6 И# рече2 є4здра: ты2 є3си2 сaмъ гDь є3ди1нъ,
ты2 сотвори1лъ є3си2 нб7о и3 нб7о нб7се2 и3 вс‰
во1и и4хъ, зе1млю и3 вс‰, є3ли6ка на не1й сyть,
морS и3 вс‰, ±же въ ни1хъ, и3 ты2 њживлsеши
вс‰, и3 во1и нбcніи покланsютсz тебЁ:
|
7 ты2 є3си2 гDь бг7ъ, ты2 и3збрaлъ є3си2 ґврaма
и3 и3зве1лъ є3си2 є3го2 t страны2 халде1йскіz,
и3 положи1лъ є3си2 и4мz є3мY ґвраaмъ,
|
8 и3 њбрёлъ є3си2 се1рдце є3гw2 вёрно пред8
тобо1ю, и3 завэщaлъ є3си2 съ ни1мъ завётъ дaти
є3мY зе1млю ханане1йску и3 хетте1йску, и3 ґморре1йску
и3 ферезе1йску, и3 їевусе1йску и3 гергесе1йску, и3
сёмени є3гw2: и3 ўтверди1лъ є3си2 словесA
тво‰, ћкw првdнъ є3си2:
|
9 и3 ви1дэлъ є3си2 њѕлобле1ніе nтє1цъ нaшихъ
во є3гv1птэ, и3 во1пль и4хъ ўслы1шалъ є3си2
на мо1ри чермнёмъ,
|
10 и3 дaлъ є3си2 знaмєніz и3 чудесA во є3гv1птэ
на фараHна и3 на вс‰ рабы6 є3гw2 и3 на вс‰ лю1ди
земли2 є3гw2: познaлъ бо є3си2, ћкw возгордёшасz
на ни1хъ, и3 сотвори1лъ є3си2 себЁ и4мz, ћкоже
де1нь се1й:
|
11 и3 мо1ре расто1рглъ є3си2 пред8 ни1ми, и3 проидо1ша
посредЁ мо1рz по сyху, и3 гони1тєли и4хъ вве1рглъ
є3си2 въ глубинY, ћкw кaмень въ водЁ ѕёльнэй:
|
12 и3 въ столпЁ њ1блачнэ води1лъ є3си2 и5хъ
во дни2 и3 въ столпЁ џгненнэ въ нощи2, є4же
њсвэти1ти и5мъ пyть, по немyже и3до1ша:
|
13 и3 на го1ру сінaйскую сше1лъ є3си2, и3 гlалъ
є3си2 къ ни6мъ съ нб7се2, и3 дaлъ є3си2 и5мъ
судьбы6 пр†вы и3 зако1нъ и4стинный, повєлёніz
и3 зaпwвэди бlги:
|
14 и3 суббHту с™yю твою2 kви1лъ є3си2 и5мъ,
зaпwвэди, повелBніz и3 зако1нъ повелёлъ є3си2
и5мъ руко1ю мwmсе1а рабA твоегw2:
|
15 хлёбъ же съ небесе2 дaлъ є3си2 и5мъ во ѓлчбэ
и4хъ въ пи1щу и5мъ, и3 во1ду и3з8 кaмене и3зве1лъ
є3си2 и5мъ въ жaжди и4хъ, и3 ре1клъ є3си2 и5мъ,
да вни1дутъ и3 наслёдzтъ зе1млю, на ню1же просте1рлъ
є3си2 рyку твою2 дaти и5мъ:
|
16 тjи же и3 nтцы2 нaши возгордёшасz и3 њжесточи1ша
вы6z сво‰ и3 не послyшаша зaповэдій твои1хъ,
|
17 и3 не восхотёша слы1шати, и3 не воспомzнyша
чуде1съ твои1хъ, ±же сотвори1лъ є3си2 и5мъ: и3
њжесточи1ша вы1ю свою2, и3 дaша начaло возврати1тисz
на рабо1ту свою2 во є3гv1петъ: ты1 же, б9е, млcтивъ
и3 ще1дръ, долготерпэли1въ и3 многомлcтивъ, и3 не
њстaвилъ є3си2 и5хъ:
|
18 є3ще1 же сотвори1ша себЁ и3 тельцA сліsна
и3 реко1ша: сjи бо1зи и3зведо1ша нaсъ и3з8 є3гv1пта:
и3 сотвори1ша раздражє1ніz вє1ліz:
|
19 ты1 же въ щедро1тахъ твои1хъ мно1гихъ не њстaвилъ
є3си2 и4хъ въ пусты1ни, сто1лпъ њ1блачный не ўклони1лъ
є3си2 t ни1хъ во дни2, є4же настaвити и5хъ
на пyть, и3 сто1лпъ џгненный въ нощи2, є4же
њсвэти1ти и5мъ пyть по немyже и3до1ша,
|
20 и3 д¦ъ тво1й бlгjй дaлъ є3си2, є4же научи1ти
и5хъ, и3 мaнны твоеS не лиши1лъ є3си2 t ќстъ
и4хъ, и3 во1ду дaлъ є3си2 и5мъ въ жaжди и4хъ,
|
21 и3 четы1редесzть лётъ препитaлъ є3си2 и5хъ
