздновании Пасхи при царе Иосии в 18-й год его царствования и очерком последующей истории Иудейского царства до вавилонского плена (2 Езд 1). С 2 Езд 2 в книге обозревается послепленный период истории иудейского народа от возвращения иудеев при Кире до реформы Ездры включительно (2 Езд 2:1-9:55). При этом в 2 Езд 3-5:6 находится вставочный эпизод: повествование о споре трех телохранителей царя Дария и о победе, одержанной в этом споре с Зоровавелем. Указанный эпизод и представляет, собственно, нечто оригинальное. В остальных же частях вторая книга Ездры излагает с незначительными изменениями повествование канонических книг 2 Паралипоменон, 1 Ездры и Неемии, именно:

2 Езд 2 = 2 Пар 35-36.

Гл. 2 Езд 2:1-14 = Езд 1.

Гл. 2 Езд 2:15-25 = Езд 4:7-24.

Гл. 2 Езд 5:7-70 = Езд 2-4:5.

Гл. 2 Езд 6-7:15 = Езд 5-6.

Гл. 2 Езд 8-9:36 = Езд 7-10.

Гл. 2 Езд 9:37-55 = Неем 7-8:13.

Откуда составитель книги взял раздел 2 Езд 3-5:6, неизвестно. Возможно как то, что в основе повествования указанных глав лежит какой-либо персидский придворный рассказ, так и то, что автор пользуется в повествовании иудейским преданием. Что касается остальных частей 2 Езд, то относительно них возникает вопрос: каким текстом своих источников (Пар, 1 Езд и Неемии) пользовался автор при написании указанных частей. Экзегеты Михаэлис, Трендельбург, Берто, Фриче, Нельдеке, Каут и др. полагают, что автор 2 Езд имел под руками еврейский текст названных источников и притом в редакции более исправной, чем та, в какой эти источники дошли до нас. По мнению же исследователей Дэна, Лянге, Кейля, Ширера, Цоклера, писатель 2 Езд пользовался только греческим текстом своих источников, подвергнув этот текст переработке. Более оснований на стороне защитников первого мнения. Некоторые чтения 2 Езд могут быть объяснены только предположением еврейского оригинала. Так, в 2 Езд 2:16 автор имя одного из врагов иудеев читает Βη̨λεμος (Вилем), что могло возникнуть только из еврейского bischlam (Езд 4:7), а не из греческого ἐν εἰρήνη̨ (LXX поняли bischlam в смысле нарицательного beschlom — «в мире»). В 2 Езд 1:10 чтение ἔχοντες τὰ ἄζυμα («держа опресноки»), отличающееся от параллельного 2 Пар 35:10 κατὰ τὴν ἐντολὴν του̃βασλέως («по повелению царскому») могло произойти вследствие ошибочного смешения евр. mizvath (повеление) с совершенно сходным по начертанию mazhoth. В 2 Езд 2:17 чтение κριταί («судьи») вместо собственного имени Динеи также могло возникнуть только из ошибочного понимания еврейского dinaje в смысл dajjane, «судьи», тогда — как у LXX слово правильно передается собственным Δειναι̃οι. (Другие примеры у Nestle. Marginalien und Materialien Tubingen. 1898. S. 24-26). Ссылки же защитников мнения о пользовании автором 2 Езд греческим оригиналом на сходство 2 Езд с текстом LXX в употреблении редких слов (2 Езд 8:86; ср. Езд 9:13; 2 Езд 9:51; ср. Неем 8:10), а также в отступлениях от евр. подлинника (2 Езд 1:3, ср. 2 Пар 35:3; 2 Езд 1:9, ср. 2 Пар 35:9 и др.) не имеют значения, как это показано Нестле (Marginalien, S. 26-27). Но, предполагая еврейский оригинал для 2 кн. Ездры, нет оснований утверждать вместе с некоторыми авторами, что этот оригинал представлял собою лучшую редакцию евр. текста кн. Паралипоменон, Ездры и Неемии, чем какая дошла до нас: указываемые Трендельбургом лучшие чтения предполагаемого оригинала в действительности не преимуществуют пред масоретскими (Биссель. The Apokrypha, p. 66-68).

