– алеф 1 Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. 2 Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. 3 Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; |
– бет 4 измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; 5 огородил меня и обложил горечью и тяготою; 6 посадил меня в темное место, как давно умерших. |
– гимел 7 Окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, 8 и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; 9 каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои. |
– далет 10 Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте; 11 извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто; 12 натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел; |
– ге 13 послал в почки мои стрелы из колчана Своего. 14 Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их. 15 Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью. |
– вав 16 Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом. 17 И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, 18 и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа. |
– заин 19 Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. 20 Твердо помнит это душа моя и падает во мне. 21 Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: |
– хет 22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. 23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! 24 Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. |
– тет 25 Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. 26 Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. 27 Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; |
– йод 28 сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; 29 полагает уста свои в прах, помышляя: "может быть, еще есть надежда"; 30 подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением, |
– каф 31 ибо не навек оставляет Господь. 32 Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. 33 Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. |
– ламед |
Покаяние было единственно возможным путём выхода из того положения, в котором оказался народ во времена плена. Но покаяние невозможно без принятия ситуации такой, какая она есть, без осознания её абсолютной и несомненной реальности. Именно в таком смысле нередко звучит в ветхозаветных книгах утверждение, что от Бога исходит как добро, так и зло. Дело тут, конечно, не в том, что зло исходит от Бога.
Дело в том, что Бог не может не знать о зле, происходящем в мире. Но, помимо Божьей воли, есть и Божье попущение — то, чему Бог позволяет быть, не вмешиваясь в ситуацию и предоставляя свободу тем, кто хочет обойтись и действительно обходится без Него, иногда лаже пытаясь Ему противостать. Но разница между тем, о чём Бог знает, и тем, в чём Он непосредственно участвует, достаточно велика. Человеку же в практическом плане чрезвычайно важно осознавать, оказался ли он в ситуации прямого Божьего действия или в состоянии попущения, где Божья воля прямо не проявляется.
Важно именно в практическом плане: ведь в человеческой жизни ситуация Божьего попущения чаще всего бывает связана с человеческой греховностью, она складывается там, где человек не хочет следовать Божьему плану или прямо нарушает данные Богом заповеди. Если человек в такой ситуации решит, что зло, с которым он сталкивается, есть следствие Божьего действия, что оно — часть Божьего плана, что тут Божья воля, а не Божье попущение, человек неизбежно обвинит во всём Бога, и тогда никакого покаяния не будет.
Но если, с другой стороны, человек не примет ситуацию зла как закономерную, сочтёт её недоразумением, которое скоро разрешится потому, что от Бога зла ожидать не приходится, покаяния тоже не будет. Оно возможно лишь тогда, когда человек осознаёт ситуацию совещающегося зла как абсолютно реальную и закономерную, а не случайную, в то же время осознавая и то, что в ней повинны люди, а не Бог. Только тогда становится возможным покаяние: ведь оно невозможно без осознания самого факта греха и его причин.
– алеф 1 Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. 2 Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. 3 Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; |
– бет 4 измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; 5 огородил меня и обложил горечью и тяготою; 6 посадил меня в темное место, как давно умерших. |
– гимел 7 Окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, 8 и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; 9 каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои. |
– далет 10 Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте; 11 извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто; 12 натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел; |
– ге 13 послал в почки мои стрелы из колчана Своего. 14 Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их. 15 Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью. |
– вав 16 Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом. 17 И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, 18 и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа. |
– заин 19 Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. 20 Твердо помнит это душа моя и падает во мне. 21 Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: |
– хет 22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. 23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! 24 Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. |
– тет 25 Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. 26 Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. 27 Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; |
– йод 28 сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; 29 полагает уста свои в прах, помышляя: "может быть, еще есть надежда"; 30 подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением, |
– каф 31 ибо не навек оставляет Господь. 32 Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. 33 Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. |
– ламед |
Сегодняшний текст сразу заставляет вспомнить книгу Псалмов. В нем есть скорбный плач, молитва покаяния и упования, воспоминание о милостях, которые давал и дает Господь, увещевание об обращении. С одной стороны пророк описывает страдания и бедствия избранного народа. Но, перечитав этот текст, складывается впечатление, что это одновременно и стенания того, кто был избран рассказать людям, за что на них обрушились такие кары, показать им всю тяжесть вероотступничества. И тем тяжелее доля пророка, что он переживает вместе с народом все тяготы и лишения, но и поругаем за то, что говорит неприятную и болезненную правду.
