Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 26

Жены2 до1брыz блаже1нъ є4сть мyжъ, и3 число2 днjй є3гw2 сугyбо.
ЖенA до1блzz весели1тъ мyжа своего2 и3 лBта є3гw2 и3спо1лнитъ ми1ромъ.
ЖенA добрA чaсть благA, въ чaсти боsщихсz гDа данA бyдетъ.
Богaтагw же и3 ўбо1гагw се1рдце блaго, во всsко вре1мz лице2 ти1хо.
T тре1хъ ўбоsсz се1рдце мое2, и3 t лицA четве1ртагw ўстраши1хсz:
предaніz грaда и3 собрaніz наро1да, и3 њболгaніz над8 сме1рть, вс‰ тsжєстна.
Болёзнь се1рдца и3 сётованіе женA ревни1ва њ женЁ,
и3 ћзва љзы1ка всBмъ приwбщaющаzсz.
Воло1вое и4го дви1жимо женA лукaвна, держaйсz є3S ћкw є4млzйсz скорпjи.
10 Гнёвъ вели1къ женA піsнчива, и3 студA своегw2 не покры1етъ.
11 Блyдъ же1нскій въ возвыше1ніи nче1съ и3 бровьми2 є3S познaнъ бyдетъ.
12 Над8 дще1рію безстyдною ўтверди2 стрaжу, да не попуще1ніе њбрётши ўпотреби1тъ себе2.
13 В8слёдъ безстyдна џка сохрани1сz и3 не диви1сz, ѓще въ тS согрэши1тъ:
14 ћкw жaжденъ пyтникъ tве1рзетъ ўстA и3 t всsкіz воды2 бли1жніz и3спіе1тъ,
15 прsмw всsкагw колA сsдетъ и3 прsмw стрэлы2 tве1рзетъ тyлъ.
16 Благодaть же1нска возвесели1тъ мyжа є3S, и3 кHсти є3гw2 ўтучни1тъ худо1жество є3S.
17 Даsніе гDне женA молчали1ва, и3 нёсть и3скyпа накaзанныz души2.
18 Благодaть на благодaти женA стыдли1ва,
19 и3 нёсть мёрило всsкое досто1йное возде1ржныz души2.
20 Со1лнце восходsщее на высо1кихъ гDнихъ,
21 и3 добро1та жены2 до1брыz въ красотЁ до1му є3S:
22 свэти1льникъ сіsz на свёщницэ свsтэ, и3 добро1та лицA на во1зрастэ постоsннэмъ.
23 Столпи2 злaти на подсто1лпіихъ сре1брzныхъ, и3 но1зэ крaсни на плеснaхъ до1брэ стоsщихъ.
24 Њ двои1хъ печaльно бы1сть се1рдце мое2, и3 њ тре1тіемъ ћрость ми2 нaйде:
25 мyжъ боре1цъ лишazсz за скудотY, и3 мyжіе разyмиви ѓще tринове1ни бyдутъ:
26 возвращazсz t прaвды на грёхъ, гDь ўгото1витъ є3го2 на ме1чь.
27 є3двA и4зметсz купе1цъ t погрэше1ніz, и3 не њправди1тсz корче1мникъ t грэхA.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 27

За скyдость мно1зи согрэши1ша, и3 и3щaй њбогатёти tврати1тъ џко.
ПосредЁ со1браныхъ кaменій вонзе1тсz ко1лъ, и3 посредЁ продаsніz и3 кyпли соверши1тсz грёхъ.
Ѓще не держи1тсz стрaха гDнz со тщaніемъ, вско1рэ преврати1тсz до1мъ є3гw2.
Трzсе1ніемъ решетA њстaнетъ сме1тіе: тaкожде њтре1би человёчестіи въ помышле1ніи є3гw2.
Сосyды скудє1льничи и3скушaетъ пе1щь, и3 и3скуше1ніе человёческо въ помышле1ніи є3гw2.
Воздёланіе дре1ва kвлsетъ пло1дъ є3гw2: тaкw сло1во помышле1ніz въ се1рдцы человёчестэмъ.
Пре1жде бесёды не похвали2 мyжа: сіs бо и3скуше1ніе (є4сть) человёкwвъ.
Ѓще го1ниши прaвду, пости1гнеши ю5 и3 њблече1шисz въ ню2 ћкw въ поди1ръ слaвы.
Пти6цы съ подо1бными себЁ њбитaютъ, и3 и4стина къ творsщымъ ю5 њбрати1тсz.
10 Ле1въ лови1тъ ло1въ, тaкожде и3 грэси2 дёлающихъ непрaвду.
11 По1вэсть благочести1вагw всегдA премyдрость: безyмный же ћкw лунA и3змэнsетсz.
12 ПосредЁ безyмныхъ блюди2 вре1мz, посредё же размышлsющихъ ўчащaй.
13 По1вэсть бyихъ ме1рзость, и3 смёхъ и4хъ во ўслажде1ніи грэхA.
14 Бесёда многокленyщагwсz под8и1метъ власы2, и3 свaръ є3гw2 затче1ніе ўше1съ.
15 Проли1тіе кро1ве свaръ го1рдыхъ, и3 ўкори1зна и4хъ слyхъ тsжкій.
16 Tкрывazй т†йнаz погублsетъ вёрность и3 не њбрsщетъ дрyга проти1ву души2 своеS.
17 Возлюби2 дрyга и3 ўвёрисz съ ни1мъ:
18 ѓще же tкры1еши т†йны є3гw2, не и4маши гнaти по не1мъ.
19 Ћкоже бо погуби1тъ человёкъ врагA своего2, тaкw погуби1ши дрyжбу и4скреннzгw:
20 и3 ћкоже пти1цу и3з8 руки2 твоеS и3спyстиши, тaкw и3спусти1лъ є3си2 и4скреннzго и3 не ўлови1ши є3го2:
21 не гони1сz за ни1мъ, ћкw дале1че tступи2 и3 и3збэже2 ћкw се1рна t сёти.
22 Ћкw стрyпъ є4сть њбzзaти, и3 клеветы2 є4сть и3змёна:
23 tкры1вый же т†йнаz погуби2 вёрность.
24 Помизazй џкомъ куе1тъ ѕло2, и3 никто1же є3го2 tстaвитъ t тогw2:
25 пред8 nчи1ма твои1ма ўслади1тъ ўстA сво‰ и3 словесє1мъ твои6мъ подиви1тсz,
26 послэди1 же разврати1тъ ўстA сво‰ и3 въ словесёхъ твои1хъ дaстъ соблaзнъ.
27 МнHгаz возненави1дэхъ и3 не њбрэто1хъ подо1бна є3мY, и3 гDь возненави1дитъ є3го2.
28 Вергazй кaмень на высотY на главY свою2 вергaетъ, и3 ћзва льсти1ва раздере1тъ стрyпы.
29 И#скоповazй ро1въ впаде1тсz во1нь, и3 распростирazй сёть ўвsзнетъ въ не1й.
30 Творsй ѕло2 ввали1тсz въ не2 и3 не познaетъ, tкyду пріи1детъ є3мY.
31 Поругaніе и3 поноше1ніе го1рдыхъ, и3 tмще1ніе ћкw ле1въ ўлови1тъ и5хъ.
32 Сётію ўло1вzтсz веселsщіисz њ паде1ніи благовёрныхъ, и3 болёзнь и3знури1тъ | пре1жде сме1рти и4хъ.
33 Гнёвъ и3 ћрость, и3 сі‰ сyть ме1рзость, и3 мyжъ грёшникъ њдержaнъ и4ми бyдетъ.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 28