Что касается отношения составителя 2 Езд к своим оригиналам, то об этом можно сказать следующее. Автор пользуется еврейским текстом вольно, заботясь о ясности мысли и легкости изложения. Соответственно этому он избегает гебраизмов (2 Езд 8:6. Ср. Езд 7:9), сокращает подлинник (2 Езд 1:10; ср. 2 Пар 35:10-12; 2 Езд 2:16, ср. Езд 4:7-11; 2 Езд 6:3-4, ср. Езд 5:3-4), делает добавления (2 Езд 1:56; ср. 2 Пар 36:20; 2 Езд 2:5, ср. Езд 1:3; 2 Езд 2:9, ср. Езд 1:4; 2 Езд 5:46, ср. Езд 2:70 и мн. др.), пояснения (2 Езд 2:17.24.25; 2 Езд 6:3.7, ср. Езд 4:8.13.17; 2 Езд 2:19, ср. Езд 4:13; 2 Езд 2:20.26, ср. Езд 4:14.19), изменяет форму собственных имен. (Ср. 2 Езд 5:8-end, Езд 2; Неем 8). В некоторых случаях автор обнаруживает и ошибочное понимаете оригинала, представляя, например, Зоровавеля современником Дария Гистаспа (2 Езд 5), неправильно истолковывая раздел Езд 4:7-23 (ср. 2 Езд 2:16) и некоторые отдельные сообщения (ср. 2 Езд 5:70; 2 Езд 6:27; 2 Езд 5:40; 2 Езд 9:49).

Повествование 2 Езд не имеет законченного характера. Ввиду этого предполагают, что конец книги, излагавший, вероятно, Неем 8-9, не дошел до нас (Цунц). По мнению Трендельбурга и Эйхгорна, мы не имеем и начала книги, так как автор, вероятно, не ограничился обозрением событий с 18-го года Иосии, а упомянул и о первых годах Иосии, включив в свое изложение 2 Пар 34. Но твердой почвы подобные предположения под собой не имеют (см., впрочем, примеч. к 2 Езд 9:55).

О времени происхождения 2 Езд трудно сказать что-либо определенное. Первое историческое указание на книгу имеется у Иосифа Флавия, который в своем изложении событий начала послепленного времени (Иудейские древности Х и XI) следует именно 2 Езд. Отсюда можно заключать, что книга написана не позже I-го века нашей эры, — но когда именно, неизвестно. Фриче считает автором книги какого-либо эллиниста, жившего в Палестине. Дэн, Лянге и Биссель полагают, что книга произошла в Египте. Указание на Египет Биссель видит в замечании 2 Езд 4:23 («готов плавать по морю и рекам»), а другие авторы — в особенностях языка книги. По общим соображениям, нужда в греческом тексте кн. Ездры скорее могла возникнуть в Египте, нежели в Палестине.

Первым писателем, пользующимся 2 кн. Ездры, как замечено выше, был Иосиф Флавий. Относясь к книге с доверием, пытаясь устранить некоторые возбуждаемые ею недоумения, Иосиф Флавий, однако же, по местам отступает от нее и следует ее оригиналам при передаче (2 Езд 1:9; 2 Езд 1:38; 2 Езд 2:15). У церковных учителей 2 Езд цитируется очень часто. Ссылки на книгу находятся, например, у Климента Александрийского (Стром. I, 21), у Оригена (Homil. XI, Comment. in Ioann. t. VI, 1), у Киприана (Ер. 74,9), у Иеронима (Praef. in vers. lib Ezr.) и Августина (De Civil. Dei XVIII, 36; De doctr. Christ. II, 8). Дистель (Ceschichte A. T. im Christi-Kirche, s. 182) говорит, что большинство отцов церкви, за исключением Иеронима, считали 2 книгу Ездры канонической. Но из отеческих цитат, которые относятся главным образом к эпизоду спора телохранителей, видно только, что книга пользовалась уважением, относилась к Св. Писанию и цитировалась с формулой ut scripturn est (Киприан, Ориген). В каталогах канонических книг 2 кн. Ездры нет. Только блаж. Августин признавал в книгах, именно в речи об истине (2 Езд 4:34-40) мессианско-пророческий смысл и, по-видимому, причислял ее к каноническим. Блаж. Иероним, напротив, ценил книгу невысоко, относя ее к апокрифам. Объясняя, почему он перевел только каноническую кн. Ездры — Неемии, блаж. Иероним между прочим говорит: nec quemquam moveat, quod unus a nobis editus est liber (Esdrae), nec apocriphorum tertii et quarti somniis delectetur (Praef. in vers. lib. Ezr.). Следуя взгляду блаж. Иеронима, Тридентский собор не принял книгу в канон, и в официальных изданиях Вульгаты она или не помещается совсем, или помещается в качестве приложения. Взгляду блаж. Иеронима следовал и Лютер, который говорил, что в 2 и 3 кн. Ездры нет ничего такого, чего бы нельзя было найти в лучшей форме у Эзопа или в других менее важных книгах. Многие протестантские экзегеты поэтому не придают никакого значения 2 кн. Ездры и при исследовании послепленного периода ею совсем не пользуются.

