Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Синодальный перевод (ru)
Поделиться

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 38,  стихи 24-39

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ> Размышления мудрого> 24 Различные призвания
24 
Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга,
  и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость.
25 
Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом
  и хвалится бичом,
гоняет волов и занят работами их,
  и которого разговор только о молодых волах?
26 
Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды,
  и забота его — о корме для телиц.
27 
Так и всякий плотник и зодчий,
  который проводит ночь, как день;
кто занимается резьбою, того прилежание в том,
  чтобы оразнообразить форму;
28 
сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже,
  и забота его — о том, чтоб окончить дело в совершенстве.
29 
Так и ковач, который сидит у наковальни
  и думает об изделии из железа:
дым от огня изнуряет его тело,
  и с жаром от печи борется он;
30 
звук молота оглушает его слух,
  и глаза его устремлены на модель сосуда;
31 
сердце его устремлено на окончание дела,
  и попечение его — о том, чтобы отделать его в совершенстве.
32 
Так и горшечник, который сидит над своим делом
  и ногами своими вертит колесо,
33 
который постоянно в заботе о деле своем
  и у которого исчислена вся работа его:
34 
рукою своею он дает форму глине,
  а ногами умягчает ее жесткость;
35 
он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд,
  и забота его — о том, чтоб очистить печь.
36 
Все они надеются на свои руки,
  и каждый умудряется в своем деле.
37 
Без них ни город не построится,
  ни жители не населятся и не будут жить в нем;
38 
и однако ж они в собрание не приглашаются,
  на судейском седалище не сидят
и не рассуждают о судебных постановлениях,
  не произносят оправдания и осуждения
  и не занимаются притчами;
39 
но поддерживают быт житейский,
  и молитва их — об успехе художества их.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 39

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ> Размышления мудрого> 1 Призвание книжника, 15 Хвала Господу
Только тот, кто посвящает свою душу
  размышлению о законе Всевышнего,
будет искать мудрости всех древних
  и упражняться в пророчествах.
Он будет замечать сказания мужей именитых
  и углубляться в тонкие обороты притчей;
будет исследовать сокровенный смысл изречений
  и заниматься загадками притчей.
Он будет проходить служение среди вельмож
  и являться пред правителем;
будет путешествовать по земле чужих народов,
  ибо испытал доброе и злое между людьми.
Сердце свое он направит к тому,
  чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его,
и будет молиться пред Всевышним;
  откроет в молитве уста свои
  и будет молиться о грехах своих.
Если Господу великому угодно будет,
  он исполнится духом разума,
будет источать слова мудрости своей
  и в молитве прославлять Господа;
благоуправит свою волю и ум
  и будет размышлять о тайнах Господа.
10 
Он покажет мудрость своего учения
  и будет хвалиться законом завета Господня.
11 
Многие будут прославлять знание его,
  и он не будет забыт вовек.
12 
Память о нем не погибнет,
  и имя его будет жить в роды родов.
13 
Народы будут прославлять его мудрость,
  и общество будет возвещать хвалу его.
14 
Доколе будет жить, он приобретет большую славу, нежели тысячи;
  а когда почиет, увеличит ее.
15 
Еще размыслив, расскажу,
  ибо я полон, как луна в полноте своей.
16 
Выслушайте меня, благочестивые дети,
  и растите, как роза, растущая на поле при потоке;
17 
издавайте благоухание, как ливан;
18 
  цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь;
19 
благословляйте Господа во всех делах;
  величайте имя Его,
  и прославляйте Его хвалою Его,
20 
песнями уст и гуслями
  и, прославляя, говорите так:
21 
все дела Господа весьма благотворны,
  и всякое повеление Его в свое время исполнится;
22 
и нельзя сказать: "что это? для чего это?",
  ибо все в свое время откроется.
23 
По слову Его стала вода, как стог,
  и по изречению уст Его явились вместилища вод.
24 
В повелениях Его — всё Его благоволение,
  и никто не может умалить спасительность их.
25 
Пред Ним дела всякой плоти,
  и невозможно укрыться от очей Его.
26 
Он прозирает из века в век,
  и ничего нет дивного пред Ним.
27 
Нельзя сказать: "что это? для чего это?",
  ибо все создано для своего употребления.
28 
Благословение Его покрывает, как река,
  и, как потоп, напояет сушу.
29 
Но и гнев Его испытывают народы,
  как некогда Он превратил воды в солончаки.
30 
Пути Его для святых прямы,
  а для беззаконных они — преткновения.
31 
От начала для добрых создано доброе,
  как для грешников — злое.
32 
Главное из всех потребностей для жизни человека —
  вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука,
  мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда:
33 
все это благочестивым служит в пользу,
  а грешникам может обратиться во вред.
34 
Есть ветры, которые созданы для отмщения
  и в ярости своей усиливают удары свои,
35 
во время устремления своего изливают силу
  и удовлетворяют ярости Сотворившего их.
36 
Огонь и град, голод и смерть, —
  все это создано для отмщения.
37 
Зубы зверей, и скорпионы, и змеи,
  и меч, мстящий нечестивым погибелью —
38 
обрадуются повелению Его,
  и готовы будут на земле, когда потребуются,
  и в свое время не преступят слова Его.
39 
Посему я с самого начала решил,
  обдумал и оставил в писании,
40 
что все дела Господа прекрасны,
  и Он дарует все потребное в свое время;
41 
и нельзя сказать: "это хуже того",
  ибо все в свое время признано будет хорошим.
42 
Итак, всем сердцем и устами пойте
  и благословляйте имя Господа.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 40