Tмщazй t гDа њбрsщетъ tмще1ніе, и3 грэхи2 сво‰ соблюдazй соблюде1тъ.
Њстaви њби1ду и4скреннему твоемY, и3 тогдA помо1льшутисz, грэси2 твои2 разрэшaтсz.
Человёкъ на человёка сохранsетъ гнёвъ, ґ t гDа и4щетъ и3сцэле1ніz:
над8 человёкомъ подо1бнымъ себЁ не и4мать ми1лости, ґ њ грэсёхъ свои1хъ мо1литсz:
сaмъ сы1й пло1ть, храни1тъ гнёвъ: кто2 њчи1ститъ грэхи2 є3гw2;
Помzни2 послBднzz и3 престaни враждовaти, (помzни2) и3стлёніе и3 сме1рть и3 пребывaй въ зaповэдехъ.
Помzни2 зaпwвэди и3 не гнёвайсz на бли1жнzго,
и3 завётъ вы1шнzгw и3 презирaй невёжество.
Ўдалsйсz t свaра и3 ўмaлиши грэхи2:
10 человёкъ бо ћръ разжизaетъ свaръ, и3 мyжъ грёшникъ возмzте1тъ дрyги и3 посредЁ ми1рныхъ вложи1тъ клеветY.
11 Kково2 вещество2 nгнS, тaкw возгори1тсz: kковA крёпость свaра, тaкожде и3 џгнь разгори1тсz:
12 kковA крёпость человёча, тaкожде ћрость є3гw2 бyдетъ, и3 ћкоже богaтство є3гw2, возвы1ситъ гнёвъ сво1й.
13 Рве1ніе ско1рое возжигaетъ џгнь, и3 свaръ нaглый проливaетъ кро1вь.
14 Ѓще подyеши на и4скру, возгори1тсz: и3 ѓще плю1неши на ню2, ўгaснетъ: nбоs же и3зо ќстъ твои1хъ и3схо1дzтъ.
15 ШепотникA и3 двоzзы1чника подобaетъ клsсти: мно1гихъ бо ми1рныхъ погуби1ша.
16 Љзы1къ трегyбый мнHги потрzсе2 и3 разлучи2 | t kзы1ка во kзы1къ,
17 и3 грaды твє1рды разори2 и3 до1мы вельмо1жей преврати2:
18 љзы1къ трегyбый жєны2 дHбліz и3згнA и3 лиши2 | t трудHвъ и4хъ:
19 вне1млzй є3мY не и4мать њбрэсти2 поко1z, ниже2 всели1тсz со безмо1лвіемъ.
20 Ћзва бичнaz стрyпы твори1тъ, ћзва же љзы1чнаz сокрушaетъ кHсти.
21 Мно1зи падо1ша џстріемъ мечA, но не ћкоже пaдшіи љзы1комъ:
22 блаже1нъ, и4же ўкры1етсz t негw2, и4же не про1йде въ ћрости є3гw2, и4же не повлече2 и4га є3гw2 и3 ќзами є3гw2 не свsзанъ бы1сть:
23 и4го бо є3гw2 и4го желёзно, и3 ќзы є3гw2 ќзы мBдzны:
24 сме1рть лютA сме1рть є3гw2, и3 пaче є3гw2 лyчше є4сть ѓдъ.
25 Не њбладaетъ благовёрными, и3 въ плaмени є3гw2 не сгорsтъ.
26 Њставлsющіи гDа впадyтсz во1нь, и3 въ ни1хъ возгори1тсz и3 не ўгaснетъ: по1сланъ бyдетъ на нS ћкw ле1въ, и3 ћкw пaрдъ погуби1тъ |.
27 Ви1ждь, њгради2 стzжaніе твое2 те1рніемъ,
28 сребро2 твое2 и3 злaто твое2 свzжи2,
29 и3 словесє1мъ твои6мъ сотвори2 вёсъ и3 мёру, и3 ўстaмъ твои6мъ сотвори2 две1рь и3 заво1ру.
30 Внимaй, да не кaкw поползне1шисz и4мъ, ниже2 паде1ши прsмw ловsщему.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 29