Вопреки отмеченным взглядам, новейшая критика, как уже указано, возвысила значение книги и склонна оказывать ей предпочтение пред каноническими кн. Ездры и Неемии. Несомненно, как книга неканоническая, содержащая очевидные погрешности, 2 кн. Ездры не заслуживает того доверия, на которое имеют право канонические книги Ездры и Неемии. Но в то же время едва ли справедливо отвергать, подобно некоторым авторам, всякое значение ее; являясь переводом с еврейского оригинала, 2 кн. Ездры может помогать восстановлению этого оригинала в тех местах, где его чтения возбуждают недоумения.

Литература: Trendelenburg. Ueber den apocryphischen EsrasEichhorn. Aug. Bibliothek bibl. Literatur Bd. I. 1787). Fritzsche [Фриче]. Kurzgefasstes exeget. Handbuch zu den Apokryphen A. T. Erste Liefer. Leipz. 1851. Bissel [Биссель]. The Apokrypha O. T. 1880. Zцckler [Цоклер]. Die Apokryphen A. T. Mьnchen, 1891. Kauthsch. Die Apokryphen B. I. Tubing. 1900. Schьrer [Шюрер]. geschichte J. Volkes im Zeit Iesu. 2 и 3 Ausgabe. Fischer. Das apokryphische und das kanonische Esrabuch. (Bibl. Zeitschrift, 1904). Moulton. Ueber die Ueberlieferung und textkrit. Werth dritten Esrabuchs (Zeitschr. fьr Alttestamentlishe Wissenschaft 1899 В. II).

Исторические книги


По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфирь. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1, четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского, Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфь и Царств 2. Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов, – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский, – божественных писаний Ветхого завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Это двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

Что касается еврейской Библии, то ей чужд как самый раздел «исторических книг», так и греко-славянское и латинское их распределение. Книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры – Неемии и Есфирь – к разделу «кегубим» – священным писаниям. Первые, т. е. кн. Иисуса Навина, Судей и Царств занимают начальное место среди пророческих, Руфь – пятое, Есфирь – восьмое и Ездры, Неемии и Паралипоменон – последние места среди «писаний». Гораздо ближе к делению LXX стоит распорядок книг у Иосифа Флавия. Его слова: «От смерти Моисея до правления Артаксеркса пророки после Моисея записали в 13 книгах совершившееся при них» (Против Аппиона, I, 8), дают понять, что он считал кн. Иисуса Навина – Есфирь книгами характера исторического. Того же взгляда держался, по-видимому, и Иисус сын Сирахов, В разделе «писаний» он различает «премудрые словеса́... и... повести» (Сир 44.3–5), т. е. учительные и исторические книги. Последними же могли быть только Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. Принятое в еврейской Библии включение их в раздел «писаний» объясняется отчасти тем, что авторам некоторых из них, например Ездры – Неемии, не было усвоено в еврейском богословии наименования «пророк», отчасти их характером, в них виден историк учитель и проповедник. Сообразно с этим весь третий раздел и называется в некоторых талмудических трактатах «премудростью».

Относя одну часть наших исторических книг к разделу пророков, «узнавших по вдохновенно от Бога раннейшее, а о бывшем при них писавших с мудростью» (Иосиф Флавий. Против Аппиона I, 7), и другую – к «писаниям», каковое название дается всему составу ветхозаветных канонических книг, иудейская церковь тем самым признала их за произведения богодухновенные. Вполне определенно и ясно высказан этот взгляд в словах Иосифа Флавия: «У иудеев не всякий человек может быть священным писателем, но только пророк, пишущий по Божественному вдохновенно, почему все священные еврейские книги (числом 22) справедливо могут быть названы Божественными» (Против Аппиона I, 8). Позднее, как видно из талмудического трактата Мегилла, поднимался спор о богодухновенности книг Руфь и Есфирь; но в результате его они признаны написанными Духом Святым. Одинакового с ветхозаветной церковью взгляда на богодухновенность исторических книг держится и церковь новозаветная (см. выше 85 Апостольское правило).

