14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: |
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
Обещания тем, кто пройдёт христианский путь до конца, выходят далеко за рамки традиционных представлений о посмертном воздаянии: речь идёт не о рае, а о Престоле славы, который Иисус готов разделить с теми, кто сохранит верность Ему. Но пройти путь и сохранить верность оказывается на так просто, и обращение Иисуса к церкви Лаодикии — тому свидетельство. Причём оказывается, что самым страшным испытанием становятся не гонения и не лишения, а то безразличие, которое описывается словами Спасителя «ты ни холоден, ни горяч».
Казалось бы, человек, который не делает ничего плохого, уже одним этим должен бы быть до известной степени хорош, по крайней мере, по сравнению с тем, кто делает зло. Но вот оказывается, что всё не так просто. В самом деле: что означает быть, условно говоря, «хорошим, как все»? В сущности, это на самом деле означает быть «никаким, как все». Конечно, с точки зрения закона и даже общепринятой общественной морали быть «как все» хорошо.
Это вполне приемлемо, и общество с государством большего от человека в нормальном случае не требуют. Ну, быть может, кроме особых, экстремальных ситуаций, когда для спасения тех самых общества с государством требуется что-нибудь экстраординарное. А вот для Царства «как все» — мало. И даже не потому, что «все» способны как на хорошее, иногда (редко) даже очень хорошее, так и (куда чаще) на плохое и даже очень плохое.
А потому, что в духовном отношении «как все» на деле означает именно «никак». Ведь в духовном отношении «как-то» означает осознанный выбор — даже если выбирающий выбирает зло. Выбор — всегда момент осознания, а значит, и момент истины, хотя мера осознания и полноты истины может быть разной. А «как все», «никак», куда кривая вывезет — это отсутствие выбора. Нежелание выбирать. А значит, и нежелание осознавать.
Даже если человек осознанно выбирает зло (не в смысле какого-то идеального стремления к «чистому злу», а в смысле понимания того, что он выбирает), он всё же делает свой выбор, а значит, живёт хоть сколько-то осознанной жизнью. Но если тот же человек не делает ничего плохого просто потому, что он «как все», а «все» в данный момент ничего особенно плохого не делают, он не выбирает ничего, а значит, ничего и не осознаёт, существуя, так сказать, в режиме автопилота. Такой автоматизм и духовный путь, тем более духовный путь христианина, — вещи несовместимые. Потому-то и лучше быть холодным, если уж не получается быть горячим — лишь бы не оставаться никаким. Ведь быть никаким — прямой путь в никуда.
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: |
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
Сегодня мы читаем послание к Лаодикидийской церкви, которые стало, пожалуй, одни из самых известных текстов Апокалипсиса. Ни холоден, ни горяч – так можно описать наше внутреннее состояние на протяжении почти всей жизни. Мы ничему не отдаемся всем сердцем, мы не злые и не добрые, мы не любим Бога и не боремся с Ним. Именно поэтому, с нами практически невозможно построить близких взаимоотношений. Того, кто ненавидит, например, как Павел, можно встретить на пути в Дамаск и спросить "трудно тебе идти против рожна?". Но того, кто равнодушен, на этом пути не встретишь. И Господь предупреждает нас, что равнодушие, теплохладность, нежелание искать Истину, приводит к тому, что равнодушный не может находится там, где находится Бог. Встреча невозможна, если мы не стремимся к ней.
Со своей стороны, Господь не отступает от нас и непрерывно призывает к Себе. В отличии от начал главы, где Он открывает нам двери в мир, здесь Он Сам стоит у закрытой двери, которую мы можем не открывать. Но можем и открыть.