Творsй ми1лость взаи1мъ дaстъ и4скреннему, и3 ўкрэплszй рyку свою2 соблюдaетъ зaпwвэди.
Дaждь взаи1мъ и4скреннему во вре1мz тре1бованіz є3гw2 и3 пaки воздaждь и4скреннему во вре1мz:
ўтверди2 сло1во и3 ўвёрисz съ ни1мъ, и3 во всsко вре1мz њбрsщеши потре1бу твою2.
Мно1зи ћкw њбрётеніе возмнёша заимовaніе и3 задaша трyдъ помо1щникwмъ и4хъ:
до1ндеже во1зметъ, њблобызaетъ рyцэ є3гw2 и3 на и3мёніе и4скреннzгw смири1тъ глaсъ:
и3 во вре1мz воздаsніz провлече1тъ вре1мz, и3 воздaстъ словесA ўны1ніz, и3 вре1мz њбвини1тъ.
Ѓще же возмо1жетъ воздaти, є3двA полови1ну принесе1тъ и3 вмэни1тъ є5 ћкw њбрётеніе:
ѓще же ни2, лиши2 є3го2 и3мёній свои1хъ и3 стzжA є3го2 врагA тyне:
кл‰твы и3 ўкори6зны воздaстъ є3мY и3 вмёстw слaвы воздaстъ є3мY безче1стіе.
10 Мно1зи ќбw за лукaвство tверго1шасz, и3 лиши1тисz тyне ўбоsшасz.
11 Nбaче смире1нному долготерпи2 и3 ми1лостынею не продолжи2 є3гw2:
12 зaповэди рaди заступи2 ни1щаго, и3 по нищетЁ є3гw2 не tврати2 є3гw2 тщA.
13 Погуби2 сребро2 брaта рaди и3 дрyга, и3 да не њржaвэетъ под8 кaменемъ во пaгубу.
14 Положи2 сокро1вище свое2 по зaповэдемъ вы1шнzгw, и3 ўпо1льзуетъ тS пaче не1жели злaто.
15 Затвори2 ми1лостыню во клётехъ твои1хъ, и3 тA и4зметъ тS t всsкагw њѕлобле1ніz:
16 пaче щитA тве1рда и3 пaче копіS тsжка, проти1ву врагY побо1ретъ по тебЁ.
17 Мyжъ блaгъ спорyчникъ бyдетъ и4скреннему, и3 погуби1вый сты1дъ њстaвитъ є3го2.
18 Благод†ти спорyчника не забyди: даде1 бо дyшу свою2 за тS.
19 До1брое поруче1ніе tвращaетъ грёшникъ, неблагодaрный же мы1слію њстaвитъ и3збaвльшаго и5.
20 Поруче1ніе мно1гихъ погуби2 благоуправлsющихъ и3 поколебA и5хъ ћкw волнA морскaz:
21 мyжы си6льны пресели2, и3 заблуди1ша во kзы1цэхъ чужди1хъ.
22 Грёшникъ въ поруче1ніе впaдаетъ, и3 гонsй дэлA чужд†z впаде1тъ въ суды2.
23 Заступи2 и4скреннzго по си1лэ твое1й, и3 внимaй себЁ, да не впаде1ши.
24 Начaло житіS человёча водA и3 хлёбъ, и3 ри1за и3 до1мъ покрывazй стyдъ.
25 Лyчше житіе2 ни1щагw под8 кро1вомъ берве1ннымъ, не1жели бр†шна дwбрA въ чужди1хъ.
26 Њ мaлэ и3 њ вели1цэ дово1ленъ бyди.
27 Живо1тъ ѕо1лъ и3з8 до1му въ до1мъ, и3 ѓможе пресели1шисz, не tве1рзеши ќстъ свои1хъ:
28 ўгости1ши и3 напои1ши неблагодaрныхъ, и3 къ си6мъ ѕло2 ўслы1шиши:
29 приступи2, прише1лче, ўкраси2 трапе1зу, и3 ѓще что2 въ руцЁ твое1й, ўхлёби мS:
30 и3зы1ди, прише1лче, t лицA слaвы, пріи1де бо мнЁ въ гHсти брaтъ, и3 потре1ба до1му.
31 Тzжк† сі‰ человёку и3мyщу рaзумъ, запреще1ніе хрaмины и3 поноше1ніе заимодaвца.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 30

Любsй сы1на своего2 ўчасти1тъ є3мY р†ны, да возвесели1тсz въ послBднzz сво‰.
Наказyzй сы1на своего2 наслади1тсz њ не1мъ и3 посредЁ знaемыхъ њ не1мъ похвaлитсz.
Ўчaй сы1на своего2 раздражи1тъ врагA и3 пред8 дрyги њ не1мъ возрaдуетсz.
Ќмре nте1цъ є3гw2, и3 ѓки не ќмре: подо1бна бо себЁ њстaви по себЁ.
Во житіи2 свое1мъ ви1дэ и3 возвесели1сz њ не1мъ и3 при кончи1нэ свое1й не њскорби1сz:
проти1ву врагHмъ њстaви ме1стника и3 другHмъ воздаю1ща благодaть.
Ўгождazй сы1ну њбsжетъ стрyпы є3гw2, и3 њ всsцэмъ во1пли возмzте1тсz ўтро1ба є3гw2.
Ко1нь неукроще1нъ свирёпъ бывaетъ, и3 сы1нъ самово1льный проде1рзъ бyдетъ.
Ласкaй чaдо, и3 ўстраши1тъ тS, и3грaй съ ни1мъ, и3 њпечaлитъ тS.
10 Не смёйсz съ ни1мъ, да не поболи1ши њ не1мъ и3 на послёдокъ сти1снеши зyбы тво‰.
11 Не дaждь є3мY влaсти въ ю4ности и3 не пре1зри невёдэніz є3гw2:
12 слzцы2 вы1ю є3гw2 въ ю4ности и3 сокруши2 ре1бра є3гw2, до1ндеже млaдъ є4сть, да не когдA њжестёвъ не покори1ттисz.
13 Накажи2 сы1на твоего2 и3 дёлай и4мъ, да не въ безстyдіи є3гw2 поткне1шисz.
14 Лyчше ни1щь здрaвъ и3 крёпокъ въ си1лэ свое1й, не1жели богaтъ ўрaненъ тёломъ свои1мъ.
15 Здрaвіе и3 крёпость лyчше є4сть всsкагw злaта, и3 тёло здрaвое, не1жели богaтство безчи1сленное.
16 Нёсть богaтство лyчше здрaвіz тэле1снагw, и3 нёсть весе1ліе пaче рaдости серде1чныz.
17 Лyчше є4сть сме1рть пaче животA го1рька и3ли2 недyга до1лгагw.
18 Благ†z и3злі‰ннаz пред8 ўсты6 затворе1нными предложє1ніz брaшенъ предлеж†щаz ў гро1ба.
19 Кaz по1льза јдwлу t же1ртвы; не и4мать бо ћсти, ни њбонsти:
20 тaкw гони1мый t гDа,
21 зрsй nчи1ма и3 стенsй, ћкоже є3vнyхъ њсzзazй дэви1цу и3 воздыхazй.
22 Не вдaждь въ печaль дyшу твою2 и3 не њскорби2 себе2 совётомъ твои1мъ.
23 Весе1ліе се1рдца живо1тъ человёка, и3 рaдованіе мyжа долгоде1нствіе.
24 Люби2 дyшу твою2 и3 ўтэшaй се1рдце твое2, и3 печaль t себє2 tри1ни дале1че:
25 мнHги бо печaль ўби2, и3 нёсть по1льзы въ не1й.
26 Рве1ніе и3 ћрость ўмалsютъ дни6, и3 печaль пре1жде вре1мене стaрость наво1дитъ.
27 Свётло се1рдце и3 блaго њ брaшнэ и3 њ ћди свое1й попече1тсz.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 31