Согласно со своим названием, исторические книги налагают историю религиозно-нравственной и гражданской жизни народа еврейского, начиная с завоевания Ханаана при Иисусе Навине (1480–1442 г. до Р. X.) и кончая возвращением евреев из Вавилона во главе с Неемиею при Артаксерксе I (445 г. до Р. X.), на время правления которого падают также события, описанные в книге Есфирь. Имевшие место в течение данного периода факты излагаются в исторических книгах или вполне объективно, или же рассматриваются с теократической точки зрения. Последняя устанавливала, с одной стороны, строгое различие между должными и недолжными явлениями в области религии, а с другой, признавала полную зависимость жизни гражданской и политической от веры в истинного Бога. В зависимости от этого излагаемая при свете идеи теократии история народа еврейского представляет ряд нормальных и ненормальных религиозных явлений, сопровождавшихся то возвышением, подъемом политической жизни, то полным ее упадком. Подобная точка зрения свойственна преимущественно 3–4 кн. Царств, кн. Паралипоменон и некоторым частям кн. Ездры и Неемии (Неем 9.1). Обнимаемый историческими книгами тысячелетний период жизни народа еврейского распадается в зависимости от внутренней, причинной связи явлении на несколько отдельных эпох. Из них время Иисуса Навина, ознаменованное завоеванием Палестины, представляет переходный момент от жизни кочевой к оседлой. Первые шаги ее в период Судей (1442–1094) были не особенно удачны. Лишившись со смертью Иисуса Навина политического вождя, евреи распались на двенадцать самостоятельных республик, утративших сознание национального единства. Оно сменилось племенной рознью, и притом настолько сильною, что колена не принимают участие в обшей политической жизни страны, живут до того изолированно, замкнуто, что не желают помочь друг другу даже в дни несчастий (Суд.5.15–17, 6.35, 8.1). В таком же точно жалком состоянии находилась и религиозно-нравственная жизнь. Безнравственность сделалась настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись гнусные пороки времен Содома и Гоморры (Суд.19). Одновременно с этим была забыта истинная религия, – ее место заняли суеверия, распространяемые бродячими левитами (Суд.17). Отсутствие в период судей, сдерживающих начал в виде религии и постоянной светской власти, завершилось в конце концов полной разнузданностью: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21.25). Но эти же отрицательные стороны и явления оказались благодетельными в том отношении, что подготовили установление царской власти; период судей оказался переходным временем к периоду царей. Племенная рознь и вызываемое ею бессилие говорили народу о необходимости постоянной, прочной власти, польза которой доказывалась деятельностью каждого судьи и особенно Самуила, успевшего объединить своей личностью всех израильтян (1Цар 7.15–17). И так как, с другой стороны, такой сдерживающей народ силой не могла быть религия, – он еще недоразвился до того, чтобы руководиться духовным началом, – то объединение могло исходить от земной власти, какова власть царская. И, действительно, воцарение Саула положило, хотя и не надолго, конец племенной розни евреев: по его призыву собираются на войну с Каасом Аммонитским «сыны Израилевы... и мужи Иудины» (1Цар 11.8). Скорее военачальник, чем правитель, Саул оправдал народное желание видеть в царе сильного властью полководца (1Цар 8.20), он одержал целый ряд побед над окрестными народами (1Цар 14.47–48) и как герой погиб в битве на горах Гелвуйских (1Цар 31). С его смертью во всей силе сказалась племенная рознь периода Судей: колено Иудово, стоявшее прежде одиноко от других, признало теперь своим царем Давида (2Цар 2.4), а остальные подчинились сыну Саула Иевосфею (2Цар 2.8–9). Через семь с половиной лет после этого власть над Иудою и Израилем перешла в руки Давида (2Цар 5.1–3), и целью его правления становится уничтожение племенной розни, при посредстве чего он рассчитывает удержать престол за собой и своим домом. Ее достижению способствуют и постоянные войны, как общенародное дело, они поддерживают сознание национального единства и отвлекают внимание от дел внутренней жизни, всегда могущих подать повод к раздорам, и целый ряд реформ, направленных к уравнению всех колен пред законом. Так, устройство постоянной армии, разделенной по числу колен на двенадцать частей, причем каждая несет ежемесячную службу в Иерусалиме (1Пар 27.1), уравнивает народ по отношению к военной службе. Превращение нейтрального города Иерусалима в религиозный и гражданский центр не возвышает никакое колено в религиозном и гражданском отношении. Назначение для всего народа одинаковых судей-левитов (1Пар 26.29–30) и сохранение за каждым коленом местного племенного самоуправления (1Пар 27.16–22) уравнивает всех пред судом. Поддерживая равенство колен и тем не давая повода к проявлению племенной розни, Давид остается в то же самое время в полном смысле самодержавным монархом. В его руках сосредоточивается власть военная и гражданская: первая через посредство подчиненного ему главнокомандующего армией Иоава (1Пар 27.34), вторая через посредство первосвященника Садока, начальника левитов-судей.

