Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 66:10-24

Поделиться
10 
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем,
  все любящие его!
возрадуйтесь с ним радостью,
  все сетовавшие о нем,
11 
чтобы вам питаться и насыщаться
  от сосцов утешений его,
упиваться и наслаждаться
  преизбытком славы его.
12 
Ибо так говорит Господь:
вот, Я направляю к нему мир как реку,
  и богатство народов — как разливающийся поток
    для наслаждения вашего;
на руках будут носить вас
  и на коленях ласкать.
13 
Как утешает кого-либо мать его,
  так утешу Я вас,
  и вы будете утешены в Иерусалиме.
14 
И увидите это, и возрадуется сердце ваше,
  и кости ваши расцветут, как молодая зелень,
и откроется рука Господа рабам Его,
  а на врагов Своих Он разгневается.
15 
Ибо вот, придет Господь в огне,
  и колесницы Его — как вихрь,
чтобы излить гнев Свой с яростью
  и прещение Свое с пылающим огнем.
16 
Ибо Господь с огнем и мечом
  Своим произведет суд над всякою плотью,
  и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей — все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 
Ибо, как новое небо и новая земля,
  которые Я сотворю,
всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь,
  так будет и семя ваше и имя ваше.
23 
Тогда из месяца в месяц
  и из субботы в субботу
будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение,
  говорит Господь.
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти
Свернуть

«Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме…» У Сергея Аверинцева есть статья о слове «благоутробный», которое в современном русском языке переводится как «милосердный», «сострадательный». В классическом греческом языке это слово имело исключительно медицинский аспект в смысле здорового живота. Но вот, попадая в библейскую культуру, оно вдруг приобретает новый смысл. «Остается один вопрос: неужели авторы Ветхого и Нового Заветов действительно видят в любви Бога к людям, в любви Христа к людям, в любви христиан друг к другу черты столь специфического вида любви, как «чревное» материнское жаление? Неужели образ Яхве, столь часто представляющийся нам абсолютным воплощением строго отеческого начала, имеет в себе нечто материнское? На этот важный вопрос следует ответить утвердительно.» И вот далее Аверинцев обращается именно к тому тексту Исаии, о котором мы говорим с вами сегодня. Часто человек наших дней, привычный к различного рода «гендерным исследованиям», задает нам и себе лукавый вопрос: а почему наш (или ваш) Бог – мужчина и подобное тому. Далее это частенько ведет их к тому, чтобы назвать Богородицу – богиней. Но на самом деле сегодня мы видим то очень важное обстоятельство, что все гораздо сложнее. И не стоит, наверное, в экуменическом порыве в христианстве выискивать инь и янь, ибо и экуменизм подлинный не так прост. Далее Сергей Сергеевич вспоминает еще один фрагмент из Исаии. «“Сион говорит: Яхве оставил меня, и Господь мой забыл меня. Может ли женщина забыть младенца своего? Не пожалеет ли она сына чрева своего? Если даже и они забудут, то Я не забуду тебя” (Ис 49:14–15)». «Итак, Бог есть больше мать, чем сама мать», - говорит Аверинцев. Давайте никогда не торопиться в Священном Писании, давайте по-настоящему в его изучении стремиться к духу «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви».

Другие мысли вслух

 
На Ис 66:10-24
10 
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем,
  все любящие его!
возрадуйтесь с ним радостью,
  все сетовавшие о нем,
11 
чтобы вам питаться и насыщаться
  от сосцов утешений его,
упиваться и наслаждаться
  преизбытком славы его.
12 
Ибо так говорит Господь:
вот, Я направляю к нему мир как реку,
  и богатство народов — как разливающийся поток
    для наслаждения вашего;
на руках будут носить вас
  и на коленях ласкать.
13 
Как утешает кого-либо мать его,
  так утешу Я вас,
  и вы будете утешены в Иерусалиме.
14 
И увидите это, и возрадуется сердце ваше,
  и кости ваши расцветут, как молодая зелень,
и откроется рука Господа рабам Его,
  а на врагов Своих Он разгневается.
15 
Ибо вот, придет Господь в огне,
  и колесницы Его — как вихрь,
чтобы излить гнев Свой с яростью
  и прещение Свое с пылающим огнем.
16 
Ибо Господь с огнем и мечом
  Своим произведет суд над всякою плотью,
  и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей — все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 
Ибо, как новое небо и новая земля,
  которые Я сотворю,
всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь,
  так будет и семя ваше и имя ваше.
23 
Тогда из месяца в месяц
  и из субботы в субботу
будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение,
  говорит Господь.
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти
Свернуть
«Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме…» У Сергея Аверинцева есть статья о слове «благоутробный», которое в современном...  Читать далее

«Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме…» У Сергея Аверинцева есть статья о слове «благоутробный», которое в современном русском языке переводится как «милосердный», «сострадательный». В классическом греческом языке это слово имело исключительно медицинский аспект в смысле здорового живота. Но вот, попадая в библейскую культуру, оно вдруг приобретает новый смысл. «Остается один вопрос: неужели авторы Ветхого и Нового Заветов действительно видят в любви Бога к людям, в любви Христа к людям, в любви христиан друг к другу черты столь специфического вида любви, как «чревное» материнское жаление? Неужели образ Яхве, столь часто представляющийся нам абсолютным воплощением строго отеческого начала, имеет в себе нечто материнское? На этот важный вопрос следует ответить утвердительно.» И вот далее Аверинцев обращается именно к тому тексту Исаии, о котором мы говорим с вами сегодня. Часто человек наших дней, привычный к различного рода «гендерным исследованиям», задает нам и себе лукавый вопрос: а почему наш (или ваш) Бог – мужчина и подобное тому. Далее это частенько ведет их к тому, чтобы назвать Богородицу – богиней. Но на самом деле сегодня мы видим то очень важное обстоятельство, что все гораздо сложнее. И не стоит, наверное, в экуменическом порыве в христианстве выискивать инь и янь, ибо и экуменизм подлинный не так прост. Далее Сергей Сергеевич вспоминает еще один фрагмент из Исаии. «“Сион говорит: Яхве оставил меня, и Господь мой забыл меня. Может ли женщина забыть младенца своего? Не пожалеет ли она сына чрева своего? Если даже и они забудут, то Я не забуду тебя” (Ис 49:14–15)». «Итак, Бог есть больше мать, чем сама мать», - говорит Аверинцев. Давайте никогда не торопиться в Священном Писании, давайте по-настоящему в его изучении стремиться к духу «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви».

Свернуть
 
На Ис 66:18-21
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
Свернуть
Оказывается, среди открывающихся в это время путей Господних есть и такие, которые ведут спасаемых на миссию...  Читать далее

Оказывается, среди открывающихся в это время путей Господних есть и такие, которые ведут спасаемых на миссию к иным народам, к язычникам. Не стоит думать, наверное, что это пророчество уже исполнилось, оно продолжает исполняться. Не в том дело, что есть еще народы, не получившие Христова благовестия. Но в каждом народе, в каждом городе и селе все еще есть люди, осознанно или неосознанно погруженные в язычество (атеизм — это тоже его разновидность). Да и в нас самих рудиментов язычества хоть отбавляй. Каждый раз, когда мы решаем что-то, даже не попытавшись сопоставить свою волю с волей Божией, когда мы руководствуемся не любовью к кому-то другому, мы — самые настоящие язычники. И к нам самим нужно направлять нашу миссию. Как важно для успешной миссии это ощущение, что мы и они — в сущности одно и то же, и только Христос — иной. Вселенскость миссии приводит к вселенскости Церкви. Как важен для всех нас стих 21, указывающий на универсализм, сверхнациональную открытость Церкви, отсутствие в ней кастовой замкнутости.

Свернуть
 
На Ис 66:22
22 
Ибо, как новое небо и новая земля,
  которые Я сотворю,
всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь,
  так будет и семя ваше и имя ваше.
Свернуть
В нашей вере в благость Божию непременно содержится представление о Его верности, в первую очередь, верности Своим обещаниям. Мы не можем знать сроков исполнения этих обещаний...  Читать далее

В нашей вере в благость Божию непременно содержится представление о Его верности, в первую очередь, верности Своим обещаниям. Мы не можем знать сроков исполнения этих обещаний, для нас, как правило, непостижимы пути их исполнения, но непреложность их лежит в основе нашего доверия Богу.

В том пророчестве Исаии, которое мы прочитали сегодня, есть два Божиих обетования. Во-первых, Бог говорит о новом небе и новой земле — о новом Творении, что означает, что Его действие в этом мире еще не завершено. Тот мир, в котором мы сейчас живем и который мы знаем, — еще не всё, еще не предельная реальность, он «прейдет», поэтому нам не надо слишком всерьёз руководствоваться установлениями этого мира (в отличие от установлений, исходящих от вечного Бога).