Бдёніе богaтства растлевaетъ плHти, и3 попече1ніе є3гw2 tго1нитъ со1нъ:
печaль бдёніz tторгaетъ дремaніе, и3 недyгъ лю1тъ tимaетъ со1нъ.
Труди1тсz богaтый въ собирaніи богaтства и3 въ поко1и насыщaетсz слaдостей свои1хъ:
труди1тсz ўбо1гій во ўмале1ніи житіS, и3 въ поко1и скyдный бывaетъ.
Любsй злaто не њправди1тсz, и3 гонsй растлёніе си1мъ насы1титсz.
Мно1зи падо1ша злaта рaди, и3 бы1сть пaгуба и4хъ прsмw лицY и4хъ.
Дре1во претыкaніz є4сть всBмъ жрyщымъ є3мY, и3 всsкъ безyмливъ ћтъ бyдетъ и4мъ.
Блаже1нъ богaтый, и4же њбрётесz без8 поро1ка и3 и4же в8слёдъ злaта не и4де.
Кто2 є4сть се1й; и3 ўблажи1мъ є3го2, сотвори1 бо ди6внаz въ лю1дехъ свои1хъ.
10 Кто2 и3скуше1нъ и4мъ и3 соверше1нъ бы1сть; и3 бyдетъ на похвале1ніе.
11 Кто2 мо1глъ преступи1ти, и3 не преступи2, и3 ѕло2 сотвори1ти, и3 не сотвори2;
12 Ўтвердsтсz благ†z є3гw2, и3 ми1лwстыни є3гw2 и3сповёсть собрaніе.
13 Сёлъ ли є3си2 при трапе1зэ вели1цэй, не разве1рзи на не1й гортaни твоегw2
14 и3 не рцы2: мно1гw на не1й є4сть. Помzни2, ћкw ѕло2 є4сть џко лукaво.
15 Лукaвнэе џка что2 є4сть со1здано; сегw2 рaди њ ко1ей-либо ве1щи слези1тъ.
16 И#дёже ѓще ќзриши, не простирaй руки2 и3 не гнети1сz съ ни1мъ въ соли1ло.
17 Разсуждaй, ±же сyть и4скреннzгw, t тебє2 самaгw, и3 њ всsцэй ве1щи размышлsй.
18 Ћждь ћкw человёкъ предлежaщее ти2 и3 не пресыщaйсz, да не возненави1дэнъ бyдеши.
19 Престaни пе1рвый рaди наказaніz и3 не пресыщaйсz, да не преткне1шисz:
20 и3 ѓще сsдеши посредЁ мно1гихъ, пе1рвэе и4хъ не простри2 руки2 твоеS.
21 Ко1ль дово1льно человёку накaзанному мaлое, и3 на nдрЁ свое1мъ не пострaждетъ ѕлA.
22 Со1нъ здрaвый t чре1ва ўмёренна: востA заyтра, и3 душA є3гw2 съ ни1мъ:
23 трyдъ бдёніz и3 холе1ра и3 чревоболёніе съ мyжемъ ненасы1тнымъ.
24 И# ѓще њтzготи1лсz є3си2 брaшны, востaни t трапе1зы и3 почjеши.
25 Послyшай мене2, чaдо, и3 не ўничижи2 мене2, и3 на послёдокъ њбрsщеши словесA мо‰.
26 Во всёхъ дёлэхъ твои1хъ бyди тщaтеленъ, и3 всsкъ недyгъ не и4мать приступи1ти къ тебЁ.
27 Ще1драго хлёбами благословsтъ ўстнЁ, и3 послyшество добро1ты є3гw2 вёрно.
28 На скупaго въ хлёбэхъ поро1пщетъ грaдъ, и3 послyшество ѕло1бы є3гw2 и3звёстно.
29 Въ вінЁ не мужaйсz, мно1гихъ бо погуби2 віно2.
30 Пе1щь и3скушaетъ желёзо въ кале1ніи, тaкw віно2 сердцA го1рдыхъ во піsнствэ.
31 Поле1зно віно2 животY человёчу, ѓще піе1ши є5 въ мёру є3гw2.
32 Кjй живо1тъ побэждaемому віно1мъ; сіе1 бо на весе1ліе человёкwмъ со1здано є4сть.
33 Рaдованіе се1рдца и3 весе1ліе души2 віно2 піе1мо во вре1мz прили1чно:
34 го1ресть души2 віно2 піе1мо мно1го въ рaспри и3 клеветЁ:
35 ўмножaетъ піsнство ћрость безyмнагw на претыкaніе, ўмалsz крёпость и3 сотворsz стр{піz.
36 Въ пи1рэ вінA не њбличaй и4скреннzго и3 не ўничижи2 є3го2 въ весе1ліи є3гw2:
37 словесе2 поно1сна не рцы2 є3мY и3 не њскорби2 є3го2 во и3стzзaніи.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 32

Старёйшину ли тS постaвиша, не возноси1сz, но бyди въ ни1хъ ћкw є3ди1нъ t ни1хъ:
попецы1сz и4ми, и3 тaкw сsди. И# всю2 потре1бу твою2 сотвори1въ возлsзи,
да возвесели1шисz и4хъ рaди и3 красоты2 рaди пріи1меши вэне1цъ.
Глаго1ли, старёйшино, подобaетъ бо ти2,
и3спы1тною хи1тростію и3 не возбрани2 мусікjи:
и3дёже слyшаніе (бyдетъ), не и3зливaй бесёды и3 без8 вре1мене не мудри1сz.
Печaть ґнfрaxа на ўкраше1ніи злaтэ, и3 сладкоглaсіе мусікjєвъ въ пи1ршествэ вінA.
Во ўкраше1ніи златёмъ печaть смарaгдова, сладкопёніе мусікjєвъ по слaдцэмъ вінЁ.
Глаго1ли, ю4ноше, ѓще тебЁ є4сть потре1ба, є3двA двaщи, ѓще вопроше1нъ бyдеши:
10 сократи2 сло1во, мaлыми мнHгаz (и3зглаго1ли): бyди ћкw вёдый и3 вкyпэ молчS.
11 ПосредЁ вельмо1жъ не рaвенъ твори1сz и3 и3но1му глаго1лющу не многосло1ви.
12 Пре1жде гро1ма предварsетъ мо1лніz, и3 пре1жде стыдли1вагw предварsетъ благодaть.
13 Во вре1мz воставaй, ґ не послэди2 (и3ны1хъ), въ до1мъ tиди2 и3 не лэни1сz:
14 тaмw и3грaй и3 твори2 помышлє1ніz тво‰, и3 не согрэшaй сло1вомъ го1рдымъ.
15 И# њ си1хъ благослови2 сотво1ршаго тS и3 ўпоевaющаго тS t бlгъ свои1хъ.
16 Боsйсz гDа пріи1метъ наказaніе, и3 ќтренюющіи њбрsщутъ бlговоле1ніе.
17 И#щaй зако1на насы1титсz є3гw2, и3 лицемёрствуzй соблазни1тсz њ не1мъ.
18 Боsщіисz гDа њбрsщутъ сyдъ и3 њправд†ніz ћкw свётъ возжгyтъ.
19 Человёкъ грёшникъ ўкланsетсz t њбличе1ніz и3 по во1ли свое1й њбрэтaетъ и3звине1ніе.
20 Мyжъ совётный не пре1зритъ размышле1ніz, чужды1й же и3 го1рдый не ўбои1тсz стрaха и3 по сотворе1ніи свое1мъ без8 совёта.
21 Без8 совёта ничесо1же твори2, и3 є3гдA сотвори1ши, не раскаzвaйсz.
22 На пути2 паде1ніz не ходи2 и3 не претыкaйсz њ кaменіе:
23 не вёруй пути2, въ не1мже не претыкaешисz, и3 t ч†дъ свои1хъ храни1сz.
24 Во всsцэмъ дёлэ блaзэ вёруй душе1ю твое1ю, и4бо сіе2 є4сть соблюде1ніе зaповэдій.
25 Вёруzй зако1ну внимaетъ зaповэдемъ, и3 ўповazй на гDа не ўмaлитсz.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 33,  стіхи2 1-18