Правление сына и преемника Давидова Соломона обратило ни во что результат царствования его отца. Необыкновенная роскошь двора Соломона требовала громадных расходов и соответствующих налогов на народ. Его средства шли теперь не на общегосударственное дело, как при Давиде, а на удовлетворение личных нужд царя и его придворных. Одновременно с этим оказался извращенным правый суд времени Давида: исчезло равенство всех и каждого пред законом. На этой почве (3Цар 12.4) возникло народное недовольство, перешедшее затем в открытое возмущение (3Цар 11.26. Подавленное Соломоном, оно вновь заявило себя при Ровоаме (3Цар 12) и на этот раз разрешилось отделением от дома Давидова 10 колен (3Цар 12.20). Ближайшим поводом к нему служило недовольство Соломоном, наложившим на народ тяжелое иго (3Цар 12.4), и нежелание Ровоама облегчить его. Но судя по словам отделившихся колен: «нет нам доли в сыне Иессеевом» (3Цар 12.16), т. е. у нас нет с ним ничего общего; мы не принадлежим ему, как Иуда, по происхождению, причина разделения в той племенной, коленной розни, которая проходила через весь период Судей и на время стихает при Сауле, Давиде и Соломоне.

Разделением единого царства (980 г. до Р. Х.) на два – Иудейское и Израильское – было положено начало ослаблению могущества народа еврейского. Последствия этого рода сказались прежде всего в истории десятиколенного царства. Его силам наносят чувствительный удар войны с Иудою. Начатые Ровоамом (3Цар 12.21, 14.30; 2Пар 11.1, 12.15), они продолжаются при Авии, избившем 500 000 израильтян (2Пар 13.17) и отнявшем у Иеровоама целый ряд городов (2Пар 13.19), и на время заканчиваются при Асе, истребившем при помощи Венадада Сирийского население Аина, Дана, Авел-Беф-Моахи и всей земли Неффалимовой (3Цар 15.20). Обоюдный вред от этой почти 60-тилетней войны был сознан, наконец, в обоих государствах: Ахав и Иосафат вступают в союз, закрепляя его родством царствующих домов (2Пар 18.1), – женитьбою сына Иосафатова Иорама на дочери Ахава Гофолии (2Пар 21.6). Но не успели зажить нанесенные ею раны, как начинаются войны израильтян с сирийцами. С перерывами (3Цар 22.1) и переменным счастьем они проходят через царствование Ахава (3Цар 20), Иорама (4Цар 8.16–28), Ииуя (4Цар 10.5–36), Иоахаза (4Цар 13.1–9) и Иоаса (4Цар 13.10–13) и настолько ослабляют военную силу израильтян, что у Иохаза остается только 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 пехоты (4Цар 13.7). Все остальное, как прах, развеял Азаил Сирийский, (Ibid: ср. 4Цар 8.12). Одновременно с сирийцами израильтяне ведут при Иоасе войну с иудеями (4Цар 14.9–14, 2Пар 25.17–24) и при Иеровоаме II возвращают, конечно, не без потерь в людях, пределы своих прежних владений от края Емафского до моря пустыни (4Цар 14.25). Обессиленные целым рядом этих войн, израильтяне оказываются, наконец, не в силах выдержать натиск своих последних врагов – ассириян, положивших конец существованию десятиколенного царства. В качестве самостоятельного государства десятиколенное царство просуществовало 259 лет (960–721). Оно пало, истощив свои силы в целом ряде непрерывных войн. В ином свете представляется за это время состояние двухколенного царства. Оно не только не слабеет, но скорее усиливается. Действительно, в начале своего существования двухколенное царство располагало лишь 120 000 или по счислению александрийского списка 180 000 воинов и потому, естественно, не могло отразить нашествия египетского фараона Сусакима. Он взял укрепленные города Иудеи, разграбил самый Иерусалим и сделал иудеев своими данниками (2Пар 12.4, 8–9). Впоследствии же число вооруженных и способных к войне было увеличено теми недовольными религиозной реформой Иеровоама I израильтянами (не считая левитов), которые перешли на сторону Ровоама, укрепили и поддерживали его царство (2Пар 11.17). Сравнительно благоприятно отозвались на двухколенном царстве и его войны с десятиколенным. По крайней мере, Авия отнимает у Иеровоама Вефиль, Иешон и Ефрон с зависящими от них городами (2Пар 13.19), а его преемник Аса в состоянии выставить против Зарая Эфиоплянина 580 000 воинов (2Пар 14.8). Относительная слабость двухколенного царства сказывается лишь в том, что тот же Аса не может один вести войну с Ваасою и приглашает на помощь Венадада сирийского (3Цар 15.18–19). При сыне и преемнике Асы Иосафате двухколенное царство крепнет еще более. Не увлекаясь жаждой завоеваний, он посвящает свою деятельность упорядочению внутренней жизни государства, предпринимает попытку исправить религиозно-нравственную жизнь народа, заботится о его просвещении (2Пар 17.7–10), об урегулировании суда и судебных учреждений (2Пар 19.5–11), строит новые крепости (2Пар 17.12) и т. п. Проведение в жизнь этих предначертаний требовало, конечно, мира с соседями. Из них филистимляне и идумеяне усмиряются силой оружия (2Пар 17.10–11), а с десятиколенным царством заключается политический и родственный союз (2Пар 18.1). Необходимый для Иосафата, как средство к выполнению вышеуказанных реформ, этот последний сделался с течением времени источником бедствий и несчастий для двухколенного царства. По представлению автора Паралипоменон (2Пар 21), они