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ> Размышления мудрого> 1 Жизненные невзгоды, 11 Мнимые блага, 18 Истинные блага, 29 Нищенство
Много трудов предназначено каждому человеку,
  и тяжело иго на сынах Адама
со дня исхода из чрева матери их
  до дня возвращения к матери всех.
Мысль об ожидаемом и день смерти
  производит в них размышления и страх сердца.
От сидящего на славном престоле
  и до поверженного на земле и во прахе,
от носящего порфиру и венец
  и до одетого в рубище —
у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство,
  и страх смерти, и негодование, и распря,
и во время успокоения на ложе
  ночной сон расстраивает ум его.
Мало, почти совсем не имеет он покоя,
  и потому и во сне он, как днем, на страже.
Будучи смущен сердечными своими мечтами,
  как бежавший с поля брани,
во время безопасности своей он пробуждается
  и не может надивиться, что ничего не было страшного.
Хотя это бывает со всякою плотью, от человека до скота,
  но у грешников в семь крат более сего.
Смерть, убийство, ссора, меч,
  бедствия, голод, сокрушение и удары —
10 
все это — для беззаконных;
  и потоп был для них.
11 
Все, что от земли, обращается в землю,
  и что из воды, возвращается в море.
12 
Всякий подарок и несправедливость будут истреблены,
  а верность будет стоять вовек.
13 
Имения неправедных, как поток, иссохнут
  и, как сильный гром при проливном дожде, прогремят.
14 
Кто открывает руку, тот бывает весел;
  а преступники вконец погибнут.
15 
Потомки нечестивых не умножат ветвей,
  и нечистые корни — на утесистой скале.
16 
Осока при всякой воде и на берегу реки
  скашивается прежде всякой другой травы.
17 
Благотворительность, как рай, полна благословений,
  и милостыня пребывает вовек.
18 
Жизнь довольного своею участью и труженика сладостна;
  но превосходит обоих тот, кто находит сокровище.
19 
Дети и построение города увековечивают имя,
  но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена.
20 
Вино и музыка веселят сердце,
  но лучше того и другого — любовь к мудрости.
21 
Свирель и гусли делают приятным пение,
  но лучше их — приятный язык.
22 
Приятность и красота вожделенны для очей твоих,
  но более той и другой — зелень посева.
23 
Друг и приятель сходятся по временам,
  но жена с мужем — всегда.
24 
Братья и покровители — во время скорби,
  но вернее тех и других спасает милостыня.
25 
Золото и серебро утверждают стопы,
  но надежнее того и другого признаётся добрый совет.
26 
Богатство и сила возвышают сердце,
  но выше того — страх Господень.
27 
В страхе Господнем нет недостатка,
  и нет надобности искать при нем помощи.
28 
Страх Господень — как благословенный рай,
  и облекает его всякою славою.
29 
Сын мой! не живи жизнью нищенскою:
  лучше умереть, нежели просить милостыни.
30 
Кто засматривается на чужой стол,
  того жизнь — не жизнь, —
  он унижает душу свою чужими яствами;
31 
но человек разумный и благовоспитанный
  предостережет себя от того.
32 
В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни,
  но в утробе его огонь возгорится.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 41