Боsщагосz гDа не срsщетъ ѕло2: ѓще и3 въ напaсть впаде1тъ, пaки и4зметъ є3го2.
Мyжъ премyдръ не возненави1дитъ зако1на, сумнsйжесz въ не1мъ ћкоже въ бyри корaбль.
Человёкъ разуми1въ вёру и4метъ зако1ну, и3 зако1нъ є3мY вёренъ,
ћкw вопроше1ніе прaведныхъ. Пригото1ви сло1во, и3 тaкw ўслы1шанъ бyдеши: сочетaй наказaніе и3 тогдA tвэщaй.
Ко1ло колесни1чное ўтро1ба бyzгw, и3 ћкоже џсь вертsщаzсz помышле1ніе є3гw2.
Ко1нь на kжде1ніи ћкw дрyгъ лицемёренъ, под8 всsкимъ kздsщимъ рже1тъ.
Почто2 де1нь дне2 преспэвaетъ, и3 всsкъ свётъ дне2 лёта t со1лнца;
Рaзумомъ гDнимъ разлучи1стасz, и3 и3змэни2 вре1мz и3 прaздники:
t ни1хъ вознесе2 и3 њс™и2, и3 t ни1хъ положи2 въ число2 днjй.
10 И# человёцы вси2 t пе1рсти, и3 t земли2 со1зданъ бы1сть ґдaмъ.
11 Мно1жествомъ вёдэніz гDь раздэли2 | и3 и3змэни2 пути6 и4хъ.
12 T ни1хъ блгcви2 и3 вознесе2, и3 t ни1хъ њс™и2 и3 къ себЁ прибли1жи, t ни1хъ проклS и3 смири2 и3 соврати2 и5хъ t стоsніz и4хъ.
13 Ћкw бре1ніе скуде1льника въ руцЁ є3гw2, вси2 путіе2 є3гw2 по и3зволе1нію є3гw2: тaкw человёцы въ руцЁ сотво1ршагw и5хъ, и4мже воздaстъ по судY своемY.
14 (Ћкw) проти1ву ѕло1му благо1е и3 проти1ву сме1рти живо1тъ, тaкw проти1ву благочести1вагw грёшникъ. И# си1це воззри2 во вс‰ дэлA вы1шнzгw: дво1е дво1е, є3ди1но проти1ву є3ди1ному.
15 Ѓзъ же послёдній бдёхъ и3 наслёдихъ ћкоже t начaтка, ћкоже собирazй в8слёдъ њб8имaтелей віногрaдныхъ.
16 Во блгcве1ніе гDне достиго1хъ и3 ћкw њб8имaтель напо1лнихъ точи1ло.
17 Разсмотри1те, ћкw не себЁ є3ди1ному труди1хсz, но всBмъ и4щущымъ наказaніz.
18 Послyшайте мене2, вельмHжи людjй, и3 влaстеліе собо1ра, внуши1те.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

26:9 "Движущееся туда и сюда" (т.е. плохо привязанное) "воловье ярмо" скользит по шее животных и растирает ее до боли и ран. С ним сравнивается злая жена.


26:22 "Светильник, сияющий на святом свещнике" - очевидно имеется в виду семисвечник (1 Макк 4:49-50).


29:1 Закон предписывал давать взаймы (без лихвы) бедным народа Божия (Исх 22:25), брату, пришельцу или поселенцу (Лев 25:35-36; Втор 15:7-11; ср Мф 5:42; Пс 36:21, Пс 36:26).


31:8 "Не гонялся за золотом" (евр. "маммон", т.е. богатство - слово арамейского происхождения, часто встречающееся в раввинистической литературе; в НЗ см Мф 6:24; Лк 16:9, Лк 16:11, Лк 16:13).


31:11 "О милостынях его будет возвещать собрание" - имеется, очевидно, в виду обычай провозглашать в синагогах имена благодетелей общины.


32:1 Обычай устраивать большие пиры и назначать распорядителя, избранного присутствующими или по жребию (ср 2 Макк 2:28; Ин 2:8), по-видимому распространился в Палестине под влиянием греков и римлян. Раввины предостерегали благочестивых иудеев от подражания языческим нравам, Сын же Сир только рекомендует распорядителю хорошо исполнять свою должность.


32:51 "Не возбраняй музыки", - музыка в данном контексте включает и пение, и поэзию, и драматические произведения, и т.д.


33:18 "Начальники собрания", т.е. синагоги, где благочестивые иудеи собирались слушать наставления.


Эта второканоническая книга не включена в евр Библию, хотя была написана на евр языке. Ее оригинал был известен не только раввинам, но и бл. Иерониму. До нас она дошла только в греч переводе, который и признан Церковью каноническим. В Вульг эта книга называется «Ecclesiasticus (liber)», т.е. «церковная книга», согласно названию, данному ей в 3-м веке Церковью в отличие от Синагоги. В 1896 г. было найдено около двух третей евр текста Сир среди фрагментов различных средневековых рукописей, находившихся в древней синагоге города Каира. Недавно короткие отрывки ее были обнаружены в одной из Кумранских пещер, а в 1964 г. нашли в Массаде часть книги (Сир 39:27-44:17), написанную письмом 1-го в. до Р.Х. Расхождение этих рукописей как между собой, так и с греческим и сириакским переводами свидетельствует о том, что эта книга была уже давно распространена в нескольких рецензиях (редакциях).