въ пусты1ни, ничто1же и5мъ њскудЁ: њдэ‰ніz и5хъ
не состарёшасz, и3 сапози2 и4хъ не раздрaшасz:
|
22 и3 дaлъ є3си2 и5мъ ц†рства, и3 лю1ди раздэли1лъ
є3си2 и5мъ, и3 наслёдиша зе1млю сиHна царS є3севHнска
и3 зе1млю њ1га царS васaнска:
|
23 и3 ўмно1жилъ є3си2 сы1ны и4хъ ћкw ѕвёзды
небє1сныz, и3 вве1лъ є3си2 и5хъ въ зе1млю, њ
не1йже гlалъ є3си2 nтцє1мъ и4хъ вни1ти и3
наслёдити ю5:
|
24 (и3 внидо1ша сы1нове и4хъ) и3 наслёдиша зе1млю:
и3 сокруши1лъ є3си2 пред8 ни1ми њбитaющихъ въ
земли2 ханане1йстэй, и3 дaлъ є3си2 и5хъ въ рyку
и4хъ, и3 цари6 и4хъ и3 лю1ди земли2, да сотворsтъ
и5мъ ћкоже ўго1дно пред8 ни1ми:
|
25 и3 взsша грaды высHкіz, и3 њдержaша до1мы
пHлны всёхъ благи1хъ, кл†дzзи њграждє1ны кaменіемъ,
віногрaды и3 м†слины и3 всsко дре1во снёдное во
мно1жество, и3 kдо1ша и3 насы1тишасz, и3 ўтолстёша
и3 разшири1шасz во бlгости твое1й вели1цэй:
|
26 и3 и3змэни1шасz и3 tступи1ша t тебє2, и3
поверго1ша зако1нъ тво1й созади2 пло1ти своеS, и3
прbро1ки тво‰ и3зби1ша, и5же засвидётельствоваху
и5мъ, да њбратsтсz къ тебЁ, и3 сотвори1ша хулы6
вели6ки:
|
27 и3 дaлъ є3си2 и5хъ въ рyку њскорблsющихъ
|, и3 њѕло1биша и5хъ: и3 во бре1мz печaли своеS
возопи1ша къ тебЁ, и3 ты2 съ нб7се2 твоегw2 ўслы1шалъ
є3си2, и3 по щедро1тамъ твои6мъ мнHгимъ дaлъ є3си2
и5мъ спаси1телей, и3 спcлъ є3си2 и5хъ t рyкъ
вр†гъ и4хъ:
|
28 и3 є3гдA ўпоко1ишасz, возврати1шасz сотвори1ти
лукaвое пред8 тобо1ю: и3 њстaвилъ є3си2 и5хъ
въ рукaхъ вр†гъ и4хъ, и3 њбладaша и4ми: и3 пaки
возопи1ша къ тебЁ, ты1 же t нб7се2 ўслы1шалъ
є3си2, и3 и3збaвилъ є3си2 и5хъ въ щедро1тахъ
твои1хъ мно1зэхъ,
|
29 и3 засвидётельствовалъ є3си2 и5мъ, да њбратsтсz
къ зако1ну твоемY: nни1 же возгордёшасz и3 не
послyшаша, но въ зaповэдехъ твои1хъ и3 въ судьбaхъ
твои1хъ согрэши1ша, ±же сотвори1въ человёкъ жи1въ
бyдетъ въ ни1хъ: и3 дaша плещы2 непокwри1выz, и3
вы1ю свою2 њжесточи1ша, и3 не послyшаша:
|
30 и3 продолжи1лъ є3си2 на ни1хъ лBта мнHга,
и3 засвидётельствовалъ є3си2 и5мъ д¦омъ твои1мъ
и3 руко1ю прbрHкъ твои1хъ, и3 не внsша, и3 пре1далъ
є3си2 и5хъ въ рyку людjй земны1хъ:
|
31 въ млcрдіихъ же твои1хъ мно1гихъ не сотвори1лъ
є3си2 и5хъ въ скончaніе, ниже2 њстaвилъ є3си2
и5хъ, ћкw бг7ъ си1ленъ є3си2 и3 млcтивъ и3 ще1дръ:
|
32 и3 нн7э, б9е нaшъ крёпкій, вели1кій, держaвный
и3 стрaшный, хранsй завётъ тво1й и3 млcть твою2,
да не kви1тсz мaлъ пред8 тобо1ю всsкъ трyдъ,
и4же њбрёте нaсъ и3 цари6 нaшz, и3 начaльники
нaшz и3 свzще1нники нaшz, и3 прbро1ки нaшz и3 nтцы2
нaшz и3 вс‰ лю1ди тво‰, t днjй царе1й ґссyрскихъ
и3 дaже до дне2 сегw2:
|
33 и3 ты2 првdнъ во всёхъ, ±же пріидо1ша на
нaсъ, ћкw и4стину сотвори1лъ є3си2, мы1 же согрэши1хомъ:
|
34 и3 цaріе нaши и3 нач†льницы нaши, и3 свzще1нницы
нaши и3 nтцы2 нaши не сотвори1ша зако1на твоегw2
