24 И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой. |
25 В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, 26 и поставь жертвенник Господу Богу твоему, (явившемуся тебе) на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь. 27 Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью. |
28 Поутру встали жители города, и вот, жертвенник Ваалов разрушен, и дерево при нем срублено, и второй телец вознесен во всесожжение на новоустроенном жертвеннике. 29 И говорили друг другу: кто это сделал? Искали, расспрашивали и сказали: Гедеон, сын Иоасов, сделал это. 30 И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем. 31 Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник. 32 И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его. |
33 Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли (реку) и стали станом на долине Изреельской. 34 И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. 35 И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им. |
36 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, 37 то вот, я расстелю
здесь
на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. 38 Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. 39 И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. 40 Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса. |
На первый взгляд начало войны Гедеона с соседями-язычниками происходит как-то совершенно спонтанно, само собой. Происходит нечто, в данном случае разрушение языческого алтаря, и это нечто становится своего рода центром, вокруг которого закручивается вихрь новой священной войны. Отчасти так оно и есть — хаотически протекающие процессы ведь вообще легко самоорганизуются вокруг любой возникшей внутри потока флуктуации.
Для такой самоорганизации, правда, обычно требуется, чтобы внутри протекающего процесса отсутствовало равновесие — неравновесные системы легко могут реструктурироваться под воздействием внесистемного фактора, который на ту же самую систему, находящуюся в состоянии устойчивого равновесия, при тех же условиях не оказал бы никакого воздействия. Судя по тому, как развиваются события после призвания Богом Гедеона, еврейское общество (или, по крайней мере, некая его часть) находилось, говоря научным языком, в неравновесном состоянии, попросту же — в состоянии глухого недовольства и возмущения.
На этом фоне разрушение Гедеоном жертвенника становится тем самым внесистемным фактором, который перестраивает всю систему, центрируя её вокруг себя: дальнейшие события принимают взрывной характер, и начинается война с соседями-язычниками, до тех пор притеснявшими племя Гедеона и некоторые другие соседние еврейские племена. Между тем Бог нередко работает именно с неравновесными системами. Потенциально таковой является всякая открытая система, а значит, и сотворённый Богом мир тоже: он ведь, согласно изначальному замыслу Творца, открыт Ему, и Его воля для мира становится тем самым внесистемным фактором, который открывает миру возможности развития, которых у него никогда бы не было, если бы Бог отделил Своё творение от Себя, «закрыв» его по завершении творения.
То же самое относится и к каждому человеку, и к любому человеческому сообществу: это всё открытые системы, на развитие которых Божья воля как внесистемный фактор может оказать совершенно неожиданное воздействие, приведя к результатам, которых ни в каком другом случае быть не могло бы. Различие лишь в том, что и отдельному человеку, и целому сообществу нужно согласиться на такое Божье вмешательство — насильно, без согласия человека Бог вмешиваться не станет. Вот тут-то и важно было, чтобы соплеменники Гедеона поддержали его в разрушении языческого жертвенника — это было бы то самое «да» Богу, после которого Он смог бы вмешаться в события. Такое «да» последовало — и началась очередная священная война.
24 И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой. |
25 В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, 26 и поставь жертвенник Господу Богу твоему, (явившемуся тебе) на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь. 27 Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью. |
28 Поутру встали жители города, и вот, жертвенник Ваалов разрушен, и дерево при нем срублено, и второй телец вознесен во всесожжение на новоустроенном жертвеннике. 29 И говорили друг другу: кто это сделал? Искали, расспрашивали и сказали: Гедеон, сын Иоасов, сделал это. 30 И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем. 31 Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник. 32 И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его. |
33 Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли (реку) и стали станом на долине Изреельской. 34 И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. 35 И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им. |
36 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, 37 то вот, я расстелю
здесь
на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. 38 Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. 39 И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. 40 Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса. |
Гедеон начинает борьбу с врагами с восстановления истинного богопочитания, с приношения жертвы Господу и разрушения жертвенника Ваала. Начав собирать воинов, Гедеон, ещё недавно робкий, дерзает ставить Господу условия, чтобы ещё раз убедиться в истинности обетований. Заметим, что Господь не отвергает эти требования, но даёт Гедеону увидеть просимые им знамения. Господь и в этот раз не только возвещает Свою волю, но и вступает с человеком в диалог.
Самое же удивительное, что Гедеон, даже готовясь к войне, в название устроенного им жертвенника вкладывает мысль о приходящем от Господа мире. Прозрение, коснувшееся души Гедеона, явно вышло не из человеческого источника, в те времена привычно наполненного представлениями о постоянном и неизбежном кровопролитии как вселенском законе.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||