19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, |
Апостол Павел в своих посланиях постоянно обращается к теме христианского универсализма. Серьезное и глубокое разделение людей на тех, кому принадлежит наследие веры избранного народа, и тех, кто чужд ему, преодолевается смертью Христа за всех людей. Апостол говорит далее, что для того, чтобы язычникам была открыта возможность войти в Церковь, войти в завет с Богом, совершилось особенное откровение тайны Христовой, данной апостолам и пророкам Духом Святым. Сегодня пришедшие в Церковь из «язычников», то есть не из Израиля, составляют абсолютное большинство в ней, и потому осознание величия этого дара притупилось.
Различия, возникшие между людьми в истории, преодолеваются в Церкви, и все делаются, по слову апостола, «не чужими и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу». Следовательно, сами эти различия имеют весьма относительную значимость. Между тем отношения между людьми в окружающем нас мире устроены так, как будто разделения людей на исторически сложившиеся группы существуют вечно и имеют непреходящую ценность.
Мы осознаем и постигаем свою личность в значительной степени через идентификацию себя с определенной типической группой людей. Так было всегда, от примитивных древних племен до сложного и многогранного современного общества. В сущности, апостол предлагает христианам иной путь самоидентификации: быть согражданами святым и своими Богу.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, |
Апостол Павел пишет эти слова церкви, состоящей преимущественно из бывших язычников, то есть тех, кто даже в религиозные моменты своей жизни обращался не к Богу Единому, а к множеству различных богов, стремясь извлечь выгоду для себя, ставя себя и свои интересы выше божественной воли. Все это неизбежно отчуждало их от того Бога, Которого чтил Израиль, и по отношению к Израилю и его Богу они были чужаками, пришельцами, нечестивцами.
Их обращение ко Христу коренным образом меняет ситуацию: соединяясь верой с Тем, Кто как Сын Человеческий принадлежит народу Израильскому, а как Сын Божий — полностью причастен жизни Бога Единого, они перестают быть пришельцами, чуждыми Израилю, с одной стороны, а, с другой стороны, обретают важнейший атрибут святости — принадлежность Богу.
Понимаем ли мы, что и в нашу жизнь входят такие же изменения, когда нас настигает Благая Весть, а мы сердцем откликаемся на нее?
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, |
Апостол Павел в своих посланиях постоянно обращается к теме христианского универсализма. Серьезное и глубокое разделение людей на тех, кому принадлежит наследие веры избранного народа, и тех, кто чужд ему, преодолевается смертью Христа за всех людей. Апостол говорит далее, что для того, чтобы язычникам была открыта возможность войти в Церковь, войти в завет с Богом, совершилось особенное откровение тайны Христовой, данной апостолам и пророкам Духом Святым. Сегодня пришедшие в Церковь из «язычников», то есть не из Израиля, составляют абсолютное большинство в ней, и потому осознание величия этого дара притупилось.
Различия, возникшие между людьми в истории, преодолеваются в Церкви, и все делаются, по слову апостола, «не чужими и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу». Следовательно, сами эти различия имеют весьма относительную значимость. Между тем отношения между людьми в окружающем нас мире устроены так, как будто разделения людей на исторически сложившиеся группы существуют вечно и имеют непреходящую ценность.
Мы осознаем и постигаем свою личность в значительной степени через идентификацию себя с определенной типической группой людей. Так было всегда, от примитивных древних племен до сложного и многогранного современного общества. В сущности, апостол предлагает христианам иной путь самоидентификации: быть согражданами святым и своими Богу.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным
камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. |
В сегодняшнем чтении апостол Павел отвечает всем, кто из ложной скромности утверждает, что в Церкви он человек маленький и не местный, ничего не достоин и вообще мимо проходил. Он говорит: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Не много и не мало — сограждане святым и свои Богу! Так угодно ли Ему, чтобы мы отказывались от такой чести? Посмотрим с другой стороны. Ведь это огромная ответственность — помнить о том, что наше гражданство — в Царствии Небесном... И отказ от «такой незаслуженной привилегии» на деле означает и отказ от ответственности. Павел же призывает нас принять эту ответственность с благодарностью и смирением.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским
обрезанием,
совершаемым руками, 12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. 13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. |
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным
камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. |
Христос для апостола — разрушитель всех преград. С одной стороны, Он разрушает ту стену, которая отделяла от Бога падший мир, с другой — ту, которая отделяла евреев как народ Божий от язычников, а значит, от всего остального человечества. «Тору заповедей», Тору внешнюю, Иисус устраняет собственным примером, став живой Торой, уже несводимой ни к какой системе религиозных предписаний.