и3 не внимaша повелёніємъ твои6мъ и3 свидёніємъ
твои6мъ, и4миже засвидётельствовалъ є3си2 и5мъ,
|
35 и3 тjи во цrтвіи твое1мъ и3 во бlгосты1ни твое1й
мно1зэ, ю4же дaлъ є3си2 и5мъ, и3 въ земли2 широ1цэй
и3 тyчнэй, ю4же дaлъ є3си2 пред8 ни1ми, не послужи1ша
тебЁ и3 не tврати1шасz t начинaній свои1хъ лукaвыхъ:
|
36 се2, мы2 дне1сь є3смы2 раби2, и3 землS, ю4же
дaлъ є3си2 nтцє1мъ нaшымъ ћсти пло1дъ є3S
и3 благ†z є3S, се2, є3смы2 раби2 на не1й:
|
37 и3 плоды2 є3S мно1зи царє1мъ, и5мже пре1далъ
є3си2 нaсъ за грэхи2 нaшz, и3 тэлесы2 нaшими
влады1чествуютъ и3 скwты2 нaшими, ћкоже ўго1дно
и5мъ, и3 въ печaли вели1цэй є3смы2:
|
Кн. Ездры и Неемии в евр Библии и у LXX составляли одну книгу — книгу Ездры; LXX считают ее 2 Езд, ибо они отводят первое место греч апокрифической кн Езд. В христианскую эпоху 2 Езд была разделена на две книги. Это деление перешло и в Вульг. В ней 1 кн Ездры названа кн Ездры, а 2 кн Ездры — кн Неемии, тогда как греч апокрифическая кн Ездры называется в Вульг, как и в славяно-русской Библии, 3 кн Ездры.
Кн Ездры и Неемии представляют собой продолжение кн Пар. Обойдя молчанием пятидесятилетний плен, автор начинает повествование с 538 г. до Р.Х., когда, согласно указу Кира, иудеи получили возможность вернуться в Иерусалим и восстановить Храм. Часть из них возвратилась сразу же, но работы по восстановлению Храма были прерваны вследствие противодействия Самарян и возобновились только при Дарии; Храм был достроен в 515 г. В течение следующей половины столетия самаряне снова препятствуют восстановлению укреплений Иерусалима (Esdrae 1-6). При Артаксерксе в Иерусалим с новым караваном прибывает Ездра, книжник, которому было поручено вести иудейские дела при персидском дворе. Он получил грамоту, дающую ему право подчинить общину Закону Моисееву, признанному уже Киром в качестве государственного закона для иудеев. Ездра принимает суровые меры против тех иудеев, которые вступили в брак с чужеземками (Esdrae 7-10). Затем Неемия, виночерпий Артаксеркса, добивается от царя поручения отправиться в Иерусалим для восстановления городских укреплений. Эти работы быстро заканчиваются, несмотря на противодействие врагов, и город снова заселяется (Nehemiae 1:1-7:72), а Неемия назначается правителем края. Ездра совершает торжественное чтение Закона, празднуется праздник Кущей, народ исповедует свои грехи и обязуется соблюдать Закон (Nehemiae 7:73-10:39).
В следующих главах даются списки жителей Иерусалима и сведения о дополнительных мероприятиях и освящении укреплений (Nehemiae 11:1-13:3). Вернувшийся в Персию Неемия вскоре снова прибывает в Иерусалим со вторым поручением, исполняя которое он карает виновников непорядков, появившихся в общине (Nehemiae 13:4-31).