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ> Размышления мудрого> 1 Смерть, 8 Смерть нечестивых, 17 Истинный и ложный стыд
О, смерть! как горько воспоминание о тебе
  для человека, который спокойно живет в своих владениях,
для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив
  и еще в силах принимать пищу.
О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося
  и изнемогающего в силах,
для престарелого и обремененного заботами обо всем,
  для не имеющего надежды и потерявшего терпение.
Не бойся смертного приговора:
  вспомни о предках твоих и потомках.
  Это приговор от Господа над всякою плотью.
Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему?
  десять ли, сто ли, или тысяча лет —
в аде нет исследования о времени жизни.
Дети грешников бывают дети отвратительные
  и общаются с нечестивыми.
Наследие детей грешников погибнет,
  и вместе с племенем их будет распространяться бесславие.
10 
Нечестивого отца будут укорять дети,
  потому что за него они терпят бесславие.
11 
Горе вам, люди нечестивые,
  которые оставили закон Бога Всевышнего!
12 
Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие;
  и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие.
13 
Все, что из земли, возвратится в землю;
  так нечестивые — от проклятия в погибель.
14 
Плач людей бывает о телах их,
  но грешников и имя недоброе изгладится.
15 
Заботься об имени,
  ибо оно пребудет с тобою долее,
  нежели многие тысячи золота.
16 
Дням доброй жизни есть число,
  но доброе имя пребывает вовек.
17 
Соблюдайте, дети, наставление в мире;
  а сокрытая мудрость и сокровище невидимое —
  какая в них польза?
18 
Лучше человек, скрывающий свою глупость,
  нежели человек, скрывающий свою мудрость.
19 
Итак, стыдитесь того, о чем я скажу,
20 
ибо не всякую стыдливость хорошо соблюдать
  и не всё всеми одобряется по истине.
21 
Стыдитесь пред отцом и матерью блуда,
  пред начальником и властелином — лжи;
22 
пред судьею и князем — преступления,
  пред собранием и народом — беззакония,
23 
пред товарищем и другом — неправды,
  пред соседями — кражи:
24 
  стыдитесь сего и пред истиною Бога и завета Его.
Стыдись и облокачивания на стол,
  обмана при займе и отдаче;
25 
  стыдись молчания пред приветствующими,
  смотрения на распутную женщину,
отвращения лица от родственника,
26 
  отнятия доли и дара,
помысла на замужнюю женщину,
  ухаживания за своею служанкою,
27 
  и не подходи к постели ее;
28 
пред друзьями стыдись слов укорительных, —
  и после того, как ты дал, не попрекай, —
29 
повторения слухов
  и разглашения слов тайных.
И будешь истинно стыдлив
  и приобретешь благорасположение всякого человека.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Глава 42,  стихи 1-14

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ> Размышления мудрого> 17 Истинный и ложный стыд, 9 Забота отца о дочери, 12 Остерегаться женщин,
Не стыдись вот чего,
  и из лицеприятия не греши:
не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета,
  и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому,
спора между товарищем и посторонними
  и предоставления наследства друзьям,
точности в весах и мерах, —
  много ли, мало ли приобретаешь, —
беспристрастия в купле и продаже
  и строгого воспитания детей,
  и — окровавить ребро худому рабу.
При худой жене хорошо иметь печать,
  и, где много рук, там запирай.
Если что выдаешь, выдавай счетом и весом
  и делай всякую выдачу и прием по записи.
Не стыдись вразумлять неразумного и глупого,
  и престарелого, состязающегося с молодыми:
и будешь истинно благовоспитанным
  и заслужишь одобрение от всякого человека.
Дочь для отца — тайная постоянная забота,
  и попечение о ней отгоняет сон:
в юности ее — как бы не отцвела,
  а в замужестве — как бы не опротивела,
10 
в девстве — как бы не осквернилась
  и не сделалась беременною в отцовском доме,
в замужестве — чтобы не нарушила супружеской верности
  и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною.
11 
Над бесстыдною дочерью усиль надзор,
  чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов,
притчею в городе и упреком в народе
  и не осрамила тебя пред обществом.
12 
Не смотри на красоту человека
  и не сиди среди женщин:
13 
ибо как из одежд выходит моль,
  так от женщины — лукавство женское.
14 
Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, —
  женщина, которая стыдит до поношения.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

39:1 Закон, писания мудрых и пророчества очевидно составляли в тот период все писание, ср. Предисловие.