С 198 г. Палестина находилась под владычеством Селевкидов. Некоторая часть евр населения, принадлежавшая главным образом к правящему классу, легко эллинизировалась, перенимая чужие нравы и идеи. Антиох Епифан (175-163 гг.) решил ускорить этот процесс и стал проводить эллинизацию насильственно. Сын Сирахов противопоставляет таким опасным новшествам весь авторитет ВЗ-ного предания. Перед нами книжник, соединивший любовь к Премудрости с любовью к Закону и преисполненный ревности к Храму и уважения к священству. Он вскормлен свящ. книгами, пророками и в особенности писаниями мудрых Израиля. Цель его — наставлять в Премудрости всех, кто ищет ее (Сир 33:17; Сир 50:29; ср предисловие к гл. 1).

По своей структуре книга напоминает предшествующие писания мудрых Израиля. Она представляет собою собрание кратких сентенций, афоризмов и небольших картин, довольно беспорядочно сгрупированных и иногда даже повторяющихся. Исключение составляют главы, в которых воспевается слава Божия в природе (Сир 42:15-43:36) и в истории (Сир 44:1-50:31), а также добавления: благодарственный гимн (Сир 51:1-17) и молитва о приобретении мудрости (Сир 51:18-38). Евр текст этого последнего отрывка был найден в одной из Кумранских пещер, в рукописи Псалтири. Эта находка подтверждает предположение, что данный отрывок до включения его в кн Сир существовал в виде отдельного произведения. В книге излагается традиционное учение; подобно его предшественникам, автор рассматривает Премудрость как персонифицированное откровение Бога. Судьба человека и проблема суда вызывает у него такую же тревожную неуверенность, какой охвачены и Иов, и Екклесиаст. Он верит в воздаяние, чувствует трагическую значительность смертного часа, но для него еще не вполне ясно, каким образом Бог воздаст каждому по делам его. Размышляя о сущности Премудрости Божией, он идет дальше прозрений кн Притч и Иова. Новизна учения сына Сирахова в том, что он отождествляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем (Сир 24:26-28), как впоследствии — автор поэмы о Премудрости (Вар 3:9-4:4). Тем самым, в отличие от своих предшественников, он вводит Премудрость в законническое течение. Более того, он видит соблюдение Закона в точном исполнении богослужебных предписаний (Сир 35:1-10). Он — ревностный ритуалист. В отличие от более древних мудрецов Израиля, Сын Сирахов много размышляет над историей (Сир 44:1-49:18), в которой особенно подчеркивает роль священства.

Сын Сирахов — последний свидетель учения о мудрости в Палестине, книга которого была принята в канон Писаний. Его можно считать достойным представителем хасидим, т.е. благочестивых (ср. 1 Макк 2:42), которым в скором времени предстояло восстать на защиту своей веры против гонения Антиоха Епифана. Благодаря им в Израиле сохранились те островки истинной веры, где нашла себе отклик проповедь Иисуса Христа. Хотя кн Сир не вошла в евр канон, на нее часто ссылаются авторы раввини-стических писаний. У НЗ-ных авторов — ев. Матфея и ап. Иакова — содержится немало восходящих к ней реминисценций.

ПРЕДИСЛОВИЕ (греч. переводчика)

Это предисловие не является составной частью книги и не входит в библейский канон. В нем говорится об евр Библии, разделенной на 3 части (ср 1 Макк 12:9): «закон, пророки и прочие писатели». Нет уверенности в том, что в ту эпоху (конец 2 в. до Р.Х.) содержание этих трех частей — особенно последней — было тождественно теперешнему. Переводчик прибыл в Египет в 38 г. царствования Евергета. Очевидно речь идет о Птолемее VII Евергете (170-117); 38-й г. его царствования соответствует 132 г. до Р.Х.

«Книгами Премудрости» или «мудрых» называют пять книг: Иова, Притчей, Екклесиаста, Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой. К ним присоединили Псалтирь и Песнь Песней, в которых мы находим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме. Произведения такого рода были распространены на всем древнем Востоке. В Египте на протяжении его вековой истории появилось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с шумерийской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам кн. Иова. Эта месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод — не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии.

Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар 4:29). Широкой известностью пользовались аравийские и едомские мудрецы (Иер 49:7; Вар 3:22-23; Авд 1:8). Иов и его три друга-мудреца жили в Едоме. Автор кн. Товита знал Премудрость Ахиахара, а Притч 22:17-23:11 напоминают египетские изречения Аменемопе. Некоторые псалмы приписаны Еману и Ефану, которые, согласно 3 Цар 4:31, были ханаанскими мудрецами. Притчи содержат Слова Агура (Притч 30:1-14) и Слова Лемуила (Притч 31:1-9), которые оба происходили из племени Масса, жившего в северной Аравии (Быт 25:14).

Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.

Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.

Однако эта религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Содержание евр. термина «хохма» весьма сложно. Он может обозначать ловкость движений или профессиональную сноровку, политическое чутье, проницательность, а также и хитрость, умение, искусство магии. Такая человеческая мудрость может служить как добру, так и злу, и эта двузначность в какой-то мере объясняет отрицательные суждения некоторых пророков о мудрецах (Ис 5:21; Ис 29:14; Иер 8:9). Этим объясняется также, что в евр. письменности тема Премудрости Божией (евр. «хохмот» — множ. число, употребляемое в значении превосходной степени) появляется довольно поздно, хотя происхождение мудрости от Бога никогда не отрицалось, и уже в Угорите мудрость считалась свойством великого бога Эла. Только после Плена стали утверждать, что Бог мудр Премудростью надмирной, действие которой человек видит в творении, но которая в своей сущности недосягаема и «неисследима» (Иов 28; Иов 38-39; Сир 1:1-10; Сир 16:24 сл; Сир 39:12 сл; Сир 42:15-43:33 и т.д.). В большом прологе кн. Притч (Притч 1-9) Премудрость Божия говорит как некое лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (гл. обр. Притч 8:22-31). В Сир 24 Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на небесах и послана Израилю от Бога. В Прем 7:22-8:1 она определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства. Так Премудрость, являясь свойством Божиим, отделяется от Него и представляется как Личность. Для ветхозаветного человека эти выражения являются, по-видимому, яркими поэтическими сравнениями, но в них уже заложена тайна, подготавливающая откровение Св. Троицы. Подобно Логосу в евангелии от Иоанна, эта Премудрость одновременно и в Боге и вне Бога, и во всех этих текстах обосновывается наименование «Премудрость Божия», которое ап. Павел дает Христу (1 Кор 1:24).