Этот краткий перечень показывает, насколько эти книги важны для истории восстановления иудейства после плена. В первых главах Езд содержатся дополнения к сведениям, данным в книгах пророков Аггея, Захарии и Малахии. Обе книги представляют единственный имеющийся у нас источник о деятельности Ездры и Неемии. Написаны они были раньше книг Пар. В них приводятся современные событиям документы: списки вернувшихся из плена и населения Иерусалима, акты персидских царей, переписка с персидским двором и, что важнее всего, доклад Ездры, дающий отчет об его миссии, и оправдательный меморандум Неемии.
Итак, благодаря либеральной религиозной политике Ахменидов, иудеи возвращаются в Обетованную Землю, восстанавливают культ, отстраивают Храм, снова возводят стены Иерусалима и живут общиной, управляемой их соплеменниками, согласно Закону Моисееву. За это они платят только лойяльностью, которую легко соблюдать по отношению к центральной власти, уважающей их обычаи. Такое значительное событие, как рождение иудаизма, было подготовлено долгими размышлениями над судьбами Израиля во время плена, совершилось оно с помощью людей, посланных Провидением Божиим.
Ездра — поистине отец иудаизма, три опорные точки которого — избранное племя, Храм и Закон. Его горячей верой и убеждением в необходимости охранять возрождающуюся общину объясняется чрезвычайная строгость его реформ. Он, можно сказать, является прототипом книжника, и авторитет его в иудейском предании все время возрастает. Неемия вдохновлялся теми же идеями, но действовал на другом поприще: в Иерусалиме, им восстановленном и вновь заселенном, он помогает своему народу возродить национальную жизнь. Его меморандум носит более личный характер, чем доклад Ездры, и показывает его человеком отзывчивым, не щадящим своих сил, и в то же время осторожным и рассудительным — благочестивым и уповающим на Бога. Он оставил по себе славную память, и сын Сирахов воспевает хвалу тому, «который воздвиг нам павшие стены» (Ecclesiasticus 49:15).
Не удивительно, что в объединении общины вокруг Храма под эгидой Закона свящ. писатель увидел осуществление того идеала теократии, который он проповедовал в кн Пар. Он пишет в середине плохо нам известного периода (4-3 вв до Р.Х.), когда Иерусалимская община ведет сосредоточенную жизнь и углубляется духовно.
ВЗ содержит также вторую группу исторических книг, которые в значительной части дублируют и затем продолжают историческое повествование, простирающееся от кн. Иисуса Навина до конца кн. Царств; две кн. Паралипоменон, кн. Ездры и Неемии. Первоначально две книги Паралипоменон составляли одну, а кн. Ездры и Неемии входили в состав того же цикла, принадлежащего перу одного автора, что подтверждается как наличием одних и тех же основных идей и единством стиля, так и повторением в начале Езд 1 стихов, заканчивающих 2 Пар 36.
6 Начинающаяся со ст. 6 покаянная молитва в греч. тексте предваряется не имеющимся у масоретов замечанием καὶ εἱ̃πεν ’Έσδρας, и сказал Ездра. Таким образом, греческие переводчики понимали повествование в том смысле, что после левитов выступил Ездра и произнес приводимую в ст. 6-37 молитву. Кейль возражает против такого понимания и считает замечание LXX καὶ εἱ̃πεν ’Έσδρας неудачной конъектурой. По его мнению, молитва является не речью одного лица, а исповеданием целой общины, так как молящийся говорит о себе во множ. числе (ст. 9: «отцы наши», ст. 33: «мы»). Но подобная форма речи понятна, если иметь в виду, что молящийся выступает от лица общины. Случайное опущение краткого замечания «и сказал Ездра» в евр. тексте также вполне понятно.
6-37 Излагаемая в ст. 6-37 молитва Ездры обыкновенно называется покаянной. Но, собственно, главным предметом ее является прославление Бога за Его завет с народом израильским и милости к нему. В молитве указываются те величайшие блага, которые получил народ во имя завета. Вместе с этим изображается и отношение к Иегове народа. В ст. 6-8 указывается тема молитвы: Господь, Творец и Вседержитель, избрал Авраама и заключил с ним завет — дать семени его землю ханаанскую и исполнил свое обетование. Эта тема раскрывается в четырех строфах (9-15,16-25,26-31,32-37), причем для раскрытия ее приводятся факты из прошлой истории Израиля, а в заключение показывается милость Божия к народу в его теперешнем положении.
