1 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; 2 и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. 3 И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. |
4 И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. 5 И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. 6 Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь, 7 и из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея. |
8 И сказал Господь Аарону, говоря: 9 вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, (или приступаете к жертвеннику,) чтобы не умереть.
Это
вечное постановление в роды ваши, 10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, 11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея. |
12 И сказал Моисей Аарону и Елеазару и Ифамару, оставшимся сынам его: возьмите приношение хлебное, оставшееся от жертв Господних, и ешьте его пресное у жертвенника, ибо это великая святыня; 13 и ешьте его на святом месте, ибо это участок твой и участок сынов твоих из жертв Господних: так мне повелено (от Господа); 14 и грудь потрясания и плечо возношения ешьте на чистом месте, ты и сыновья твои и дочери твои с тобою, ибо это дано в участок тебе и в участок сынам твоим из мирных жертв сынов Израилевых; 15 плечо возношения и грудь потрясания должны они приносить с жертвами тука, потрясая пред лицем Господним, и да будет это вечным участком тебе и сыновьям твоим (и дочерям твоим) с тобою, как повелел Господь (Моисею). |
16 И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался (Моисей) на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: 17 почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом; 18 вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были есть ее на святом месте, как повелено мне. 19 Аарон сказал Моисею: вот, сегодня принесли они жертву свою за грех и всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною; если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу? 20 И услышал Моисей и одобрил. |
Сегодня мы читаем одну из многих историй о столкновении Божьей святости и человеческого греха. Грех несчастных Надава и Авиуда, конечно, вовсе не в самодеятельности, а в неблагоговении перед священным. Они решили попробовать то, что «нельзя» — а почему бы и нет? — и оказалось, что и правда над Богом нельзя ставить опыты. Сюда же относится запрет священникам «употреблять» перед входом в скинию. Для современного человека благоговение, «страх Божий» — действительно непростая проблема. Этот страх либо превращается в «страх человеческий», в недоверие, опасливое отношение к Богу, либо вступает в конфликт с нашими представлениями о свободе и любви — дескать, зачем благоговеть, раз Он нас так любит? А оказывается, что нет — что страх Божий, любовь к Богу, радость о Боге — выражения одного и того же — встречи с Его святостью.
1 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; 2 и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. 3 И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. |
4 И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. 5 И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. 6 Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь, 7 и из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея. |
8 И сказал Господь Аарону, говоря: 9 вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, (или приступаете к жертвеннику,) чтобы не умереть.
Это
вечное постановление в роды ваши, 10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, 11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея. |
12 И сказал Моисей Аарону и Елеазару и Ифамару, оставшимся сынам его: возьмите приношение хлебное, оставшееся от жертв Господних, и ешьте его пресное у жертвенника, ибо это великая святыня; 13 и ешьте его на святом месте, ибо это участок твой и участок сынов твоих из жертв Господних: так мне повелено (от Господа); 14 и грудь потрясания и плечо возношения ешьте на чистом месте, ты и сыновья твои и дочери твои с тобою, ибо это дано в участок тебе и в участок сынам твоим из мирных жертв сынов Израилевых; 15 плечо возношения и грудь потрясания должны они приносить с жертвами тука, потрясая пред лицем Господним, и да будет это вечным участком тебе и сыновьям твоим (и дочерям твоим) с тобою, как повелел Господь (Моисею). |
16 И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался (Моисей) на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: 17 почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом; 18 вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были есть ее на святом месте, как повелено мне. 19 Аарон сказал Моисею: вот, сегодня принесли они жертву свою за грех и всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною; если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу? 20 И услышал Моисей и одобрил. |
История с «чуждым огнём» по-своему показательна: она лишний раз наглядно демонстрирует, что, когда дело касается культа, речь идёт не просто о ритуале. Речь идёт о священном пространстве — а там свои законы и своя логика. Этой логике подчинено даже простое в нём пребывание. Надав и Авиуд, вполне очевидно, хотели совершить жертвоприношение — то самое положенное жертвоприношение, которое совершали на том же самом жертвеннике священники.
Результат же оказался для них совершенно неожиданным и вовсе не таким, какого они ожидали. Внешне всё выглядит так, как будто эти люди нарушили некую норму, разрешавшую жертвоприношение лишь некоторым людям после вполне определённых очистительных и иных ритуалов.
На деле же проблема прежде всего в самих приносящих жертву. В их духовном состоянии. Священное пространство, в отличие от пространства обычного, непосредственно реагирует на духовное состояние входящего в него человека. Не потому, разумеется, что оно обладает каким-то особыми магическими свойствами, а потому, что сам модус его существования определяется Божьим присутствием непосредственно, а не опосредованно, как в обычном пространстве падшего мира.
Если обычно в падшем мире реакция на духовное состояние человека или оказывается опосредованной, или отсутствует вовсе, то в пространстве священном она следует немедленно потому, что тут человек, где бы он ни находился и что бы ни делал, оказывается лицом к лицу с Богом. Таково же и Царство, принесённое в мир Спасителем: в нём так же, как и в священном пространстве, в любой момент и в любой точке оказываешься лицом к лицу с Богом — и если с нами не происходит ежеминутно того же, что произошло с Надавом и Авиудом, то лишь по милости Царя этого Царства. Перед Богом всё и всегда всерьёз — истина, познание которой далось народу Божию дорогой ценой.
1 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; 2 и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. 3 И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. |
4 И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. 5 И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. 6 Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь, 7 и из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея. |
8 И сказал Господь Аарону, говоря: 9 вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, (или приступаете к жертвеннику,) чтобы не умереть.
Это
вечное постановление в роды ваши, 10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, 11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея. |
12 И сказал Моисей Аарону и Елеазару и Ифамару, оставшимся сынам его: возьмите приношение хлебное, оставшееся от жертв Господних, и ешьте его пресное у жертвенника, ибо это великая святыня; 13 и ешьте его на святом месте, ибо это участок твой и участок сынов твоих из жертв Господних: так мне повелено (от Господа); 14 и грудь потрясания и плечо возношения ешьте на чистом месте, ты и сыновья твои и дочери твои с тобою, ибо это дано в участок тебе и в участок сынам твоим из мирных жертв сынов Израилевых; 15 плечо возношения и грудь потрясания должны они приносить с жертвами тука, потрясая пред лицем Господним, и да будет это вечным участком тебе и сыновьям твоим (и дочерям твоим) с тобою, как повелел Господь (Моисею). |
16 И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался (Моисей) на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: 17 почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом; 18 вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были есть ее на святом месте, как повелено мне. 19 Аарон сказал Моисею: вот, сегодня принесли они жертву свою за грех и всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною; если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу? 20 И услышал Моисей и одобрил. |
Сегодня мы читаем одну из многих историй о столкновении Божьей святости и человеческого греха. Грех несчастных Надава и Авиуда, конечно, вовсе не в самодеятельности, а в неблагоговении перед священным. Они решили попробовать то, что «нельзя» — а почему бы и нет? — и оказалось, что и правда над Богом нельзя ставить опыты. Сюда же относится запрет священникам «употреблять» перед входом в скинию. Для современного человека благоговение, «страх Божий» — действительно непростая проблема. Этот страх либо превращается в «страх человеческий», в недоверие, опасливое отношение к Богу, либо вступает в конфликт с нашими представлениями о свободе и любви — дескать, зачем благоговеть, раз Он нас так любит? А оказывается, что нет — что страх Божий, любовь к Богу, радость о Боге — выражения одного и того же — встречи с Его святостью.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||