Во-вторых, хотя мир станет иным, есть что-то из этого мира, что не исчезнет, а перейдет в новое Творение, и это «что-то» — человечество, «семя ваше и имя ваше». Это спасённое человечество вместе с новым небом и новой землёй будет пред лицом Божиим всегда. Верим ли мы этому? Хотим ли в этом участвовать?

Свернуть
 
На Ис 66:1-24
Так говорит Господь:
  небо — престол Мой,
  а земля — подножие ног Моих;
где же построите вы дом для Меня,
  и где место покоя Моего?
Ибо все это соделала рука Моя,
  и все сие было,
            говорит Господь.
 
А вот на кого Я призрю:
  на смиренного и сокрушенного духом
  и на трепещущего пред словом Моим.
(Беззаконник же,) заколающий вола — то же, что убивающий человека;
  приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса;
приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь;
воскуряющий фимиам (в память) — то же, что молящийся идолу;
и как они избрали собственные свои пути,
  и душа их находит удовольствие в мерзостях их —
так и Я употреблю их обольщение
  и наведу на них ужасное для них:
потому что Я звал, и не было отвечающего,
  говорил, и они не слушали,
а делали злое в очах Моих
  и избирали то, что неугодно Мне.
Выслушайте слово Господа,
  трепещущие пред словом Его.
Ваши братья, ненавидящие вас
  и изгоняющие вас за имя Мое,
говорят: "пусть явит Себя в славе Господь,
  и мы посмотрим на веселье ваше".
  Но они будут постыжены.
Вот, шум из города,
  голос из храма,
голос Господа,
  воздающего возмездие врагам Своим.
Еще не мучилась родами,
  а родила;
прежде нежели наступили боли ее,
  разрешилась сыном.
Кто слыхал таковое?
  кто видал подобное этому?
возникала ли страна в один день?
  рождался ли народ в один раз, как Сион,
едва начал родами мучиться,
  родил сынов своих?
Доведу ли Я до родов, и не дам родить?
  говорит Господь.
Или, давая силу родить, заключу ли утробу?
  говорит Бог твой.
10 
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем,
  все любящие его!
возрадуйтесь с ним радостью,
  все сетовавшие о нем,
11 
чтобы вам питаться и насыщаться
  от сосцов утешений его,
упиваться и наслаждаться
  преизбытком славы его.
12 
Ибо так говорит Господь:
вот, Я направляю к нему мир как реку,
  и богатство народов — как разливающийся поток
    для наслаждения вашего;
на руках будут носить вас
  и на коленях ласкать.
13 
Как утешает кого-либо мать его,
  так утешу Я вас,
  и вы будете утешены в Иерусалиме.
14 
И увидите это, и возрадуется сердце ваше,
  и кости ваши расцветут, как молодая зелень,
и откроется рука Господа рабам Его,
  а на врагов Своих Он разгневается.
15 
Ибо вот, придет Господь в огне,
  и колесницы Его — как вихрь,
чтобы излить гнев Свой с яростью
  и прещение Свое с пылающим огнем.
16 
Ибо Господь с огнем и мечом
  Своим произведет суд над всякою плотью,
  и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей — все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 
Ибо, как новое небо и новая земля,
  которые Я сотворю,
всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь,
  так будет и семя ваше и имя ваше.
23 
Тогда из месяца в месяц
  и из субботы в субботу
будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение,
  говорит Господь.
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти
Свернуть
Осуждение формального ритуализма выражено в столь резких тонах, что могло бы показаться осуждением всякой...  Читать далее

Осуждение формального ритуализма выражено в столь резких тонах, что могло бы показаться осуждением всякой обрядности, что было бы странным после всех обстоятельных описаний храмовых действий и самого устройства храма. Но пророческие слова не отрицают необходимости обрядовых действий, а напоминают, во имя чего они совершаются. Они помогают соприкоснуться с высшей реальностью Бога, превосходящего всё мыслимое и немыслимое и открывающего нам то, до чего мы не в силах додуматься.

Завершается книга, и перед нами ещё раз в сжатом виде проходят важнейшие из изложенных в ней откровений. Каждое из них по своему удивительно, но даже на их фоне поражает пророчество о священниках и левитах, которых Господь будет брать от всех народов. Здесь говорится о братьях слушателей пророка, но только ли о братстве по плоти идёт речь? Не призваны ли стать братьями и сёстрами все, пришедшие к Богу и тем самым ставшие частью народа Божия?

