8 Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас. |
Что такое Тора? Для чего Бог даёт человеку Свои заповеди и законы? На первый взгляд может показаться, что речь идёт о моральном и ритуальном кодексе, которые имеют смысл (особенно, если говорить о ритуале) лишь в рамках конкретной религиозной традиции. Но ведь Богу важен не ритуал, не мораль и даже не религия. Всё названное для Него, в сущности, только средство. А целью является то, что библейские авторы называют освящением. И тут речь идёт уже не о соблюдении неких норм и правил, которые зачем-то нужны Богу, и даже не о нравственности как таковой, хотя без соблюдения нравственных норм отношения любви с ближним едва ли будут возможны. Речь о том совершенно реальном, хотя и не каждому заметном, воздействии, которое оказывает присутствие Божие на всех и на всё, кто и что с этим присутствием соприкасается. Конечно, камень при таком соприкосновении остаётся камнем, дерево — деревом, а металл — металлом. И всё же камень, дерево и металл после такого соприкосновения меняются. Перед нами уже не просто природа, а природа и ещё нечто, чего в природе нет и не может быть по определению. То самое «нечто», что преображает природу, когда её касается дыхание Царства, принесённого в мир Спасителем. Конечно, во времена, когда была написана Книга Левита, Царство было ещё не так близко, но его воздействие всё же ощущалось, и результат этого воздействия назывался освящением. Для человека же освящение было сопряжено с той встречей, которую человек, в отличие от камня, металла, дерева и даже животного должен был осознать и пережить сознательно. И вот тут заповедь была совершенно необходима: ведь иначе сердце человека не могло быть приготовлено к этой встрече. А значит, и об освящении человека без Торы, без данных Богом заповедей не могло быть и речи. Именно для этого и была дана человеку Тора. Именно так она в своё время станет, по слову апостола, «детоводителем ко Христу».
8 Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас. |
Что такое Тора? Для чего Бог даёт человеку Свои заповеди и законы? На первый взгляд может показаться, что речь идёт о моральном и ритуальном кодексе, которые имеют смысл (особенно, если говорить о ритуале) лишь в рамках конкретной религиозной традиции. Но ведь Богу важен не ритуал, не мораль и даже не религия. Всё названное для Него, в сущности, только средство. А целью является то, что библейские авторы называют освящением. И тут речь идёт уже не о соблюдении неких норм и правил, которые зачем-то нужны Богу, и даже не о нравственности как таковой, хотя без соблюдения нравственных норм отношения любви с ближним едва ли будут возможны. Речь о том совершенно реальном, хотя и не каждому заметном, воздействии, которое оказывает присутствие Божие на всех и на всё, кто и что с этим присутствием соприкасается. Конечно, камень при таком соприкосновении остаётся камнем, дерево — деревом, а металл — металлом. И всё же камень, дерево и металл после такого соприкосновения меняются. Перед нами уже не просто природа, а природа и ещё нечто, чего в природе нет и не может быть по определению. То самое «нечто», что преображает природу, когда её касается дыхание Царства, принесённого в мир Спасителем. Конечно, во времена, когда была написана Книга Левита, Царство было ещё не так близко, но его воздействие всё же ощущалось, и результат этого воздействия назывался освящением. Для человека же освящение было сопряжено с той встречей, которую человек, в отличие от камня, металла, дерева и даже животного должен был осознать и пережить сознательно. И вот тут заповедь была совершенно необходима: ведь иначе сердце человека не могло быть приготовлено к этой встрече. А значит, и об освящении человека без Торы, без данных Богом заповедей не могло быть и речи. Именно для этого и была дана человеку Тора. Именно так она в своё время станет, по слову апостола, «детоводителем ко Христу».
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями; 3 и Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое; 4 и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его, 5 то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха. |
6 И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. 7 Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, (свят). 8 Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас. 9 Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем. |
10 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. 11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. 12 Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них. 13 Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. 14 Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами. 15 Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. 16 Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. |
17 Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он. 18 Если кто ляжет с женою во время болезни
кровоочищения
и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего. 19 Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они. 20 Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут. 21 Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они. |
22 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их — и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить. 23 Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них, 24 и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов. 25 Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. 26 Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои. |
27 Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. |
Сегодня мы читаем продолжение заповедей о святости. Только теперь они носят не повелительный, а запретительный характер. Считается вполне нормальным увидеть, скажем, в инструкции по пользованию стиральной машиной или биноклем пункты, говорящие о том, чего делать нельзя, что будет губительным для данного прибора. Проблем также не возникает, когда тренер запрещает спортсмену те или иные продукты или вредные привычки. Однако, когда дело касается нравственной жизни, у нас часто возникает протест — почему чего-то нельзя? Как может мне кто-то что-либо запрещать? Однако если мы поймем, что заповеди нравственного и религиозного порядка — это тоже описание определенного пути, по которому человек, ищущий Бога, призван идти, то мы увидим, что в духовной жизни также естественны ограничения того, что может быть губительным для наших с Ним отношений.
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями; 3 и Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое; 4 и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его, 5 то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха. |
6 И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. 7 Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, (свят). 8 Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас. 9 Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем. |
10 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. 11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. 12 Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них. 13 Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. 14 Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами. 15 Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. 16 Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. |
17 Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он. 18 Если кто ляжет с женою во время болезни
кровоочищения
и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего. 19 Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они. 20 Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут. 21 Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они. |
22 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их — и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить. 23 Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них, 24 и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов. 25 Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. 26 Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои. |
27 Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. |
Читая Книгу Левита, легко заметить, что всё, связанное так или иначе с развратом, с супружеской неверностью и вообще с нарушением седьмой заповеди, нередко соседствует здесь с упоминанием таких вещей, как языческие культы, магия, спиритизм, медиумизм и прочее подобное. Относительно перечисленного можно говорить о нарушении первой и второй заповеди — именно они запрещают верующим яхвистам как участие в языческих культах, так и разного рода практики, связанные с тёмной духовностью наподобие упомянутых выше. Почему же нарушения, связанные с сексуальной сферой, идут в книге рядом с нарушением первой заповеди, а заодно и второй?
Самый простой и очевидный ответ заключается в том, что многие языческие культы древности предполагали прямое нарушение седьмой заповеди— так было, например, в случае ритуальной проституции, связанной с культом Великой богини, который был на Ближнем Востоке распространён повсеместно, включая Палестину. Было, однако, и ещё кое-что, связывающее разврат и магию глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Речь идёт о той данной Богом человеку для жизни силе, той энергии, без которой жизнь невозможна вообще. Человек ведь с библейской точки зрения — «душа живая», душа же в Библии не статичная структура, а поток, динамика. Эта динамика является проявлением данной Богом человеку жизненной силы, и формы её могут быть самыми разными.
Сексуальная жизнь тоже является одной из таких форм — и потому она благословляется Богом, но лишь тогда, когда не становится самоцелью, лишь до тех пор, пока она остаётся органичной частью той полноты отношений двоих, которая и называется супружеством. Если же человек использует сексуальность исключительно как инструмент для доставления себе удовольствия, он тем самым злоупотребляет данными ему Богом возможностями, попусту растрачивая силу, дарованную ему для обретения полноты жизни.
Таким же злоупотреблением являются и все формы магии, да и вообще всякие попытки использовать Божью силу, присутствующую в мироздании, для собственных целей, не обращаясь к Богу и не спрашивая Его благословения. И в том, и в другом случае речь идёт о злоупотреблении предоставленными человеку Богом возможностями — с соответствующими последствиями.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||