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. |
На первый взгляд, эти слова чрезмерно жёсткими: Господь, в сущности, полностью отвергает целую общину. А причиной такого отвержения становится грех, который, казалось бы, не ведёт ни к каким особенно страшным последствиям: речь идёт о равнодушии, о тех, кого называют «тёпленькими», кто, может быть, и не прочь был бы сделать что-то для церкви, или для ближнего, или хотя бы для углубления собственной духовной жизни, но желание действия слишком слабо, чтобы осуществиться. И человек, как обычно говорят, «в сущности, неплохой», так и остаётся в бездействии, не сделав ничего хорошего. Казалось бы, и плохого такой человек тоже ничего не делает. Ему всё безразлично: и добро, и зло. Нередко такое безразличие связано с самодовольством, которое порождает ощущение собственного богатства, причём не обязательно материального. И всё же такое «безвредное» самодовольное безразличие заслужило в устах Спасителя самой суровой оценки. И дело, как видно, не только в том, что, как иногда говорят, в день Суда с каждого из нас спросят не только за то зло, которое мы сделали, но и за то добро, которого не сделали, хотя и могли сделать. Дело ещё и в том, что самодовольное безразличие полностью парализует волю, отнимает у человека ту духовную силу, которая позволяет ему делать жизненный выбор, в том числе и выбор между добром и злом. А такой паралич, в свою очередь, фактически лишает равнодушного возможности жить духовной жизнью.
Казалось бы, есть грехи куда более страшные, чем безволие. Но любой, даже самый страшный грех предполагает выбор, решимость, поступок, за которыми непременно стоит воля, нередко очень сильная, которую всегда можно использовать и для дел праведности, если только правильно её направить. А самодовольное равнодушие — признак отсутствия воли, при котором невозможно даже обращение: ведь и обращение предполагает выбор, выбор между Богом и чем-то, что мешает идти за Ним. Если же выбирать нечем, то и обратиться невозможно, невозможно пойти за Христом, невозможно жить жизнью Царства. Возможно лишь одно: плыть по течению туда, куда движется испорченный грехом мир. В сторону, от Царства противоположную.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. |
С чего начинается история Царства? С прихода Мессии, Который принёс его в мир? Да, конечно. Но это для мира. А для нас? По слову Спасителя, Царство «внутри нас» и «среди нас» (и оригинальное греческое, и соответствующее ему арамейское выражение допускают оба перевода). Но тогда есть лишь одно место, где история Царства может начаться для нас: наше сердце. Что такое Царство? Новая жизнь? Да, конечно. Обновлённый и преображённый дыханием Божиим мир? Несомненно; придёт день, когда Царство раскроется во всей полноте, и тогда его увидит каждый. И всё же в первую очередь, наверное, Царство — это те отношения, которые связывают нас с Богом, со Христом, с ближними, ведь без них, без этих отношений, не будет ни новой жизни, ни нового мира. А отношения навязать невозможно, их можно только предложить. Даже Бог не может заставить человека Себя любить. Навязать другому можно своё присутствие, если ты сильнее и у тебя для этого достаточно власти. Если бы Бог или посланный Им Мессия хотели бы этого, человеку некуда было бы деться. Но Богу ничего такого не надо, и Христу тоже не надо: ведь Он пришёл не демонстрировать силу, а спасать нас от того греха, в котором лежит мир и мы сами. Тут нужна любовь, которую нельзя навязать, а можно лишь предложить. И потому Спаситель стучит в наше сердце в надежде, что мы откроемся Ему. Откроемся, чтобы история Царства началась и для нас тоже.
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. 4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых
одеждах,
ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: |
8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. 9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. 10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. 11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. 13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: |
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
Страшно... но как важно для нас. Господь смотрит в глаза и видит сердце. И говорит всё, что видит. Как хотелось бы услышать от Него что-нибудь жизнеутверждающее, ну вроде такого: «Молодец, всё делаешь правильно, так держать». А Он говорит правду. «Ты не холоден и не горяч». «Ты мёртв». Боже, неужели Ты не любишь меня? Но Он говорит, что всё совсем не так. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». И ведь это очевидно. Разве может любящий взор делать вид, что любимый человек в полном порядке, когда на самом деле он умирает... или уже умер? Бог открывает нам глаза. Да, то, что мы видим в зеркале Его глаз, страшно. Но только правда даёт нам шанс что-то изменить, ожить, идти дальше, быть живыми и горячими, а не полумёртвыми и теплохладными.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||