6 Небо, небеса небес. Чтобы рельефнее выставить божественное всемогущество, понятие неба усиливается прибавлением — небеса небес (ср. Втор 10:14; 3 Цар 8:27; 2 Пар 2:5; 6:18), а понятие земли — словами море и все, что в нем (ср. Пс 146:6). Все воинство их: указание на небо (ср. Быт 2:1). Небесные воинства Тебе поклоняются. В этом выражении уже небесными воинствами, как и в Пс 148:2; 102:21, называются ангелы.
7-8 Ср. Быт 2:31; 12:1 и далее; 15:7; 17:5. Потому что ты праведен: божественная праведность (zadik) в ст. 8 понимается в смысле специальном, как верность обетованиям.
9-11 Ст. 9 представляет краткое воспроизведение описанного в Исх 3:7; 14:10; 15:4.
12-14 Ср. Исх 13:21; Чис 14:14; Исх 19:18,20; 20; Втор 4:36.
15 Ср. Исх 16:4,10 и далее; 17:6; Чис 20:8; Пс 77:24.
16-17 Ср. Исх 32:9; 33:3; 34:9; Втор 9:6,13. Поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Слав.: даша начало (LXX: ἔδωκαν ἀρχήν) возвратится на работу свою в Египет. В этом замечании имеется в виду указание Чис 14:4. Однако факт, когда евреи поставили себе вождя вместо Моисея, неизвестен. Отсюда справедливо предлагают евр. vaittnu rosch, поставили вождя, понимать в общем смысле: «и обратили голову», т. е. поставили решение, решились. Перев. Гуляева: «и в упорстве своем обернули головы к прежнему рабству».
18 О почитании золотого тельца см. Исх 32:4.
19 Имеется в виду место Чис 14:14, по которому и после согрешения народа чудесный столб не перестал предшествовать ему.
20 Слова 20 ст. имеют в виду факт, когда Господь для возвышения авторитета Моисея даровал дух пророчества семидесяти старейшинам (Чис 11:17,25). И манну свою не отнимал от уст их (ср. Чис 11:6-9 и Нав 5:12). И воду давал им для утоления жажды — ср. Чис 20:2-8.
21 В ст. 21 обобщается все, что сделано было Господом для избранного народа в пустыне (ср. Втор 2:7 и 8:4).
22 Ты дал им царства и народы, и разделил им. У LXX (и в слав.) λαούς (народы) является дополнением к глаг. ἐμέρισας (и людие разделих им). Но выражение подлинника vattchlkem lepean (рус. «и разделил им»; lepeah оставл. без перевода) не вполне ясно. Не ясно, на кого указывает суфф. 2 лица муж. р. в глаг. vattchlkem «и разделил их», — на хананеев или на евреев. Если глагол chalak принимать (в форме пиэл) в значении «рассеивать» (Быт 49:7; Плач 4:16), то речь будет о хананеях (Абен-Езра). О завоевании земли Сигона и Ога см. Чис 21:21-35.
23 И сыновей их Ты размножил, как звезды небесные. Имеется в виду исчисление народа на полях моавитских (Чис 26).
25 Укрепленные города — Иерихон, Гай (Нав 5:13; 8).
26 Убили пророков (ср. 2 Пар 24:21; 3 Цар 18:13; 19:10). По позднейшему иудейскому преданию (ср. Мф 5:12; 23:29; Лк 11:47; 13:33), большинство великих пророков были убиты.
27-28 Вспоминается время судей (ср. Суд 2:11-23). Давал им спасителей (moschiim), т. е. судей (ср. 3:9; 2:10).
29-30 В ст. 29-30 вспоминается период царей. И Ты предал их в руки иноземных народов. Господство этих народов, по ст. 32, началось со времени нашествия ассирян, разрушивших десятиколенное царство.
Книги Ездры и Неемии
Именем Ездры в наших текстах библии надписываются три книги, из которых одна (первая) считается канонической, а две (вторая и третья) принадлежат к разделу неканонических. Каноническая книга Ездры в древности соединялась с кн. Неемии. Об этом можно заключать из свидетельства Талмуда (Baba Bathra15-a), И. Флавия (Contra Ар. I, 8), Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Истор. N, 26) и из списков библейских книг, приводимых церковными учителями и соборами. В пользу этого говорит и тот факт, что мазоретские примечания, имеющие место обыкновенно в конце книг, помещены после Неем 13.31, а во многих еврейских кодексах, также в греч. Ватиканском, начало кн. Неемии следует в одной строке с окончанием кн. Ездры (De Rossi, Variae lectiones V. T. IV, 157). В христианской церкви кн. Ездры рано была отделена от кн. Неемии, как это видно из свидетельств Оригена и Иеронима Ortig. in Ps. I, Hyer., Prol. galeat). Постепенно это разделение сделалось общепринятым и с 1525 г., со времени появления издания Бомберга, оно вошло и в еврейскую Библию. У католиков, однако, и доселе кн. Неемии рассматривается как вторая часть кн. Ездры. Равным образом, и в научных библиологических трудах обыкновенно обозреваются обе названные книга вместе, ввиду их несомненной тесной связи.