– алеф 1 Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. 2 Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. 3 Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; |
– бет 4 измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; 5 огородил меня и обложил горечью и тяготою; 6 посадил меня в темное место, как давно умерших. |
– гимел 7 Окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, 8 и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; 9 каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои. |
– далет 10 Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте; 11 извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто; 12 натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел; |
– ге 13 послал в почки мои стрелы из колчана Своего. 14 Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их. 15 Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью. |
– вав 16 Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом. 17 И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, 18 и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа. |
– заин 19 Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. 20 Твердо помнит это душа моя и падает во мне. 21 Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: |
– хет 22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. 23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! 24 Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. |
– тет 25 Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. 26 Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. 27 Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; |
– йод 28 сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; 29 полагает уста свои в прах, помышляя: "может быть, еще есть надежда"; 30 подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением, |
– каф 31 ибо не навек оставляет Господь. 32 Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. 33 Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. |
– ламед |
Описывая своё положение, равно, как и положение других изгнанников, автор книги прибегает к языку, напоминающему тот, что используется в погребальных плачах (ст. 1 – 20). И самым страшным для него оказывается то, что все происходящие с народом бедствия, на первый взгляд, исходят прямо от Бога; можно подумать, что именно Он, Своей собственной рукой, уничтожает Свой народ. Мир исчезает из сердца верующего не из-за несчастий самих по себе, а из-за того, что эти несчастья заставляют усомниться если не в благости Божией, как таковой, то, по крайней мере, в том, что она когда-нибудь вновь коснётся страдальца (ст. 17 – 20). И всё же надежда остаётся, и основана она на том, что Бог вовсе не рад тем наказаниям, которые падают на головы Его детей (ст. 33). Мы не исчезли благодаря милосердию Яхве, потому, что милость (снисхождение) Его ещё не истощилось, говорит автор книги (ст. 22; в Синодальном переводе милосердие названо «милостью», а снисхождение «милосердием»).
В ситуации, сложившейся после катастрофы 589 г., рассчитывать только и можно было на милосердие Божие: ведь оно предполагало, что Бог готов сделать для Своего народа даже то, чего народ никак не заслуживал из-за своих грехов. В такой ситуации невозможно ничего требовать от Бога, остаётся лишь раскаиваться в своих грехах, сидеть тихо и ждать, когда раскаяние и обращение принесёт свои духовные плоды (ст. 27 – 31). Решающим в духовной жизни оказывается не грех или безгрешность, а надежда на Бога и твёрдая уверенность в том, что альтернативы отношениям с Ним для человека нет (ст. 24 – 26). Это не удивительно: ведь духовная жизнь определяется именно отношениями, отношениями с Богом и с ближними, без таких отношений духовной жизни не может быть в принципе. Что же касается греховности или праведности, то они для падшего человека являются лишь конкретными духовными состояниями, которые могут меняться, так, что грешник, обратившись к Богу и раскаявшись в своём грехе, вполне может перестать быть грешником. А Бог, попускающий бедствие, по Своему милосердию примет такого раскаявшегося грешника уже не как грешника, а как праведника.
– хет 22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. 23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! |
О том, что народ Божий существует лишь благодаря милосердию Божию, говорили все поздние пророки. В самом деле: если бы не прямое вмешательство Бога в историю, еврейский народ едва ли вообще сложился бы, как народ, и уж точно без вмешательства Божия у него не было никаких шансов выжить в той исторической ситуации, в которой начинался его исторический путь. Да и впоследствии выживание народа нередко требовало прямого вмешательства Божия в его судьбу.
Чем же определялось это вмешательство? Заключённым на Синае союзом-заветом? Да, конечно. Но союз этот нарушался народом неоднократно, и если бы все отношения Бога со Своим народом сводились только к нему, на помощь Божию еврейскому народу рассчитывать не приходилось бы. Автор Книги Плача указывает на два основания для вмешательства: милосердие Бога и Его верность.
Речь идёт, прежде всего, о верности тому союзу, который был заключён на Синае. В отличие от Своего народа, Бог остаётся ему верен. И не только потому, что любит Свой народ, но ещё и потому, что народ этот стал частью Его плана, того грандиозного плана спасения человечества и приобщения его к жизни Царства, провалить который никак нельзя.
Верность Божия неотделима от Его милосердия. Соответствующе еврейское слово имеет вполне определённый смысл. Милосердие означает готовность сделать для человека больше, чем он того заслуживает, или больше того, на что он имеет право по закону или согласно заключённому с ним договору. Милосердие — признак любви, которая отдаёт, не считая. Оно может быть свойственно и человеку, но Божье милосердие, конечно, с человеческим несравнимо, как несравнимо конечное с бесконечным.
И ещё одно абсолютно важно: актуальность отношений человека с Богом. По слову автора книги, милосердие Божие «каждое утро новое». Это неудивительно: ведь отношения, будь то отношения с Богом или с человеком, — всегда динамика, если они не действенны, не актуальны, если они не здесь и не теперь, значит, их больше нет. Тогда и милосердие Божие, и Его верность останутся для человека лишь абстракциями. Но если милосердие Божие и Его верность зависят целиком от Бога, то актуальность, действенность Его отношений с человеком зависит не в меньшей степени от самого человека. От человека требуется немного: довериться Богу и впустить Его в свою жизнь. С остальным Он справится.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||