Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Дан 8:15-27

Поделиться
15 И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. 16 И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: "Гавриил! объясни ему это видение!" 17 И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"
18 И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое, 19 и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. 20 Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. 21 А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; 22 он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. 23 Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; 24 и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, 25 и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою. 26 Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам".
27 И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его.
Свернуть

Увиденное Даниилом всё же требовало разъяснений, за которыми он и обратился к одному из стоявших перед престолом Божиим (ст. 15 – 16). Впрочем, суть видения оказалась предельно простой, и собеседник Даниила объяснил ему главное почти буквально в двух словах (ст. 17 – 18). Но Даниила (не Даниила древних преданий, а Даниила – героя книги) больше всего, естественно, заинтересовало последнее из четырёх «царств»: ведь именно в эту эпоху жил автор Книги Даниила (ст. 19 – 22). Судя по полученным объяснениям, речь идёт о великой империи, созданной Александром Македонским, которая, впрочем, распалась, толком не сложившись: Александр умер, не успев даже организовать нормальное управление завоёванными землями. Но само её появление действительно стало следствием «поглощения» огромных территорий от материковой Греции на Западе до Индии на Востоке и «сокрушения» многих прежде могущественных государств, включая величайшую империю тех времён, империю персов (ст. 23).

В десяти царях в таком случае нетрудно увидеть преемников Александра Македонского, разделивших после его смерти власть и империю, а также их наследников, один из которых, правитель Сирии Антиох Эпифан, действительно победил («уничижил») своих соседей и соперников после продолжительной войны (ст. 24). В трёх же других «царствах» при таком объяснении нетрудно разглядеть сменявшие друг друга великие империи, предшествовавшие империи Александра: империю ассирийцев, империю вавилонян и империю персов. Как видно, земная история завершается правлением Антиоха, который открыто бросает вызов Богу, оскверняя Храм и принуждая евреев поклоняться языческим богам. Именно об этом говорит Даниилу собеседник, упоминая «угнетение святых» и отнятие «праздников и Торы» («времена и закон» Синодального перевода, ст. 25). Упоминает он также и срок в три с половиной года (именно так надо понимать выражение «время, времена и полувремя»: «время» в еврейском и арамейском словоупотреблении обозначает год, а перевод «времена» отражает используемую в оригинале форму двойственного числа, предполагающую период в два года), на протяжении которого Храм будет стоять осквернённым, срок, благодаря Книге Даниила ставший символическим для обозначения эпохи всеобщего отступничества и временного торжества тех, кто противостоит Богу.

Но сразу после этого временного торжества сил тьмы наступает день Суда (ст. 26) и торжества народа Божия (ст. 27). То, что речь идёт не просто о военной или политической победе противников Антиоха, ясно из самого видения (ст. 9 – 10): Даниил, несомненно, видит тот же Престол славы, который видели и другие пророки, с восседающим на нём Вседержителем, так, что сидящие перед престолом судьи судят от Его имени и по Его поручению. А «народ святых Всевышнего» (ст. 27) торжествует, как видно, с приходом Мессии, Который именно в Книге Даниила впервые назван Сыном Человеческим, принимающим власть от Вседержителя («Ветхого днями», ст. 13 – 14). Так открывается герою Книги Даниила торжество Царства Бога и Мессии над царствами мира сего.

Другие мысли вслух

 
На Дан 8:15-27
15 И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. 16 И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: "Гавриил! объясни ему это видение!" 17 И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"
18 И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое, 19 и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. 20 Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. 21 А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; 22 он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. 23 Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; 24 и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, 25 и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою. 26 Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам".
27 И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его.
Свернуть
Смысл видения, показанного автору Книги Даниила, по сути совершенно прозрачен. Но от этого он не становится менее значимым. В самом деле: перед нами апокалиптика в подлинном своём смысле...  Читать далее

Смысл видения, показанного автору Книги Даниила, по сути совершенно прозрачен. Но от этого он не становится менее значимым. В самом деле: перед нами апокалиптика в подлинном своём смысле, не такая, о которой чаще всего мы говорим сегодня, а библейская. Для нас сегодня апокалипсис обычно означает конец времён, всемирную или даже вселенскую катастрофу, словом, то, что обозначают обычно ёмким выражением «конец света».

Между тем, в библейском смысле апокалипсис — не конец света, а конец тьмы. Точнее, конец власти тёмных сил над миром. Но апокалипсис — не одномоментный акт, а процесс. Процесс исторический и в то же время метаисторический.

Исторический потому, что он не просто существует внутри мировой истории — он эту историю определяет. В самом деле: мир ведь изначально и был задуман как Божье Царство, в первый день творения он весь был пронизан светом — светом Божьего присутствия, определяющим его существование. И лишь впоследствии, после духовной катастрофы, известной нам и упомянутой в Библии как падение дьявола, он стал таким, каким мы его знаем: разделённым и подвластным хаосу.

С падением человека хаос этот ворвался и в человеческий мир — Эдемский сад исчез, уступив место той реальности, которая так хорошо знакома каждому из нас с рождения. Но ведь для Бога Его мир всегда оставался Царством. И Он всегда хотел восстановить полноту и цельность созданного Им мироздания. Ради этой цели и существует теперь мир — по крайней мере, с точки зрения Бога. А значит, все процессы в нём, включая всемирную историю, имеют лишь один смысл: возвращение к полноте мироздания, восстановление его целостности.

Но тогда история человечества только и может существовать в апокалиптической перспективе. Она лишь тогда имеет смысл, когда оказывается конечной. И речь в данном случае надо вести не о конце как о естественном завершении процесса, а о его прерывании. Естественным образом история человечества если и может завершиться, то лишь его постепенным угасанием от каких-нибудь естественных или социальных причин (или от комплекса таких причин — сути дела это не меняет).

Что само по себе отнюдь не исключает возможности появления или на планете Земля, или где-нибудь ещё другого человечества, путь которого в падшем мире вряд ли будет существенно отличаться от пути человечества нынешнего. А его преображение и обновление возможно лишь в том случае, если в естественное течение истории вмешается Бог, вмешается непосредственно, прервав дурную бесконечность падшего мира. Апокалипсис — не завершение истории, а её разрыв. И через этот разрыв в мир, отделённый от полноты Божьего мироздания, входит Царство, приобщающее его к полноте. Начинается новая жизнь с Богом, Который, по слову Библии, «вовеки тот же».

Свернуть
 
На Дан 8:15-27
15 И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. 16 И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: "Гавриил! объясни ему это видение!" 17 И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"
18 И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое, 19 и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. 20 Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. 21 А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; 22 он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это — четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. 23 Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; 24 и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, 25 и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою. 26 Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам".
27 И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его.
Свернуть
Пророчество сегодняшнего чтения о древних странах и их властителях уже давно исполнилось. Царства пали, властители...  Читать далее

Пророчество сегодняшнего чтения о древних странах и их властителях уже давно исполнилось. Царства пали, властители были убиты или умерли своей смертью как Антиох Епифан. И вместе с тем в объяснении пророчества говориться о том, что все это относится к концу времен. Так Библия возвращает нас к тому удивительному факту, что для Бога нет времени и пространства. Время, которое регламентирует и ограничивает рамки земной жизни человека, не дает нам осознать тот факт, что наша жизнь с точки зрения Бога происходит в конце времен. Пророчества Ветхого Завета исполнились во Христе и после заключения Завета нового и вечного нам необходимо каждый день проживать так, как будто это наш последний день накануне второго пришествия.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).