По своему содержанию кн. Ездры и Неемии представляют изложение истории восстановления иудейской общины после окончания вавилонского плена. В частности, кн. Ездры распадается на две части: I-VI и VII-Х. Книга начинается указом Кира об освобождении иудеев из плена и сообщением, что по этому указу партия пленников, состоящих из членов Иудина и Вениаминова колена и из священников и левитов, возвратилась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (1 гл.). В гл. II приводится список возвратившихся пленников и пожертвований на храм. Затем, в III гл. повествуется о построении жертвенника, о восстановлении богослужения и об основании храма. B IV гл. писатель сообщает о препятствиях постройке храма со стороны самарян и их союзников, причем приводятся письма, с которыми обращались враги иудеев к персидским царям. В гл. V-VI идет речь о возобновлении прекратившейся по наветам врагов постройки храма, об окончании ее и освящении храма около 516 г. Вторая часть кн. Ездры описывает события времени Ездры. В частности, здесь сообщается о прибытии в 7-й год царя Артаксеркса в Иерусалим Ездры с колонией возвратившихся пленников, причем приводится царский указ, определявший полномочия Ездры (VII гл.); затем (гл. VIII), дается список возвратившихся с Ездрой пленников и, наконец, повествуется о деятельности Ездры в Иерусалиме (гл. IX и X).
Кн. Неемии, по своему содержанию являющаяся прямым продолжением повествования кн. Ездры, распадается на три части: I-VII, VIII-X, XI-ХVIII. В первой части идет речь об обстоятельствах прибытия в Иерусалим Неемии (I-VIII), о построении им стен (III-IV), о затруднениях, встреченных им от самарян и самих иудеев (IV-VI), и сообщается список возвратившихся из плена (VII). Во второй части описывается реформаторская деятельность Ездры, направлявшаяся к утверждению господства в жизни закона Моисеева (VI11-X). Наконец, в третьей части приводятся списки жителей Иерусалима, священников и левитов (Неем 11.1 – Неем 12.1–24), сообщается об освящении стен Иерусалима (Неем 12.27–47) и о деятельности Неемии по вторичном прибытии его в город после путешествия ко двору персидского царя (XIII).
Таким образом, кн. Ездры и Неемии излагают события, совершившиеся в период 537–432 г. до Р. X. Из содержания их видно, что в них говорится не о всем, совершившемся в указанное время. Особенно важно здесь отметить, что период истории иудеев от окончания постройки храма в 516 г., до прибытия Ездры в Иерусалим в седьмом году Артаксеркса ко или в 458 г. до Р. X. опущен совсем. Очевидно, подобно другим библейским авторам, писатели кн. Ездры и Неемии имеют в виду говорить главным образом о том, что важно с теократической точки зрения, в чем особенно ясно проявилось, по их воззрению, попечение Господне об избранном народе по окончании вавилонского плена.
Касательно формы кн. Ездры и Неемии должно заметить, что в 1Езд 7.1–11 и в заключение гл. 10 об Ездре идет речь в третьем лице, а в разделе 1Езд 7:27–9 в первом; равным образом, и о Неемии то говорится в первом лице (I-VII, XII-XIII). то в третьем (VIII-X). Кроме того, особенность кн. Ездры заключается в том, что отделы 1Езд 4.8–18 и 1Езд 7.12–26 написаны на арамейском (халдейском) языке, а остальная часть по-еврейски.
Вопрос о происхождении кн. Ездры и Неемии в настоящее время трудно решить с полной определенностью, как вследствие отсутствия ясных указаний на это в самих книгах, так и за неимением твердого руководства в предании. Относительно кн. Ездры предание, засвидетельствованное в Талмуде (Baba Bathra 15-а: «Ездра написал свою книгу»), в синопсисах св. И. Афанасия и И. Златоуста («сам Ездра бывший священником и чтецом, рассказывает и записывает в ней возвращение из плена и пр.), утверждает, по-видимому, что писателем книги был Ездра. В пользу этого предания может говорить отчасти название книги, а также установившееся представление об истории ветхозаветного канона Содержание кн. Ездры, и именно второй части ее (гл. 7–10) также подтверждает свидетельство предания. Речь здесь идет об Ездре, причем большею частью говорится прямо от его лица (1Езд 7.27 – 1Езд 9.1). Хотя в гл. Х и в начале XI говорится об Ездре в третьем лице, но и эти части могут считаться написанными Ездрой: смена лиц в одном итом же произведении допустима и для одного писателя, и примеры такого литературного приема можно указать как в библейской письменности (Дан. 1:7, 10:12; Иер 20:1, 7), так и в небиблейской. Притом X гл. теснейшим образом связана с IX, а раздел 1Езд 7.1–11, представляет естественное введение к дальнейшему, где повествуется об Ездре в третьем лице. Если в рассматриваемом разделе содержатся похвалы Ездре и его генеалогия, то едва ли в этом можно усматривать стремление к самовозвеличению и потому считать несовместимым с преданием о написании раздела самим Ездрой.