выразились в отложении Иудеи при Иораме покоренной Иосафатом Идумеи (2Пар.21.10), в счастливом набеге на Иудею и самый Иерусалим филистимлян и аравийских племен (2Пар.21.16–17), в возмущении жителей священнического города Ливны (2Пар.21.10) и в бесполезной войне с сирийцами (2Пар 22.5). Сказавшееся в этих фактах (см. еще 2Пар 21.2–4, 22.10) разложение двухколенного царства было остановлено деятельностью первосвященника Иоддая, воспитателя сына Охозии Иоаса, но с его смертью сказалось с новой силой. Не успевшее окрепнуть от бедствий и неурядиц прошлых царствований, оно подвергается теперь нападению соседей. Именно филистимляне захватывают в плен иудеев и ведут ими торговлю как рабами (Иоиль 3.6, Ам 1.9); идумеяне делают частые вторжения в пределы Иудеи и жестоко распоряжаются с пленниками (Ам 1.6, Иоиль 3.19); наконец, Азаил сирийский, отняв Геф, переносит оружие на самый Иерусалим, и снова царство Иудейское покупает себе свободу дорогой ценой сокровищ царского дома и храма (4Цар 12.18). Правлением сына Иоаса Амасии кончается время бедствий (несчастная война с десятиколенным царством – 4Цар 14.9–14,, 2Пар 25.17–24 и вторжение идумеев – Ам 9.12), а при его преемниках Озии прокаженном и Иоафаме двухколенное царство возвращает славу времен Давида и Соломона. Первый подчиняет на юге идумеев и овладевает гаванью Елафом, на западе сокрушает силу филистимлян, а на востоке ему платят дань аммонитяне (2Пар 26.6–8). Могущество Озии было настолько значительно, что, по свидетельству клинообразных надписей, он выдержал натиск Феглафелассара III. Обеспеченное извне двухколенное царство широко и свободно развивало теперь и свое внутреннее экономическое благосостояние, причем сам царь был первым и ревностным покровителем народного хозяйства (2Пар 26.10). С развитием внутреннего благосостояния широко развилась также торговля, послужившая источником народного обогащения (Ис 2.7). Славному предшественнику последовал не менее славный и достойный преемник Иоафам. За время их правления Иудейское царство как бы собирается с силами для предстоящей борьбы с ассириянами. Неизбежность последней становится ясной уже при Ахазе, пригласившем Феглафелассара для защиты от нападения Рецина, Факея, идумеян и филистимлян (2Пар 28.5–18). По выражению Вигуру, он, сам того не замечая, просил волка, чтобы тот поглотил его стадо, (Die Bibel und die neueren Entdeckungen. S. 98). И действительно, Феглафелассар освободил Ахаза от врагов, но в то же время наложил на него дань ((2Пар 28.21). Неизвестно, как бы сказалась зависимость от Ассирии на дальнейшей истории двухколенного царства, если бы не падение Самарии и отказ преемника Ахаза Езекии платить ассириянам дань и переход его, вопреки совету пророка Исаии, на сторону египтян (Ис 30.7, 15, 31.1–3). Первое событие лишало Иудейское царство последнего прикрытия со стороны Ассирии; теперь доступ в его пределы открыт, и путь к границам проложен. Второе окончательно предрешило судьбу Иудеи. Союз с Египтом, перешедший с течением времени в вассальную зависимость, заставил ее принять участие сперва в борьбе с Ассирией, а потом с Вавилоном. Из первой она вышла обессиленной, а вторая привела ее к окончательной гибели. В качестве союзницы Египта, с которым вели при Езекии борьбу Ассирияне, Иудея подверглась нашествию Сеннахерима. По свидетельству оставленной им надписи, он завоевал 46 городов, захватил множество припасов и военных материалов и отвел в плен 200 150 человек (Schrader jbid S. 302–4; 298). Кроме того, им была наложена на Иудею громадная дань (4Цар 18.14–16). Союз с Египтом и надежда на его помощь не принесли двухколенному царству пользы. И, тем не менее, преемник Езекии Манассия остается сторонником египтян. Как таковой, он во время похода Ассаргадона против Египта делается его данником, заковывается в оковы и отправляется в Вавилон (2Пар 33.11). Начавшееся при преемнике Ассаргадона Ассурбанипале ослабление Ассирии сделало для Иудеи ненужным союз с Египтом. Мало этого, современник данного события Иосия пытается остановить завоевательные стремления фараона египетского Нехао (2Пар 35.20), но погибает в битве при Мегиддоне (2Пар 35.23). С его смертью Иудея становится в вассальную зависимость от Египта (4Цар 23.33, 2Пар 36.1–4), а последнее обстоятельство вовлекает ее в борьбу с Вавилоном. Стремление Нехао утвердиться, пользуясь падением Ниневии, в приефратских областях встретило отпор со стороны сына Набополассара Навуходоноора. В 605 г. до Р. X. Нехао был разбит им в битве при Кархемыше. Через четыре года после этого Навуходоносор уже сам предпринял поход против Египта и в целях обезопасить себе тыл подчинил своей власти подвластных ему царей, в том числе и Иоакима иудейского (4Цар 24.1, 2Пар 36.5). От Египта Иудея перешла в руки вавилонян и под условием верности их могла бы сохранить свое существование. Но ее сгубила надежда на тот же Египет. Уверенный в его помощи, второй преемник Иоакима Седекия (Иер 37.5, Иез 17.15) отложился от Навуходоносора (4Цар 24.20, 2Пар 36.13), навлек нашествие вавилонян (4Цар 25.1, 2Пар 36.17) и, не получив поддержки от египетского фараона Офры (Иер 37.7), погиб сам и погубил страну.