Вопрос об участи человека тесно связан у мудрецов с проблемой воздаяния. В древних частях Притч (Притч 3:33-35; Притч 9:6, Притч 9:18) Премудрость, т.е. праведность, непременно ведет к благополучию, а безумие, т.е. нечестие, приводит к разорению, ибо Богу свойственно награждать добрых и наказывать злых. Однако жизненный опыт зачастую как будто противоречит такому взгляду. Как объяснить бедствия, постигающие праведников? Этой проблеме посвящена кн. Иова. Те же вопросы, хотя и в несколько другом аспекте, тревожат Екклесиаста. Сын Сирахов в основном придерживается традиционных взглядов и хвалит счастье мудрого (Сир 14:21-15:10), но его преследует мысль о смерти. Он знает, что все зависит от этого последнего часа: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11:26, ср Сир 1:13; Сир 7:36; Сир 28:6; Сир 41:12). Он смутно предчувствует откровение о конечной участи человека. Вскоре после него пророк Даниил (Дан 12:2) уже ясно выражает веру в загробное воздаяние, связанное с верой в воскресение мертвых, так как евр. мысль не представляет себе жизни духа, отделенного от плоти. Параллельное и вместе с тем более разработанное учение появляется в александрийском иудаизме. Учение Платона о бессмертии души помогло евр. мысли осознать, что «Бог создал человека для нетления» (Прем 2:23) и после смерти праведники вкусят вечное блаженство у Бога, а нечестивые получат заслуженное наказание (Прем 3:1-12).

Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.

Первоначальное происхождение мудрости следует искать в жизни семьи или рода. Наблюдения над природой или людьми, накоплявшиеся из поколения в поколение, выражались в изречениях, в народных поговорках, в пословицах, имевших моральный характер и служивших правилами поведения. Аналогично происхождение первых формулировок обычного права, которые иногда близки не только по содержанию, но и по форме изречениям мудрости. Эта традиция народной мудрости продолжала существовать параллельно с возникновением письменных сборников мудрости. Ей обязаны своим происхождением, напр., притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11, басни в Суд 9:8-15, басня в 4 Цар 14:9. Даже пророки черпали из этого наследия (напр. Ис 28:24-28; Иер 17:5-11).

Краткие изречения, запечатлевающиеся в памяти, предназначаются для устной передачи. Отец или мать учит им своего сына дома (Притч Притч 1:8; Притч 4:1; Притч 31:1; Сир 3:1), а затем мудрые продолжают преподавать их в своих школах (Сир 41:23; Сир 41:26; ср Притч 7:1 сл; Притч 9:1 сл). С течением времени мудрость становится привилегией образованного класса: мудрые и книжники фигурируют рядом в Иер 8:8-9. Сын Сирахов Сир 38:24-39:11 восхваляет профессию книжника, дающую ему возможность приобретать мудрость в противоположность ручным ремеслам. Из книжников выходили царские чиновники, и учение мудрости культивировалось сначала при дворе. То же самое происходило и в других центрах восточной мудрости, в Египте и в Месопотамии. Один из сборников притчей Соломона был составлен «мужами Езекии, царя Иудейского», Притч 25:1. Эти мудрецы не только собирали древние изречения, но и сами писали. Два произведения, составленные, по всей вероятности, при дворе Соломона — история Иосифа и история преемства престола Давидова — можно тоже рассматривать как писания мудрых.

Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.

Так завершается долгий путь, начало которому в ВЗ положил Соломон. Все учение мудрых, постепенно преподававшееся избранному народу, подготавливало умы к восприятию нового откровения — откровения Воплощенной Премудрости, которая «больше Соломона» (Мф 12:42).

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

26:9 Как неудобно и болезненно плохо подогнанное ярмо, — так невыносима для мужа дурная жена. Как неприятно и опасно взять в руки ядовитого, жалящегося скорпиона, — так неприятно и опасно входить в соприкосновение с злою женою.


26:15 Нечистые пожелания блудной женщины высказываются и требуют своего удовлетворения при каждом удобном для нее случае.


26:16 Добрая жена содействует внутреннему и внешнему благополучию ее мужа.


26:27 Поясняется 1-3 ст. 27 гл.


27:6 Как доброкачественность плода, или его недоброкачественность в значительной мере зависят от ухода за деревом и свидетельствуют о степени этого ухода, — так и продукт человеческих мыслей и чувствований — слово в значительной мере выражает собою прирожденные наклонности и степень благовоспитанности человека.


27:8  Подир — длинная одежда иудейских первосвященников и царей.


27:24 Человек непрямодушный не выносит прямого, честного взгляда.


28:6 Ср. 7:39. Помни последние, т. е. смерть, истление, суд, перестань враждовать и соблюдай заповеди Господни.


28:16  Язык третий, т. е. коварный язык третьего человека, между двумя.


28:25  Не овладеет он, т. е. ад (см. 24 ст.) злоязычия и за злоязычие.


28:29 Будь внимателен к тому, что говоришь.


29:4  Находкою для себя.


29:7  Вменит ему находку, т. е. сочтет, что для кредитора находка уже и та часть долга, которая возвращена ему должником.


29:15-16  Заключи в кладовых твоих то, что должно послужить милостыней ближнему; и эта милостыня будет для тебя самым верным оплотом твоего телесного и душевного благополучия (Мф 7:2; 6:1-4,19-20).


29:17 Поручительство — та же милостыня, но следует делать так, чтобы эта милостыня не обратилась во вред для дающего и принимающего ее.


30:7 Мягкость, ведущая к попустительству, обращается уже во вредную слабость.


30:9-10 Объясняются 11-13 ст. Любовь к детям не должна переходить в попустительство их дурным наклонностям.


31:1-12 Накопление состояния сопряжено с многими хлопотами и беспокойством, но обладание им сопровождается действительным успокоением и неукоризненно лишь тогда, когда богатство приобреталось и расходуется без нарушения законов Божиих.


31:16 Не спеши протягивать руку к тому блюду, на которое смотрит алчный глаз.


31:17 Ср. Мф 7:12.


31:22  И душа его с ним, т. е. в бодрственном состоянии.


31:30 Как огонь обнаруживает действительное достоинство металла, так нетрезвое состояние человека может обнаружить его сокровенные думы и чувства.


32:6  Когда слушают застольную музыку (ср. 5 и 7 ст.), — воздержись от разговоров.


