Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Плач 5:1-22

Поделиться
Вспомни, Господи, что над нами совершилось;
  призри и посмотри на поругание наше.
Наследие наше перешло к чужим,
  домы наши — к иноплеменным;
мы сделались сиротами, без отца;
  матери наши — как вдовы.
Воду свою пьем за серебро,
  дрова наши достаются нам за деньги.
Нас погоняют в шею,
  мы работаем, и не имеем отдыха.
Протягиваем руку к Египтянам,
  к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом.
Отцы наши грешили: их уже нет,
  а мы несем наказание за беззакония их.
Рабы господствуют над нами,
  и некому избавить от руки их.
С опасностью жизни от меча,
  в пустыне достаем хлеб себе.
10 
Кожа наша почернела, как печь,
  от жгучего голода.
11 
Жен бесчестят на Сионе,
  девиц — в городах Иудейских.
12 
Князья повешены руками их,
  лица старцев не уважены.
13 
Юношей берут к жерновам,
  и отроки падают под ношами дров.
14 
Старцы уже не сидят у ворот;
  юноши не поют.
15 
Прекратилась радость сердца нашего;
  хороводы наши обратились в сетование.
16 
Упал венец с головы нашей;
  горе нам, что мы согрешили!
17 
От сего-то изнывает сердце наше;
  от сего померкли глаза наши.
18 
Оттого, что опустела гора Сион,
  лисицы ходят по ней.
19 
Ты, Господи, пребываешь во веки;
  престол Твой — в род и род.
20 
Для чего совсем забываешь нас,
  оставляешь нас на долгое время?
21 
Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся;
  обнови дни наши, как древле.
22 
Неужели Ты совсем отверг нас,
  прогневался на нас безмерно?
Свернуть

Несмотря на понимание причин, приведших к катастрофе, автор Книги плача продолжает жаловаться Богу на бедствия, постигшие его народ (ст. 1 – 6; 8 – 18). Это неудивительно: ведь такое понимание само по себе отнюдь не облегчает страданий. К тому же, понимание причин не давало прямого ответа на вопрос о том, что ждёт народ впереди и где искать выход из создавшегося положения. Грех был очевиден; но что делать дальше, на что надеяться? Можно было, конечно, надеяться на то, что Бог не станет наказывать детей за вину отцов, которых уже нет в живых (ст. 7), но Тора оставляла мало места для такой надежды: ведь, когда дело касается народа, наказание за отступничество может растянуться и на несколько поколений (Исх. 20 : 4 – 6). И всё же надежда оставалась, и связана она была с теми планами Божиими, которые измениться не могли. Престол Божий утверждён, если не на земле, то на небесах (ст. 19).

Но и для земли у Бога есть Свой план, который Он так или иначе непременно осуществит. А народ Божий уже давно стал частью этого плана, так, что и его судьба не может окончиться в Вавилонском плену: ведь конец народа будет означать провал замысла Божия о спасении мира. И автор книги понимает, что именно поэтому Бог не оставит Свой народ надолго или, тем более, навсегда (ст. 20). Конечно, само собой не произойдёт ничего, и народу придётся приложить немалые усилия для того, чтобы восстановить разрушенные прежним образом жизни и прежними грехами отношения с Богом. Но в принципе это возможно, нечто подобное, по словам автора книги, уже случалось прежде, «в дни древние», а потому можно надеяться, что и теперь народ сумеет обратиться и вернуться к Тому, Кого оставил.

Впрочем, автор не строит себе иллюзий по поводу способностей и возможностей своих соплеменников, он прекрасно понимает, что, если нечто подобное и возможно, то при непосредственном участии Бога, Который Сам обратит к себе тех, кто искренне ищет выхода из, на первый взгляд, безвыходной ситуации (ст. 21). Автор книги абсолютно уверен в том, что Бог останется верен раз данным обещаниям и однажды заключённому союзу-завету, он не допускает мысли о том, что Он может оставить Свой народ навсегда (ст. 22). И на этой уверенности основана его надежда на то, что раскаяние и обращение народа станет началом его духовного и исторического возрождения.

Другие мысли вслух

 
На Плач 5:1-22
Вспомни, Господи, что над нами совершилось;
  призри и посмотри на поругание наше.
Наследие наше перешло к чужим,
  домы наши — к иноплеменным;
мы сделались сиротами, без отца;
  матери наши — как вдовы.
Воду свою пьем за серебро,
  дрова наши достаются нам за деньги.
Нас погоняют в шею,
  мы работаем, и не имеем отдыха.
Протягиваем руку к Египтянам,
  к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом.
Отцы наши грешили: их уже нет,
  а мы несем наказание за беззакония их.
Рабы господствуют над нами,
  и некому избавить от руки их.
С опасностью жизни от меча,
  в пустыне достаем хлеб себе.
10 
Кожа наша почернела, как печь,
  от жгучего голода.
11 
Жен бесчестят на Сионе,
  девиц — в городах Иудейских.
12 
Князья повешены руками их,
  лица старцев не уважены.
13 
Юношей берут к жерновам,
  и отроки падают под ношами дров.
14 
Старцы уже не сидят у ворот;
  юноши не поют.
15 
Прекратилась радость сердца нашего;
  хороводы наши обратились в сетование.
16 
Упал венец с головы нашей;
  горе нам, что мы согрешили!
17 
От сего-то изнывает сердце наше;
  от сего померкли глаза наши.
18 
Оттого, что опустела гора Сион,
  лисицы ходят по ней.
19 
Ты, Господи, пребываешь во веки;
  престол Твой — в род и род.
20 
Для чего совсем забываешь нас,
  оставляешь нас на долгое время?
21 
Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся;
  обнови дни наши, как древле.
22 
Неужели Ты совсем отверг нас,
  прогневался на нас безмерно?
Свернуть
Слова о том, что Бог может кого-то или что-то забыть, звучат странно. В самом деле: мир существует лишь благодаря Божьей воле, чего Бог не помнит, о чём Он не знает, того просто нет — бытие ведь принадлежит только Ему, только Он есть...  Читать далее