Речь в тексте послания идёт, скорее всего, именно о примере или об образце, а не об «учении», хотя соответствующее греческое «догма» можно было бы перевести и словом «учение». Однако, будучи заимствованным в иврит и в арамейский, это слово стало обозначать в них не учение, а именно пример или образец, и Павел, по-видимому, понимает его именно так, хотя и пишет свои послания по-гречески. Тору внешнюю, Тору в её юридическом, моральном и религиозном аспекте Иисус преодолевает, став живой Торой и явив живую Тору миру.
И если внешняя Тора разделяет евреев и язычников, то Тора внутренняя, наоборот, может их объединить, тем более, если речь идёт о живом примере живой Торы, которому надо уподобиться независимо от того, еврей ты или недавний язычник. Но сама возможность явления миру живой Торы как пути, который теперь открывается каждому ищущему, связана с Царством, входящим в мир. Живая Тора возможна лишь в Царстве, где нет места греху, в падшем мире, где грех правит, она неосуществима. Прежде, до прихода Христа, Тора была путём, разделявшим мир на область священного и остальную его часть, которая не освящалась и с которой идущим путём Торы лучше было не соприкасаться.
Теперь путь Торы стал путём Царства, Царь которого явил миру пример живой Торы, так, что и весь мир теперь стал частью того процесса, осью которого является путь Христов, путь становления человека во Христе как живой Торы. Этот путь объединяет евреев и недавних язычников в один народ — ведь теперь они все стали подданными одного Царя и жителями одного Царства. Преград больше нет, мир опять становится Царством, каким он был в первый день творения, а человек — неискажённым образом Божьим, идущим к полноте своего преображения.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским
обрезанием,
совершаемым руками, 12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. 13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. |
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным
камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. |
Действие Святого Духа не только изменяет наше внутреннее состояние, но вводит нас в особые отношения с другими людьми. В Послании к Ефесянам Павел описывает эту новую человеческую общность, Церковь Христову, как храм, в основе которого лежит вера Апостолов (об этой вере говорит праздничное евангельское чтение), а Сам Христос - это краеугольный камень, на котором держится все здание.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским
обрезанием,
совершаемым руками, 12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. 13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. |
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным
камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. |
Продолжая разговор о спасении и о новом народе Божием, Павел обращает особое внимание на его духовную связь с прежним народом Божиим, с народом еврейским. Собственно, для апостола не существует двух разных народов: ведь Бог задумал и создал лишь один Свой народ, и приход Христа ничего в этом замысле не изменил, он лишь расширил границы народа Божия, включив в него тех, кто без Христа никогда не стал бы его частью (ст. 11 – 13). Но расширение не было чисто механическим, оно предполагало новое качество не только присоединяющихся к народу недавних язычников, но и самих евреев. Речь идёт прежде всего о том полном очищении от греха, которое возможно лишь кровью Христовой: ведь кровь тех очистительных жертвоприношений, которые в народе Божием совершались с древних времён, не могла избавить ни отдельного человека, ни весь народ в целом от власти греха полностью, очищая его лишь частично. Теперь, с приходом в мир Спасителя, пролитая Им на кресте кровь, Его смерть и Его воскресение дают возможность каждому очиститься полностью, так, чтобы грех уже не имел над очистившимся никакой власти (ст. 13).
Но дело не в одном лишь очищении, хотя полное избавление от греха является необходимым условием пребывания в Царстве. Дело ещё и в новом качестве духовной жизни, тех отношений, которые связывают верных с Богом, со Христом и друг с другом. Павел, разумеется, не случайно говорит о кресте, который «убивает вражду» между двумя прежде разделёнными частями человечества (ст. 16). Ведь именно крестная смерть Спасителя и Его воскресение открыли каждому ищущему дорогу в Царство. Прежде, говоря о Торе, учителя и наставники вели речь о заповедях и о том, как, соблюдая их, достичь праведности и стать живой Торой (апостол называет это «законом заповедей», ст. 15), хотя никто никогда не дерзал говорить о достижении им поставленной цели. Теперь появился Тот, Кто Сам стал примером живой Торы, осуществив то, о чём прежние учителя могли лишь говорить как о прекрасном, но недостижимом идеале (ст. 15; соответствующее греческое слово может означать не только «учение», но также и «пример», «образец»).
Явленное Спасителем новое качество духовной жизни и упраздняет преграду, прежде стоявшую непреодолимой стеной между народом Божиим и остальным человечеством: ведь теперь жизнь Царства, войдя в мир через Христа и во Христе, стала доступной каждому ищущему. Исходящее от Отца дыхание Царства теперь одинаково доступно как принявшим благую весть евреям, так и обратившимся ко Христу недавним язычникам (ст. 17 – 18), так, что теперь и те, и другие могут не только жить одной жизнью Царства, но и вместе созидать его, участвуя в осуществлении связанных с ним планов Божиих (ст. 19 – 22).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||