39:2 "Углубляться в тонкие обороты притчей" - книжник прежде всего хранитель Писаний, но на нем также лежит обязанность толковать его народу (ср Езд 7:6). О притче и машале см. введение к кн. Мудрых.


39:5 "Путешествовать по земле чужих" - книжник часто назначался чиновником, министром, послом.


39:23 "По слову Его стала вода, как стог..." - имеются в виду многочисленные чудеса, совершенные над водами: сотворение (Быт 1:9) потоп (Быт 7:11), переход через Чермное море (Исх 14:21-22) и через Иордан (Ис Нав 3:16), быть может и тайна облаков, неисчерпаемых водохранилищ (ср Пс 103:6-13).


39:28 "Благословение Его покрывает, как река" - (евр как Нил) автор имеет в виду благотворное половодье Нила.


39:36 "Огонь и град, голод и смерть, - все это создано для отмщения" - ср. Завещание XII Патриархов: "оно (нижнее небо) содержит огонь, снег, лед, предназначенные для дня суда Божия. Ибо там находятся духи отмщения для наказания людей" (Левий 3 2). Сын Сир тоже рассматривает бедствия как задержанные временно, но в его перспективу по-видимому не включается конец времен.


39:39 "Обдумал и оставил в писании, что все дела Господа прекрасны" - заключение Сын Сир оптимистично. Все целесообразно, ибо все предусмотрено Богом. Человек не должен роптать. Он страдает, только когда этого заслужил.


40 Мрачные краски, которые Сын Сир употребил для описания " тяжелого ига сынов Адама" в этой главе, контрастируют с заключением предыдущей главы. Этот контраст объясняется не непоследовательностью автора, а тем, что бремя жизни сынов Адама есть следствие греха.


41:7 "В аде нет исследования о времени жизни" (евр- "в шеоле"), ибо один конец для всех.


42 Автор утверждает позволительность и даже уместность некоторых действий, которые не смели совершать под влиянием предрассудков и из ложного стыда.


42:2 "Оказать правосудие нечестивому" - под нечестивыми, вероятно, надо понимать чужеземцев: автор советует быть справедливым к ним так же, как и к израильтянам.


42:14 "Лучше злой мужчина, чем ласковая женщина" - Сын Сирахов еще более резок в суждениях о женщинах, чем автор Притч; в позднейшем раввинизме заметна та же тенденция. В то же время следует учесть, что изречения строятся на парадоксе и поэтому их нельзя всегда понимать в букв, смысле.


Эта второканоническая книга не включена в евр Библию, хотя была написана на евр языке. Ее оригинал был известен не только раввинам, но и бл. Иерониму. До нас она дошла только в греч переводе, который и признан Церковью каноническим. В Вульг эта книга называется «Ecclesiasticus (liber)», т.е. «церковная книга», согласно названию, данному ей в 3-м веке Церковью в отличие от Синагоги. В 1896 г. было найдено около двух третей евр текста Сир среди фрагментов различных средневековых рукописей, находившихся в древней синагоге города Каира. Недавно короткие отрывки ее были обнаружены в одной из Кумранских пещер, а в 1964 г. нашли в Массаде часть книги (Сир 39:27-44:17), написанную письмом 1-го в. до Р.Х. Расхождение этих рукописей как между собой, так и с греческим и сириакским переводами свидетельствует о том, что эта книга была уже давно распространена в нескольких рецензиях (редакциях).

С 198 г. Палестина находилась под владычеством Селевкидов. Некоторая часть евр населения, принадлежавшая главным образом к правящему классу, легко эллинизировалась, перенимая чужие нравы и идеи. Антиох Епифан (175-163 гг.) решил ускорить этот процесс и стал проводить эллинизацию насильственно. Сын Сирахов противопоставляет таким опасным новшествам весь авторитет ВЗ-ного предания. Перед нами книжник, соединивший любовь к Премудрости с любовью к Закону и преисполненный ревности к Храму и уважения к священству. Он вскормлен свящ. книгами, пророками и в особенности писаниями мудрых Израиля. Цель его — наставлять в Премудрости всех, кто ищет ее (Сир 33:17; Сир 50:29; ср предисловие к гл. 1).