Слова о том, что Бог может кого-то или что-то забыть, звучат странно. В самом деле: мир существует лишь благодаря Божьей воле, чего Бог не помнит, о чём Он не знает, того просто нет — бытие ведь принадлежит только Ему, только Он есть по-настоящему и в полноте, а всё остальное есть постольку, поскольку Он хочет, чтобы оно было. Но знать можно по-разному. Ведь и мы тоже вспоминаем лишь то, что уже помним, о чём уже знаем. Воспоминание — не появление нового знания, а актуализация существующего.

Но для того, чтобы вспомнить, необходимо сконцентрировать внимание на том, что пытаешься вспомнить. И Бог тоже может разные вещи знать и помнить по-разному. Конечно, Он не человек, Его сознание и самосознание существует иначе, чем наше, а как — нам всё равно до конца не понять. Но, как видно, Бог тоже может вспомнить о ком-то или о чём-то — в смысле того внимания, которое Он, как и человек, может обратить туда, куда пожелает.

Бог знает всё, но по-разному. Он может знать лишь о существовании кого-то или чего-то — и такого Его знания довольно, чтобы этот кто-то или это что-то существовали. Но отсюда вовсе не следует, что кто-то существующий или что-то существующее будет непременно существовать или происходить соответственно Его воле и Его планам. Человек свободен, а у свободы есть и обратная сторона — её всегда можно использовать для противостояния Богу, для противодействия Его воле.

В таком случае Бог отворачивается, Он не участвует в том, что не соответствует Его планам. Он оставляет тем, кто Ему противостоит, их бытие, но «забывает» их, предоставляя событиям развиваться так, как направляет их воля, противостоящая Его собственной. А чтобы Бог «вспомнил», вошёл в жизнь человека или целого народа, вмешался в ситуацию, проявив в ней Свою волю, к Нему надо обратиться и попросить Его об этом. Ведь человек свободен, и Бог не будет вламываться в его жизнь без его согласия. А как распорядиться своей свободой, человек решает сам.

Свернуть
 
На Плач 5:1-22
Вспомни, Господи, что над нами совершилось;
  призри и посмотри на поругание наше.
Наследие наше перешло к чужим,
  домы наши — к иноплеменным;
мы сделались сиротами, без отца;
  матери наши — как вдовы.
Воду свою пьем за серебро,
  дрова наши достаются нам за деньги.
Нас погоняют в шею,
  мы работаем, и не имеем отдыха.
Протягиваем руку к Египтянам,
  к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом.
Отцы наши грешили: их уже нет,
  а мы несем наказание за беззакония их.
Рабы господствуют над нами,
  и некому избавить от руки их.
С опасностью жизни от меча,
  в пустыне достаем хлеб себе.
10 
Кожа наша почернела, как печь,
  от жгучего голода.
11 
Жен бесчестят на Сионе,
  девиц — в городах Иудейских.
12 
Князья повешены руками их,
  лица старцев не уважены.
13 
Юношей берут к жерновам,
  и отроки падают под ношами дров.
14 
Старцы уже не сидят у ворот;
  юноши не поют.
15 
Прекратилась радость сердца нашего;
  хороводы наши обратились в сетование.
16 
Упал венец с головы нашей;
  горе нам, что мы согрешили!
17 
От сего-то изнывает сердце наше;
  от сего померкли глаза наши.
18 
Оттого, что опустела гора Сион,
  лисицы ходят по ней.
19 
Ты, Господи, пребываешь во веки;
  престол Твой — в род и род.
20 
Для чего совсем забываешь нас,
  оставляешь нас на долгое время?
21 
Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся;
  обнови дни наши, как древле.
22 
Неужели Ты совсем отверг нас,
  прогневался на нас безмерно?
Свернуть
Пророк просит за народ, потерявший все, что составляло его гордость и славу. Идея кары для детей за грехи отцов...  Читать далее

Пророк просит за народ, потерявший все, что составляло его гордость и славу. Идея кары для детей за грехи отцов звучит все еще актуально и насущно. Еще немного и принцип коллективного возмездия уступит место понимаю личной ответственности каждого перед Богом. Безличное «мы» перейдет в конкретное «это я, Господи». И ответы на вопросы, которые задавал пророк, останавливая свой плач, будут записаны апостолом Павлом: « Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим 8:38-39)

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).