Если международные отношения Иудеи сводятся к непрерывным войнам, то внутренняя жизнь характеризуется борьбой с язычеством. Длившаяся на протяжении всей истории двухколенного царства, она не доставила торжества истинной религии. Языческим начало оно свое существование при Ровоаме (3Цар 14.22–24, 2Пар 11.13–17), языческим и кончило свою политическую жизнь (4Цар 24.19, 2Пар 36.12). Причины подобного явления заключались прежде всего в том, что борьба с язычеством велась чисто внешними средствами, сводилась к одному истреблению памятников язычества. Единственное исключение в данном отношении представляет деятельность Иосафата, Иосии и отчасти Езекии. Первый составляет особую комиссию из князей, священников и левитов, поручает ей проходить по всем городам иудиным и учить народ (2Пар 17.7–10); второй предпринимает публичное чтение закона (4Цар 23.1–2, 2Пар 34.30) и третий устраивает торжественное празднование Пасхи (2Пар 30.26). Остальные же цари ограничиваются уничтожением идолов, вырубанием священных дубрав и т. п. И если даже деятельность Иосафата не принесла существенной пользы: «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2Пар 20.33), то само собой понятно, что одни внешние меры не могли уничтожить языческой настроенности народа, тяготения его сердца и ума к богам окрестных народов. Поэтому, как только умирал царь гонитель язычества, язычествующая нация восстановляла разрушенное и воздвигала новые капища для своих кумиров; ревнителям религии Иеговы вновь приходилось начинать дело своих благочестивых предшественников (2Пар 14.3, 15.8, 17.6 и т. п.). Благодаря подобным обстоятельствам, религия Иеговы и язычество оказывались далеко неравными силами. На стороне последнего было сочувствие народа; оно усвоялось евреем как бы с молоком матери, от юности входило в его плоть и кровь; первая имела за себя царей и насильно навязывалась ими нации. Неудивительно поэтому, что она не только была для нее совершенно чуждой, но и казалась прямо враждебной. Репрессивные меры только поддерживали данное чувство, сплачивали язычествующую массу, не приводили к покорности, а, наоборот, вызывали на борьбу с законом Иеговы. Таков, между прочим, результат реформ Езекии и Иоссии. При преемнике первого Манассии «пролилась невинная кровь, и Иерусалим... наполнился ею... от края до края» (4Цар 21.16), т. е. началось избиение служителей Иеговы усилившеюся языческой партией. Равным образом и реформа Иосии, проведенная с редкою решительностью, помогла сосредоточению сил язычников, и в начавшейся затем борьбе со сторонниками религии они подорвали все основы теократии, между прочим, пророчество и священство, в целях ослабления первого язычествующая партия избрала и выдвинула ложных пророков, обещавших мир и уверявших, что никакое зло не постигнет государство (Иер 23.6). Подорвано было ею и священство: оно выставило лишь одних недостойных представителей (Иер 23.3). Реформа Иосии была последним актом вековой борьбы благочестия с язычеством. После нее уж не было больше и попыток к поддержанию истинной религии; и в плен Вавилонский евреи пошли настоящими язычниками.