По своей структуре книга напоминает предшествующие писания мудрых Израиля. Она представляет собою собрание кратких сентенций, афоризмов и небольших картин, довольно беспорядочно сгрупированных и иногда даже повторяющихся. Исключение составляют главы, в которых воспевается слава Божия в природе (Сир 42:15-43:36) и в истории (Сир 44:1-50:31), а также добавления: благодарственный гимн (Сир 51:1-17) и молитва о приобретении мудрости (Сир 51:18-38). Евр текст этого последнего отрывка был найден в одной из Кумранских пещер, в рукописи Псалтири. Эта находка подтверждает предположение, что данный отрывок до включения его в кн Сир существовал в виде отдельного произведения. В книге излагается традиционное учение; подобно его предшественникам, автор рассматривает Премудрость как персонифицированное откровение Бога. Судьба человека и проблема суда вызывает у него такую же тревожную неуверенность, какой охвачены и Иов, и Екклесиаст. Он верит в воздаяние, чувствует трагическую значительность смертного часа, но для него еще не вполне ясно, каким образом Бог воздаст каждому по делам его. Размышляя о сущности Премудрости Божией, он идет дальше прозрений кн Притч и Иова. Новизна учения сына Сирахова в том, что он отождествляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем (Сир 24:26-28), как впоследствии — автор поэмы о Премудрости (Вар 3:9-4:4). Тем самым, в отличие от своих предшественников, он вводит Премудрость в законническое течение. Более того, он видит соблюдение Закона в точном исполнении богослужебных предписаний (Сир 35:1-10). Он — ревностный ритуалист. В отличие от более древних мудрецов Израиля, Сын Сирахов много размышляет над историей (Сир 44:1-49:18), в которой особенно подчеркивает роль священства.

Сын Сирахов — последний свидетель учения о мудрости в Палестине, книга которого была принята в канон Писаний. Его можно считать достойным представителем хасидим, т.е. благочестивых (ср. 1 Макк 2:42), которым в скором времени предстояло восстать на защиту своей веры против гонения Антиоха Епифана. Благодаря им в Израиле сохранились те островки истинной веры, где нашла себе отклик проповедь Иисуса Христа. Хотя кн Сир не вошла в евр канон, на нее часто ссылаются авторы раввини-стических писаний. У НЗ-ных авторов — ев. Матфея и ап. Иакова — содержится немало восходящих к ней реминисценций.

ПРЕДИСЛОВИЕ (греч. переводчика)

Это предисловие не является составной частью книги и не входит в библейский канон. В нем говорится об евр Библии, разделенной на 3 части (ср 1 Макк 12:9): «закон, пророки и прочие писатели». Нет уверенности в том, что в ту эпоху (конец 2 в. до Р.Х.) содержание этих трех частей — особенно последней — было тождественно теперешнему. Переводчик прибыл в Египет в 38 г. царствования Евергета. Очевидно речь идет о Птолемее VII Евергете (170-117); 38-й г. его царствования соответствует 132 г. до Р.Х.

«Книгами Премудрости» или «мудрых» называют пять книг: Иова, Притчей, Екклесиаста, Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой. К ним присоединили Псалтирь и Песнь Песней, в которых мы находим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме. Произведения такого рода были распространены на всем древнем Востоке. В Египте на протяжении его вековой истории появилось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с шумерийской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам кн. Иова. Эта месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод — не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии.

Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар 4:29). Широкой известностью пользовались аравийские и едомские мудрецы (Иер 49:7; Вар 3:22-23; Авд 1:8). Иов и его три друга-мудреца жили в Едоме. Автор кн. Товита знал Премудрость Ахиахара, а Притч 22:17-23:11 напоминают египетские изречения Аменемопе. Некоторые псалмы приписаны Еману и Ефану, которые, согласно 3 Цар 4:31, были ханаанскими мудрецами. Притчи содержат Слова Агура (Притч 30:1-14) и Слова Лемуила (Притч 31:1-9), которые оба происходили из племени Масса, жившего в северной Аравии (Быт 25:14).

Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.

Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.

Однако эта религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Содержание евр. термина «хохма» весьма сложно. Он может обозначать ловкость движений или профессиональную сноровку, политическое чутье, проницательность, а также и хитрость, умение, искусство магии. Такая человеческая мудрость может служить как добру, так и злу, и эта двузначность в какой-то мере объясняет отрицательные суждения некоторых пророков о мудрецах (Ис 5:21; Ис 29:14; Иер 8:9). Этим объясняется также, что в евр. письменности тема Премудрости Божией (евр. «хохмот» — множ. число, употребляемое в значении превосходной степени) появляется довольно поздно, хотя происхождение мудрости от Бога никогда не отрицалось, и уже в Угорите мудрость считалась свойством великого бога Эла. Только после Плена стали утверждать, что Бог мудр Премудростью надмирной, действие которой человек видит в творении, но которая в своей сущности недосягаема и «неисследима» (Иов 28; Иов 38-39; Сир 1:1-10; Сир 16:24 сл; Сир 39:12 сл; Сир 42:15-43:33 и т.д.). В большом прологе кн. Притч (Притч 1-9) Премудрость Божия говорит как некое лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (гл. обр. Притч 8:22-31). В Сир 24 Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на небесах и послана Израилю от Бога. В Прем 7:22-8:1 она определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства. Так Премудрость, являясь свойством Божиим, отделяется от Него и представляется как Личность. Для ветхозаветного человека эти выражения являются, по-видимому, яркими поэтическими сравнениями, но в них уже заложена тайна, подготавливающая откровение Св. Троицы. Подобно Логосу в евангелии от Иоанна, эта Премудрость одновременно и в Боге и вне Бога, и во всех этих текстах обосновывается наименование «Премудрость Божия», которое ап. Павел дает Христу (1 Кор 1:24).

Вопрос об участи человека тесно связан у мудрецов с проблемой воздаяния. В древних частях Притч (Притч 3:33-35; Притч 9:6, Притч 9:18) Премудрость, т.е. праведность, непременно ведет к благополучию, а безумие, т.е. нечестие, приводит к разорению, ибо Богу свойственно награждать добрых и наказывать злых. Однако жизненный опыт зачастую как будто противоречит такому взгляду. Как объяснить бедствия, постигающие праведников? Этой проблеме посвящена кн. Иова. Те же вопросы, хотя и в несколько другом аспекте, тревожат Екклесиаста. Сын Сирахов в основном придерживается традиционных взглядов и хвалит счастье мудрого (Сир 14:21-15:10), но его преследует мысль о смерти. Он знает, что все зависит от этого последнего часа: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11:26, ср Сир 1:13; Сир 7:36; Сир 28:6; Сир 41:12). Он смутно предчувствует откровение о конечной участи человека. Вскоре после него пророк Даниил (Дан 12:2) уже ясно выражает веру в загробное воздаяние, связанное с верой в воскресение мертвых, так как евр. мысль не представляет себе жизни духа, отделенного от плоти. Параллельное и вместе с тем более разработанное учение появляется в александрийском иудаизме. Учение Платона о бессмертии души помогло евр. мысли осознать, что «Бог создал человека для нетления» (Прем 2:23) и после смерти праведники вкусят вечное блаженство у Бога, а нечестивые получат заслуженное наказание (Прем 3:1-12).

Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.

Первоначальное происхождение мудрости следует искать в жизни семьи или рода. Наблюдения над природой или людьми, накоплявшиеся из поколения в поколение, выражались в изречениях, в народных поговорках, в пословицах, имевших моральный характер и служивших правилами поведения. Аналогично происхождение первых формулировок обычного права, которые иногда близки не только по содержанию, но и по форме изречениям мудрости. Эта традиция народной мудрости продолжала существовать параллельно с возникновением письменных сборников мудрости. Ей обязаны своим происхождением, напр., притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11, басни в Суд 9:8-15, басня в 4 Цар 14:9. Даже пророки черпали из этого наследия (напр. Ис 28:24-28; Иер 17:5-11).