32:12 Скромность юноши и благорасположение к нему общества так же тесно связаны между собою, как молния и гром.


32:24 Ср. 17:5-8. Естественный закон веры и нравственности вложен Создателем в сердце каждого из людей. И чем непорочнее человек, — тем чище в нем голос этого закона, — разум и совесть человека.


33:2 Что корабль без руля во время бури, — то и человек, не управляемый твердым и мудрым законом.


33:4 Отвечай тем, кто спросит тебя.


33:5 Мысль и чувство неразумного человека так же неустойчивы, как колесо во время движения колесницы.


33:7-14 Все дни, по своему происхождению, одинаковы, но некоторые из них, изволением Божиим, возведены на степень нарочитых дней, для увековечения в памяти народов славных и спасительных деяний Господних. Все люди, по своему происхождению, также равны между собою, но всеведение Господне (ст. 11) прозревает, кто и как из них воспользуется в земной жизни дарованной ему свободой воли (15:11-20), а потому, в своем правосудии, Господь определяет в удел одним блаженство, в удел другим — страдание.


33:15-17 Ср. 24:37. Писатель книги говорит о своем усердии в деле собирания мудрых наставлений, для вразумления всех ищущих наставления, причем называет себя последним в ряду ветхозаветных учителей, трудившихся в винограднике Премудрости.


Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (Сир 51:29; Сир 51:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (Сир 50:29; Сир 51:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания 50-й главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птоломее Лаге, ок. 290 г. до Р. Х. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. Х., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. Х. (см. пролог книги пред греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowifz, Lesefre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard, Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г. и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.»

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227-239.

См. «Понятие о Библии».

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять — Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две — Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова1Современный распорядок учительных книг в греко-славянской Библии несколько отличается от древнего. Именно в Синайском кодексе они расположены в таком виде: Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Сирах, Иов; в Ватиканском списке за кн. Песнь Песней следует Иов и далее Премудрость Соломона и Сирах. неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», — «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Против Аппиона I, 4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой маккавейской книги — «τὰ του̃ Δαυιδ καὶ ἐπιστολὰς βασιλέων περὶ ἀναθεμάτων» — «книги Давида и письма царей о приношениях» (2:13). Наименование «τὰ του̃ Δαυιδ» тожественно с евангельским названием учительных книг псалмами» («подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о мне»; Лк 24:44), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов (Σύταγμα. Ράκκη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (Ibid. С. 365), Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в.) именует их «учительными», — «παραινετικά» (De Sectis, actio II. Migne. Т. 86, с. 1204).

При дидактическом характере всего Священного Писания усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью научить, вразумить, показать, как должно мыслить об известном предмете, как его следует понимать. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учительные книги. Их взгляд, основная точка зрения на учение веры и благочестия — та же, что и в законе; особенность ее заключается в стремлении приблизить богооткровенную истину к пониманию человека, довести его при помощи различных соображений до сознания, что ее должно представлять именно так, а не иначе, Благодаря этому, предложенная в законе в форме заповеди и запрещения, она является в учительных книгах живым убеждением того, кому дана, кто о ней думал и размышлял, выражается как истина не потому только, что открыта в законе, как истина, но и потому, что вполне согласна с думой человека, стала уже как бы собственным его достоянием, собственной его мыслью. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют сознание и благочестие». И что касается примеров такого освещения их, то они прежде всего наблюдаются в кн. Иова. Ее главное положение, вопрос об отношении правды Божией к правде человеческой, трактуется автором с точки зрения его приемлемости для человеческого сознания. Первоначально сомневавшийся в божественном правосудии, Иов оказывается в результате разговоров уверовавшим в непреклонность божественной правды. Объективное положение: «Бог правосуден» возводится на степень личного субъективного убеждения. Подобным же характером отличается и кн. Екклезиаст. Ее цель заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий (Иов 12:13), побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, — различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой — раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству по смерти, — этому вечно пребывающему благу. Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах откровенной религии, законе и теократии и влиянии их на образование умственной, нравственной и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Святейшего составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии откровенной истины с требованиями человеческого духа.

Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. В лице лучших своих представителей он не был лишь страдательным существом по отношению к открываемым истинам, но более или менее вдумывался в них, усваивал их, т. е. приводил в согласие со своими внутренними убеждениями и верованиями. Погружаясь сердцем и мыслию в область откровения, он или представлял предметы своего созерцания в научение, для развития религиозного ведения и споспешествования требуемой законом чистоте нравственности, как это видим в кн. Иова, Екклезиаст, Притчей и некоторых псалмах (78, 104, 105 и т. п.), или же отмечал, выражал то впечатление, которое производило это созерцание на его сердце, в лирической форме религиозных чувствований и сердечных размышлений (Псалтирь). Плод богопросвещенной рефлексии о божественном откровении, данном еврейскому народу в закон, учительные книги носят по преимуществу субъективный характер в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в книгах исторических. Другое отличие учительных книг — это их поэтическая форма с ее характерною особенностью — параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Это — род рифмы мысли, симметрия идеи, выражаемой обыкновенно два или иногда три раза в различных терминах, то синонимических, то противоположных. Сообразно различному взаимоотношению стихов параллелизм бывает синонимический, антитический, синтетический и рифмический. Первый вид параллелизма бывает тогда, когда параллельные члены соответствуют друг другу, выражая равнозначащими терминами один и тот же смысл. Примеры подобного параллелизма представляет Пс 113 — «когда Израиль вышел из Египта, дом Иакова (из среды) народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его. Море это увидело и побежало, Иордан возвратился назад, горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы». Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Притч 27:6-7). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс 19:8-9). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тожественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол — глаголу, прилагательное — прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» (Пс 18). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев — гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого типа написаны кн. Иова (Иов 3:1-42:6), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Да, грешники нередко ссорятся, об этом сказано и написано немало. А праведники? Всегда ли им удаётся избегать конфликтов? И всегда ли их нужно избегать? Если во времена Иисуса, сына Сирахова ещё и можно было думать, что всякий конфликт и противостояние — зло по определению, которого нужно избежать любой ценой, то после прихода Христа... 

 

Призыв мудреца быть довольным как малым, так и многим не оригинален: он встречается в самых разных древних текстах и в самых разных философских и религиозных учениях. Это, можно сказать, общее место древней (да и не только древней) мудрости. Почему же Иисус считает необходимым напомнить о ней своим читателям... 

 

Интересную вещь говорит нам сегодня Иисус, сын Сирахов. «Кто делает зло, на того обратится оно; и он не узнает, откуда оно пришло к нему». Основной принцип понятен... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).