Свернуть
 
На Ис 66:1-24
Так говорит Господь:
  небо — престол Мой,
  а земля — подножие ног Моих;
где же построите вы дом для Меня,
  и где место покоя Моего?
Ибо все это соделала рука Моя,
  и все сие было,
            говорит Господь.
 
А вот на кого Я призрю:
  на смиренного и сокрушенного духом
  и на трепещущего пред словом Моим.
(Беззаконник же,) заколающий вола — то же, что убивающий человека;
  приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса;
приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь;
воскуряющий фимиам (в память) — то же, что молящийся идолу;
и как они избрали собственные свои пути,
  и душа их находит удовольствие в мерзостях их —
так и Я употреблю их обольщение
  и наведу на них ужасное для них:
потому что Я звал, и не было отвечающего,
  говорил, и они не слушали,
а делали злое в очах Моих
  и избирали то, что неугодно Мне.
Выслушайте слово Господа,
  трепещущие пред словом Его.
Ваши братья, ненавидящие вас
  и изгоняющие вас за имя Мое,
говорят: "пусть явит Себя в славе Господь,
  и мы посмотрим на веселье ваше".
  Но они будут постыжены.
Вот, шум из города,
  голос из храма,
голос Господа,
  воздающего возмездие врагам Своим.
Еще не мучилась родами,
  а родила;
прежде нежели наступили боли ее,
  разрешилась сыном.
Кто слыхал таковое?
  кто видал подобное этому?
возникала ли страна в один день?
  рождался ли народ в один раз, как Сион,
едва начал родами мучиться,
  родил сынов своих?
Доведу ли Я до родов, и не дам родить?
  говорит Господь.
Или, давая силу родить, заключу ли утробу?
  говорит Бог твой.
10 
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем,
  все любящие его!
возрадуйтесь с ним радостью,
  все сетовавшие о нем,
11 
чтобы вам питаться и насыщаться
  от сосцов утешений его,
упиваться и наслаждаться
  преизбытком славы его.
12 
Ибо так говорит Господь:
вот, Я направляю к нему мир как реку,
  и богатство народов — как разливающийся поток
    для наслаждения вашего;
на руках будут носить вас
  и на коленях ласкать.
13 
Как утешает кого-либо мать его,
  так утешу Я вас,
  и вы будете утешены в Иерусалиме.
14 
И увидите это, и возрадуется сердце ваше,
  и кости ваши расцветут, как молодая зелень,
и откроется рука Господа рабам Его,
  а на врагов Своих Он разгневается.
15 
Ибо вот, придет Господь в огне,
  и колесницы Его — как вихрь,
чтобы излить гнев Свой с яростью
  и прещение Свое с пылающим огнем.
16 
Ибо Господь с огнем и мечом
  Своим произведет суд над всякою плотью,
  и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей — все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 
Ибо, как новое небо и новая земля,
  которые Я сотворю,
всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь,
  так будет и семя ваше и имя ваше.
23 
Тогда из месяца в месяц
  и из субботы в субботу
будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение,
  говорит Господь.
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти
Свернуть
Слова пророка Исайи, которые мы читаем сегодня, очень характерны для второй части его книги, которую называют...  Читать далее

Слова пророка Исайи, которые мы читаем сегодня, очень характерны для второй части его книги, которую называют «книгой утешения». «Возрадуйтесь радостью... чтобы вам питаться от сосцов утешений его (Иерусалима)». И далее, в последних словах своей книги, пророк говорит о вечном празднике, когда из субботы в субботу будет приходить всякая плоть на поклонение пред лице Господне. Для нас важно также обратить внимание на слова об утешении: «как утешает кого-либо мать его, так Я утешу вас», говорит Господь.

Все, что предстоит нам в ближайшие дни — празднование Пасхи Христовой. Богослужебная книга этого периода — Цветная Триодь — получила сове название от недели Цветоносной, которая наступит послезавтра. Древние христиане рассматривали пост последней недели перед Пасхой именно как праздник. Как могут быть праздничными дни, когда мы стоим у подножия Креста в ужасе от содеянного нами? Для этого необходимо всем сердцем поверить, что в смерти Спасителя нам явлена вся безграничность любви Бога к нам.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).