Краткие изречения, запечатлевающиеся в памяти, предназначаются для устной передачи. Отец или мать учит им своего сына дома (Притч Притч 1:8; Притч 4:1; Притч 31:1; Сир 3:1), а затем мудрые продолжают преподавать их в своих школах (Сир 41:23; Сир 41:26; ср Притч 7:1 сл; Притч 9:1 сл). С течением времени мудрость становится привилегией образованного класса: мудрые и книжники фигурируют рядом в Иер 8:8-9. Сын Сирахов Сир 38:24-39:11 восхваляет профессию книжника, дающую ему возможность приобретать мудрость в противоположность ручным ремеслам. Из книжников выходили царские чиновники, и учение мудрости культивировалось сначала при дворе. То же самое происходило и в других центрах восточной мудрости, в Египте и в Месопотамии. Один из сборников притчей Соломона был составлен «мужами Езекии, царя Иудейского», Притч 25:1. Эти мудрецы не только собирали древние изречения, но и сами писали. Два произведения, составленные, по всей вероятности, при дворе Соломона — история Иосифа и история преемства престола Давидова — можно тоже рассматривать как писания мудрых.

Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.

Так завершается долгий путь, начало которому в ВЗ положил Соломон. Все учение мудрых, постепенно преподававшееся избранному народу, подготавливало умы к восприятию нового откровения — откровения Воплощенной Премудрости, которая «больше Соломона» (Мф 12:42).

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

38:27 Проводит ночь, как день, в размышлениях о том, чтобы оразнообразить форму своих построений.


39:1-14 1-14 стихи служат противоположением 24-39 ст. 38 гл.


39:15  Ибо я полон мудрых наставлений.


39:16-20 Насыщайтесь премудростью, благоденствуйте, и своей мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым фимиамом Всесовершенному.


39:21-42 Все то, что совершается в природе, свидетельствует о могуществе, премудрости, благости, правосудии Создателя, и должно служить для человека побуждением всем сердцем и устами петь и благословлять имя Господне.


По слову Его стала вода как стог... явились вместилища вод (23). Ср. Быт 1:6-10.


Ничего нет дивного пред Ним (26), т. е. все тварное ничтожно пред неизмеримым величием своего Творца.


Некогда Он превратил воды в солончаки (29). Ср. Быт 19.


От начала для добрых создано доброе... (31). Ср. пр. к 33:7-14.


Есть ветры, которые созданы для отмщения (34) упорным грешникам за их беззакония, как, попущением Божиим, существуют для вразумления нечестивцев и иные бедствия (36-38).


40:1  До дня возвращения к матери всех земнородных — земле. 9 стих и след. по 16 ср. с 29, 33-38, гл. 39.


40:11 Тела животных и человека, по смерти, разлагаются, распадаясь на составлявшие их элементы.


40:12  Всякий подарок, сделанный во отвращение правды.


40:13  Прогремят и исчезнут.


40:14  Кто открывает руку помощи нуждающимся, — тот бывает весел и благополучен благословением Божиим и благословениями ближних своих.


40:15  Потомство нечестивые недолговечно, как недолговечны негодные корни на утесистой почве.


40:16 Является образным подтверждением 15 стиха.


40:18 Поясняется 19-28 ст.


40:32  Нов утробе его огонь возгорится, — огонь оскорбляемого самолюбия и иных последствий легкомысленного тунеядства.


41:6-7 Неблагоразумно отвращаться от того, что благоугодно Всевышнему, тем более, что рано ли поздно закон смерти неизбежно осуществится, и в аде, загробном существовании человека, где нет измерения времени, имеет значение не количество прожитых человеком лет (десять ли, сто ли, или тысяча лет), а то, как прожил человек эти годы.


41:13 Как все то, что от земли, возвратится в землю; так и все те злые поступки и деяния грешников, которые заклеймены проклятием уже в момент своего возникновения, неизбежно доведут упорных нечестивцев до их погибели.


41:17-19 Будь истинно стыдлив: стыдлив там, где следует стыдиться, — при совершении чего-либо нравственно постыдного или неразумного; и имей мужество не стыдиться там, где нет стыда, — при соблюдении законов доброй нравственности и правил благоразумия.


42:1-8 Заканчивают мысль, изложенную в 17-29 ст. 41-й главы.


Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (Сир 51:29; Сир 51:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (Сир 50:29; Сир 51:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания 50-й главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птоломее Лаге, ок. 290 г. до Р. Х. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. Х., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. Х. (см. пролог книги пред греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowifz, Lesefre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard, Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г. и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.»