Плен Вавилонский, лишив евреев политической самостоятельности, произвел на них отрезвляющее действие в религиозном отношении. Его современники воочию убедились в истинности пророческих угроз и увещаний, – в справедливости того положения, что вся жизнь Израиля зависит от Бога, от верности Его закону. Как прямой и непосредственный результат подобного сознания, возникает желание возврата к древним и вечным истинам и силам, которые некогда создали общество, во все времена давали спасение и, хотя часто забывались и пренебрегались, однако всегда признавались могущими дать спасение. На этот-то путь и вступила прибывшая в Иудею община. В качестве подготовительного условия для проведения в жизнь религии Иеговы ею было выполнено требование закона Моисеева о полном и всецелом отделении евреев от окрестных народов (расторжение смешанных браков при Ездре и Неемии). В основу дальнейшей жизни и истории теперь полагается принцип обособления, изолированности.


* * *


1 «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисуса Навина едина, Судей едина, Руфь едина, Царств четыре, Паралипоменон две, Ездры две, Есфирь едина».

2 «Читать подобает книги Ветхого Завета: Бытие мира, Исход из Египта, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судии и Руфь, Есфирь, Царств первая и вторая, Царств третья и четвертая, Паралипоменон первая и вторая, Ездры первая и вторая».

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Что такое отказ Эзры от охраны: свидетельство о Боге или ненужный риск? Дороги в те времена в Палестине были действительно опасными, а ценности с караваном шли большие. Но ведь было заявлено во всеуслышание, что Бог Израиля с идущими, что Он сохранит их в пути... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).