1 Чрез несколько дней, во время жатвы пшеницы, пришел Самсон повидаться с женою своею, принеся с собою козленка; и когда сказал: "войду к жене моей в спальню", отец ее не дал ему войти. 2 И сказал отец ее: я подумал, что ты возненавидел ее, и я отдал ее другу твоему; вот, меньшая сестра красивее ее; пусть она будет тебе вместо ее. 3 Но Самсон сказал им: теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло. 4 И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; 5 и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады
и
масличные. 6 И говорили Филистимляне: кто это сделал? И сказали: Самсон, зять Фимнафянина, ибо этот взял жену его и отдал другу его. И пошли Филистимляне и сожгли огнем ее и (дом) отца ее. 7 Самсон сказал им: хотя вы сделали это, но я отмщу вам самим и тогда только успокоюсь. 8 И перебил он им голени и бедра, и пошел и засел в ущелье скалы Етама. |
9 И пошли Филистимляне, и расположились станом в Иудее, и протянулись до Лехи. 10 И сказали жители Иудеи: за что вы вышли против нас? Они сказали: мы пришли связать Самсона, чтобы поступить с ним, как он поступил с нами. 11 И пошли три тысячи человек из Иудеи к ущелью скалы Етама и сказали Самсону: разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами? что ты это сделал нам? Он сказал им: как они со мною поступили, так и я поступил с ними. 12 И сказали ему: мы пришли связать тебя, чтобы отдать тебя в руки Филистимлянам. И сказал им Самсон: поклянитесь мне, что вы не убьете меня. 13 И сказали ему: нет, мы только свяжем тебя и отдадим тебя в руки их, а умертвить не умертвим. И связали его двумя новыми веревками и повели его из ущелья. |
14 Когда он подошел к Лехе, Филистимляне с криком встретили его. И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его. 15 Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек. 16 И сказал Самсон: челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек. |
17 Сказав это, бросил челюсть из руки своей и назвал то место: Рамаф-Лехи. |
18 И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных. 19 И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имя месту сему: "Источник взывающего", который в Лехе до сего дня. 20 И был он судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет. |
Воздействие дыхания Яхве («Духа Господня») на Самсона — или, вернее, его результат — большинству верующих, будь они иудеи или христиане, покажется странным. Экстазы в духовной жизни вещь не такая уж редкая, но экстаз, во время которого человек разрывает верёвки, которыми связан, а затем, используя подручные средства, убивает тысячу человек?
Такой экстаз многим сегодня показался бы скорее одержимостью, даже если предположить, что число убитых Самсоном филистимлян было, как полагают некоторые исследователи Библии, несколько преувеличено. Ведь, даже если оно и было меньше, совершенно очевидно, что человек находился в необычном состоянии, напоминающем экстаз, но экстаз довольно странный, воинственный, который удесятеряет силы человека, делая его на время почти непобедимым. Обычно читателей Библии в описании таких экстазов Самсона смущает тот факт, что нечто подобное можно встретить и в других текстах, описывающих совсем иные традиции и соответствующие практики.
Можно было бы вспомнить тут столь тщательно разработанные воинские искусства Дальнего Востока, где воин, как предполагалось, должен был вести бой как раз в таком же примерно состоянии — но тут предполагалось, что человек может войти в него сам, по желанию, посредством соответствующих приёмов, которым можно научиться. Однако, даже не забираясь так далеко на Восток, можно было бы вспомнить описание так называемых оргиастических экстазов, к примеру, в греческой или римской литературе: и в Греции, и в Риме эта экстатика была известна достаточно хорошо. Описания вакханок, которые в экстазе могли голыми руками разорвать овцу или даже быка и которым лучше было не попадаться на дороге потому, что они в это время легко могли убить любого, даже не заметив того, очень напоминают состояние Самсона, как оно описано в Книге Судей.
Разница лишь в том, что тут экстаз контролируемый, священнописатель прямо говорит, что в такие состояния Самсон входит лишь тогда, когда его касается дыхание Яхве. Ничего странного тут нет: люди ведь все и повсюду одинаковы, и их природа остаётся в основном той же самой независимо от культурной или религиозной традиции, к которой они принадлежат. Экстазы наподобие описанных в принципе возможны для каждого, если только сам человек того захочет.
Однако войти в состояние оргиастического экстаза не так уж сложно, а вот выйти из него почти невозможно: те же вакханки выходили из него лишь тогда, когда у них просто заканчивались физические силы — остановить запущенный процесс они не могли. Человеку это вообще невозможно, а вот Богу возможно всё: Он может, когда нужно, освободить в человеке скрытую в нём силу, и таким же образом может вновь её связать, выведя человека из экстаза, в котором тот находился. Так, как и происходило с Самсоном, в котором данная ему как человеку Богом сила действовала по Божьей же инициативе.
1 Чрез несколько дней, во время жатвы пшеницы, пришел Самсон повидаться с женою своею, принеся с собою козленка; и когда сказал: "войду к жене моей в спальню", отец ее не дал ему войти. 2 И сказал отец ее: я подумал, что ты возненавидел ее, и я отдал ее другу твоему; вот, меньшая сестра красивее ее; пусть она будет тебе вместо ее. 3 Но Самсон сказал им: теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло. 4 И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; 5 и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады
и
масличные. 6 И говорили Филистимляне: кто это сделал? И сказали: Самсон, зять Фимнафянина, ибо этот взял жену его и отдал другу его. И пошли Филистимляне и сожгли огнем ее и (дом) отца ее. 7 Самсон сказал им: хотя вы сделали это, но я отмщу вам самим и тогда только успокоюсь. 8 И перебил он им голени и бедра, и пошел и засел в ущелье скалы Етама. |
9 И пошли Филистимляне, и расположились станом в Иудее, и протянулись до Лехи. 10 И сказали жители Иудеи: за что вы вышли против нас? Они сказали: мы пришли связать Самсона, чтобы поступить с ним, как он поступил с нами. 11 И пошли три тысячи человек из Иудеи к ущелью скалы Етама и сказали Самсону: разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами? что ты это сделал нам? Он сказал им: как они со мною поступили, так и я поступил с ними. 12 И сказали ему: мы пришли связать тебя, чтобы отдать тебя в руки Филистимлянам. И сказал им Самсон: поклянитесь мне, что вы не убьете меня. 13 И сказали ему: нет, мы только свяжем тебя и отдадим тебя в руки их, а умертвить не умертвим. И связали его двумя новыми веревками и повели его из ущелья. |
14 Когда он подошел к Лехе, Филистимляне с криком встретили его. И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его. 15 Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек. 16 И сказал Самсон: челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек. |
17 Сказав это, бросил челюсть из руки своей и назвал то место: Рамаф-Лехи. |
18 И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных. 19 И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имя месту сему: "Источник взывающего", который в Лехе до сего дня. 20 И был он судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет. |
Неуёмный нрав Самсона снова и снова проявляется в поступках, которые не производят впечатления способных нанести филистимлянам решающий вред. В самом деле, можно ли освободить свой народ, нанося врагам ограниченный хозяйственный ущерб?
Тем не менее, когда народ полностью подчинился захватчикам и даже земляки готовы выдать соотечественника врагам на расправу, кому-то следует хотя бы эпизодическим сопротивлением показать, что народ не сломлен и врагам рано радоваться.
Самсон уничтожает врагов в одиночку, он один из тех, кто хранит верность жизненным принципам народа, пока сам народ в массе своей не распрямился. Но и в одиночестве Самсон в неизмеримо большей степени воплощает в себе народ, чем толпы, готовые его связать.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||