Вторая часть кн. Ездры (1Езд 7.1) начинается словами: «после сих происшествий». Этим указывается, по-видимому, на тесную связь второй части с первой (гл. I-VI) и, значит, на написание последней также Ездрой. Но Ездра не был очевидцем рассказанных в гл, I-VI событий и потому мог изложить их только на основании письменных документов. Эти документы можно представлять или в виде сырых материалов, которые самостоятельно были обработаны Ездрой, или же в виде обработанного уже сочинения, которое Ездра только издал, присоединив без изменений к составленной им самим части. В пользу последнего представления может говорить замечание 1Езд 5.4 («тогда мы сказали им имена тех людей»), которое едва ли бы было употреблено Ездрой, если бы он был составителем гл. I-VI; но и первое представление имеет в науке своих защитников, Книга Неемии, на основании надписания ее (Неем 1.1) и некоторых, – впрочем, не вполне ясных – указаний предания (2Мак 2.13; Baba bathra 15-а) считается весьма многими исследователями произведением Неемии. Главным доказательством принадлежности книги Неемии является то, что, рассказывая о событиях времени Неемии, книга в большей части своей (I-VII, ХII-ХIII) говорит о Неемии в первом лице. В качестве возражения против указанного мнения выставляют обыкновенно место Неем 12.1–11, где родословие первосвященника Иисуса продолжено до Иаддуя, и Неем 13.28, где сообщается об изгнании Неемией из Иерусалима зятя Санаваллата, правителя Самарии. По свидетельству И. Флавия (Иуд.Древн. 11:8, 5), Иаддуй был первосвященником во время Александра Македонского; к этому же времени И. Флавий (Иуд.Древн. 11:7, 2) относит и факт изгнания Манассии. Ввиду свидетельств И. Флавия места Неем 12.10–11 и Неем 13.28 (а следовательно, и весь раздел ХII-XIII), полагают, не могли быть написаны Неемией. Но дело в том, что известия И.Флавия, относящиеся к IV в., очень спутаны и ими нельзя проверять библейские указания. С другой стороны, в случае признания достоверности известий И, Флавия, указанные стихи могли бы считаться позднейшим добавлением. Относительно Неем 12.10–11, кроме того, возможно предположение, что здесь, в родословии Иисуса, указаны не четыре преемственно, в течение ста лет, проходившие служение первосвященники, а только члены одной и той же семьи, из которой последнего современника Александра Мак. – Неемия видел только дитятей.
Менее ясно происхождение гл. VIII-X. Ввиду того, что в названном разделе идет речь собственно о Ездре, а также принимая во внимание некоторые особенности раздела сравнительно с остальной частью книги, некоторые протестантские и католические экзегеты считают раздел составленным Ездрой, которому принадлежала последняя редакция книги. Но не без основания указывают, что слишком большого различия между гл. VIII-X и остальными не существует. Если в этом разделе идет речь главным образом о Ездре, то это потому, что раздел повествует о деятельности религиозной, первенствующая роль в которой принадлежала именно Ездре, а не Неемии, который был первым в делах гражданских. Этим можно объяснить и отличие раздела от других в выражениях, – именно то, что Неемии в разделе присваивается титул Тиршафа (Неем 8.9 и Неем 10.1), тогда как ранее (1Езд 1:8, 5:14; Неем 12.26) он назывался pechah (областеначальник).