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227-239.

См. «Понятие о Библии».

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять — Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две — Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова1Современный распорядок учительных книг в греко-славянской Библии несколько отличается от древнего. Именно в Синайском кодексе они расположены в таком виде: Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Сирах, Иов; в Ватиканском списке за кн. Песнь Песней следует Иов и далее Премудрость Соломона и Сирах. неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», — «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Против Аппиона I, 4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой маккавейской книги — «τὰ του̃ Δαυιδ καὶ ἐπιστολὰς βασιλέων περὶ ἀναθεμάτων» — «книги Давида и письма царей о приношениях» (2:13). Наименование «τὰ του̃ Δαυιδ» тожественно с евангельским названием учительных книг псалмами» («подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о мне»; Лк 24:44), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов (Σύταγμα. Ράκκη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (Ibid. С. 365), Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в.) именует их «учительными», — «παραινετικά» (De Sectis, actio II. Migne. Т. 86, с. 1204).

При дидактическом характере всего Священного Писания усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью научить, вразумить, показать, как должно мыслить об известном предмете, как его следует понимать. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учительные книги. Их взгляд, основная точка зрения на учение веры и благочестия — та же, что и в законе; особенность ее заключается в стремлении приблизить богооткровенную истину к пониманию человека, довести его при помощи различных соображений до сознания, что ее должно представлять именно так, а не иначе, Благодаря этому, предложенная в законе в форме заповеди и запрещения, она является в учительных книгах живым убеждением того, кому дана, кто о ней думал и размышлял, выражается как истина не потому только, что открыта в законе, как истина, но и потому, что вполне согласна с думой человека, стала уже как бы собственным его достоянием, собственной его мыслью. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют сознание и благочестие». И что касается примеров такого освещения их, то они прежде всего наблюдаются в кн. Иова. Ее главное положение, вопрос об отношении правды Божией к правде человеческой, трактуется автором с точки зрения его приемлемости для человеческого сознания. Первоначально сомневавшийся в божественном правосудии, Иов оказывается в результате разговоров уверовавшим в непреклонность божественной правды. Объективное положение: «Бог правосуден» возводится на степень личного субъективного убеждения. Подобным же характером отличается и кн. Екклезиаст. Ее цель заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий (Иов 12:13), побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, — различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой — раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству по смерти, — этому вечно пребывающему благу. Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах откровенной религии, законе и теократии и влиянии их на образование умственной, нравственной и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Святейшего составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии откровенной истины с требованиями человеческого духа.

Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. В лице лучших своих представителей он не был лишь страдательным существом по отношению к открываемым истинам, но более или менее вдумывался в них, усваивал их, т. е. приводил в согласие со своими внутренними убеждениями и верованиями. Погружаясь сердцем и мыслию в область откровения, он или представлял предметы своего созерцания в научение, для развития религиозного ведения и споспешествования требуемой законом чистоте нравственности, как это видим в кн. Иова, Екклезиаст, Притчей и некоторых псалмах (78, 104, 105 и т. п.), или же отмечал, выражал то впечатление, которое производило это созерцание на его сердце, в лирической форме религиозных чувствований и сердечных размышлений (Псалтирь). Плод богопросвещенной рефлексии о божественном откровении, данном еврейскому народу в закон, учительные книги носят по преимуществу субъективный характер в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в книгах исторических. Другое отличие учительных книг — это их поэтическая форма с ее характерною особенностью — параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Это — род рифмы мысли, симметрия идеи, выражаемой обыкновенно два или иногда три раза в различных терминах, то синонимических, то противоположных. Сообразно различному взаимоотношению стихов параллелизм бывает синонимический, антитический, синтетический и рифмический. Первый вид параллелизма бывает тогда, когда параллельные члены соответствуют друг другу, выражая равнозначащими терминами один и тот же смысл. Примеры подобного параллелизма представляет Пс 113 — «когда Израиль вышел из Египта, дом Иакова (из среды) народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его. Море это увидело и побежало, Иордан возвратился назад, горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы». Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Притч 27:6-7). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс 19:8-9). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тожественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол — глаголу, прилагательное — прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» (Пс 18). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев — гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого типа написаны кн. Иова (Иов 3:1-42:6), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела.

Скрыть

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).