К сказанному должно добавить, что и современная отрицательная критика признает в основе кн. Ездры и Неемии подлинные записи («мемуары») Ездры и Неемии, воспроизведенные в книгах отчасти буквально. Отличие воззрений критики от традиционных в данном случае то, что окончательная редакция книг отодвигается к более позднему времени, чем век Ездры, причем редактором обеих книг считается писатель кн. Паралипоменон и допускаются многочисленные интерполяции. Главным основанием для подобного воззрения служит обыкновенно предполагаемое многими исследователями единство книг Ездры и Неемии с кн. Паралипоменон. В доказательство этого единства ссылаются на: а) общий колорит языка книг, б) на сходство отдельных выражений и в) тождество конца 2Пар. и начала Ездры 1. Но сходство в языке и выражениях при одинаковости предмета повествования обеих книг вполне естественно и может свидетельствовать только о том, что рассматриваемые книги принадлежат одной эпохе и, может быть, составлены одним автором, но не о том, что они являются частями одного целого. Тождество же конца 2 Пaр. и начала Eзд. (указ Кира) легче понять при допущении самостоятельности обоих произведений. Что касается тех исторических погрешностей, которые побуждают представителей отрицательной критики отодвигать окончательную редакцию кн. Ездры и Неемии к очень позднему времени и допускать в них много интерполяций, то (как видно будет из комментария) ссылки на эти погрешности или несправедливы или весьма спорны.
Кн. Ездры и Неемии всегда пользовались в Церкви высоким уважением и имели богодуховенный авторитет, как произведение строго историческое. С тех пор как новейшими теориями происхождения Пятикнижия был передвинут в послепленную эпоху центр тяжести библейской истории и библейской письменности, кн. Ездры и Неемии, как важнейший источник для изучения послепленной эпохи, естественно стали предметом многочисленных исследований. При этом многими авторами была подвергнута сомнению историческая достоверность повествования книг в целом и в отдельных частях. Так, Шрадер отверг историческую достоверность свидетельства 1Езд 3.8 об основании храма во второй год Кира, отодвинув это событие ко второму году Дария Гистаспа. Гуанакер отверг точность хронологической последовательности повествования книг, сделав попытку доказать, что прибытие Неемии в Иерусалим совершилось прежде прибытия Ездры. Многие исследователи отвергли подлинность приводимых в книгах царских указов, арамейских документов 1Езд 4, а также список возвратившихся из плена, относя все это к числу измышлений хрониста, т.е. редактора книг, жившего долго спустя после описанных в книгах событий. Наконец, Костерс и Торрей отвергли факт возвращения иудеев при Кире, свидетельства о построении храма возвратившимися иудеями и многое другое. Новейшими работами, однако, особенно трудом Мейера (Meyer, Entstechung des Judenthums. Halle. 1896) весьма многие возражения против кн. Ездры и Неемии опровергнуты с достаточной убедительностью. Особенно важно в данном случае то, что параллелями из небиблейской литературы может считаться установленной достоверность тех документов, которые приводятся в кн. Ездры. Этим в значительной мере подтверждается точность свидетельств автора и в других частях. Недоумения возбуждает только хронология кн. Ездры и Неемии. Называя имена персидских царей (Артаксеркса, Дария), при которых совершались те или иные события, писатель не дает этим именам ближайших определений. А так как персидская история знает нескольких царей, носивших эти имена, то отсюда трудно сказать с уверенностью, о каком царе говорит в том или ином случае писатель. Хронологический распорядок событий, описанных в кн. Ездры и Неемии, поэтому указывается экзегетами различно и может быть указан только с вероятностью.
Литература: 1) Русская: Дорошкевич, Хронология кн. 1 Ездры и Неемии, Христ. Чт. 1886, июль – авг. Он же. Как составлены книги 1 Ездры и Неемии. Чтен. Общ, любит, дух. просвещ. 1891 декабрь; Яницкий, Происхождение и состав кн. Неемии. Орлов. Епарх. Вед. 1881; Юнгеров, Происхождение и историчность кн. Ездры и Неемии. Прав. Собесед. 1905,10; В. Попов, Возвращение иудеев из плена Вавилонского. Киев, 1905. 2) Иностранная: Из чрезвычайно обширной западной литературы о кн. Ездры и Неемии Наиболее ценны. Комментарии Ryssel'я Esra, Nehemia und Ester 1887, Bertholet'a Die Bücher Esra und Nehemia. 1902, Keil'я Bibl. Komment über Chronik, Esra, Nehemia und Ester. Подробный указатель иностр. литературы см. в назв. выше кн. Bertholet'a и В.Попова
* * *
1 Примеры см. Чтения в Общ. люб, дух. просв. 1891, 2, 553–559
7 Быт 11:31; 12:1-4; 17:5.
9 Или: у Тростникового моря; или: у моря Суф; Син. пер.: у Чермного моря.
16 а) Или (ближе к букв.): но они, отцы наши, были дерзки.
16 б) Букв.: шею свою делали жесткой; то же в ст. 17, 29.
17 Букв.: среди них.
26 Букв.: забросили за спину.
30 Букв.: народов (соседних) земель.
33 Или: верны.