10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. |
В разные времена яхвистской (равно, как иудейской и христианской) истории силу Божию понимали по-разному. Самым ранним было представление, не очень отличающееся от языческого: Бог обладает силой, которая сильнее любой силы нашего мира, поэтому Ему никто не может противостоять.
Наверное, так думал и Авраам, которому Бог открылся с именем Эль-Шадай, означающим буквально «Бог силы» (обычно это имя переводят как «Бог всемогущий»), и Иаков, который так хотел получить хотя бы часть этой силы накануне встречи с Исавом, когда он целую ночь боролся со своим Богом.
И каждый раз оказывалось, что сила Божия — не просто инструмент, которым, получив его от Бога, можно распорядиться по своему усмотрению, а орудие действия Божия, неотделимое от Него и меняющее изнутри человека, решившегося эту силу принять.
Не случайно и Авраам, и Иаков получают после своих знаменательных встреч новые имена: новое имя означает, что человек, внешне оставшись прежним, внутренне переменился, переменился настолько, что его прежнего уже нет, а тот новый, который пришёл на место прежнего, заслуживает и нового имени. Сила Божия, если мы хотим её получить, непременно изменит нас самих: ведь она неотделима от присутствия Божия, и местом этого присутствия должно в таком случае стать наше собственное сердце, которое должно измениться, чтобы Бог смог туда войти.
Позже, во времена Судей и первых царей, на силу Божию смотрели несколько иначе: её видели там, где Бог входит в дела человеческие, например, тогда, когда Он вмешивается в ход войны, чтобы изменить её в пользу Своего народа.
Здесь сила Божия воспринимается уже более духовно, она личностна и неотделима от воли Божьей, её нельзя отделить от Бога и использовать по своему усмотрению. Но инициатором в данном случае выступают всё же люди, а не Бог. Они затевают дела, которые считают правильными и нужными не только им, но и Богу, а потом просят Бога включиться в эти дела в качестве помощника.
Между тем, сила Божья нужна Ему для осуществления Своих планов, а не наших. Особенно ясно это должно было стать народу во время Вавилонского плена, когда рухнуло всё человеческое, а близость Божия между тем переживалась, как никогда ярко.
Эти уроки Бог дал Своему народу не случайно: без их усвоения трудно было ожидать, что сила Божия, явленная миру во Христе, и дыхание Царства, которое Христос принёс в мир, будут поняты и восприняты.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. |
В разные времена яхвистской (равно, как иудейской и христианской) истории силу Божию понимали по-разному. Самым ранним было представление, не очень отличающееся от языческого: Бог обладает силой, которая сильнее любой силы нашего мира, поэтому Ему никто не может противостоять.
Наверное, так думал и Авраам, которому Бог открылся с именем Эль-Шадай, означающим буквально «Бог силы» (обычно это имя переводят как «Бог всемогущий»), и Иаков, который так хотел получить хотя бы часть этой силы накануне встречи с Исавом, когда он целую ночь боролся со своим Богом.
И каждый раз оказывалось, что сила Божия — не просто инструмент, которым, получив его от Бога, можно распорядиться по своему усмотрению, а орудие действия Божия, неотделимое от Него и меняющее изнутри человека, решившегося эту силу принять.
Не случайно и Авраам, и Иаков получают после своих знаменательных встреч новые имена: новое имя означает, что человек, внешне оставшись прежним, внутренне переменился, переменился настолько, что его прежнего уже нет, а тот новый, который пришёл на место прежнего, заслуживает и нового имени. Сила Божия, если мы хотим её получить, непременно изменит нас самих: ведь она неотделима от присутствия Божия, и местом этого присутствия должно в таком случае стать наше собственное сердце, которое должно измениться, чтобы Бог смог туда войти.
Позже, во времена Судей и первых царей, на силу Божию смотрели несколько иначе: её видели там, где Бог входит в дела человеческие, например, тогда, когда Он вмешивается в ход войны, чтобы изменить её в пользу Своего народа.
Здесь сила Божия воспринимается уже более духовно, она личностна и неотделима от воли Божьей, её нельзя отделить от Бога и использовать по своему усмотрению. Но инициатором в данном случае выступают всё же люди, а не Бог. Они затевают дела, которые считают правильными и нужными не только им, но и Богу, а потом просят Бога включиться в эти дела в качестве помощника.
Между тем, сила Божья нужна Ему для осуществления Своих планов, а не наших. Особенно ясно это должно было стать народу во время Вавилонского плена, когда рухнуло всё человеческое, а близость Божия между тем переживалась, как никогда ярко.
Эти уроки Бог дал Своему народу не случайно: без их усвоения трудно было ожидать, что сила Божия, явленная миру во Христе, и дыхание Царства, которое Христос принёс в мир, будут поняты и восприняты.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. |
«…и меч духовный, который есть Слово Божие…» Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «Воин препоясуется, чтобы связать одежду, скрепить тело и тем крепче и свободнее действовать. Вашим препоясанием должна быть истина. Познавайте истину, держитесь истины, связуйте истиною ваши мысли, склонности, желания. В сем препоясании вы можете духовно действовать крепко и свободно, не расслабевая леностию, не претыкаясь соблазном, не колеблясь лжеучениями и не падая в грех и в порок. Воин облекается в броню, чтобы оружие врага не могло ранить его, хотя бы и приразилось к нему. Вашею бронею да будут правда, честность, добродетель. Правая совесть сохранит вас внутренне невредимыми, хотя бы внешне и приразилась к вам клевета или несправедливость. Воин, обуваясь, становится готовым невредимою ногою идти против врага. Вам вместо обувения да будет готовность идти не для того, чтобы нападать и поражать, ибо не в сем состоит ваше воинствование, но чтобы благовествовать мир — мир Христов, побеждающий всякую вражду и брань. Воин берет щит, чтобы не допускать до своего тела стрел врага. И в вас невидимый враг направляет стрелы острые и уязвляющие, разжженные и палящие, — то более невидимые стрелы богоборных мудрований, сомнений, воспламеняющихся страстей и вожделений, то более видимые стрелы наветов, поношений и самых гонений от врагов истины и добродетели, но если сердце ваше покрыто щитом веры, то и острые стрелы не пронзят его, и палящие, не повредив, угаснут. Воин шлемом охраняет голову от ран, особенно в сей части тела опасных. Охраняйте и вы ваш ум шлемом спасения или, как полнее изъяснился апостол в другом послании, шлемом упования спасения (см.: 1 Фес 5:8). Какие бы ни встретились с вами трудности или опасности, упование на Бога не должно допустить до души вашей духа уныния, за которым могло бы последовать и смертоносное отчаяние. Воин, поражая врага мечом, приводит в бездействие и его силу, и силу оружия его. Так, и еще более победоносно действует меч духовный, который есть слово Божие. Сим оружием сам Началовождь наш Господь Иисус выдержал образцовое для нас сражение и одержал благотворную для нас победу над начальником зла. Писано есть, — говорил Он, — не о хлебе единем жив будет человек... Писано есть: не искусиши Господа Бога твоего... Писано есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши (Мф 4:4, 7, 10). И троекратно мечом духовным пронзенный, враг в изнеможении оставил место сражения. Вооружайся и ты, христианин, мечом духовным, глаголом Божиим, держи его в твоей памяти и в твоем сердце, обучи себя обращать его острие против всякого глагола беззакония — и никакое зло не будет для тебя непобедимо, никакая сила врага не страшна, никакая хитрость его не проницаема и все оружия его сокрушатся и упразднятся.»
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно. |
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши. |
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. 24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. |
От темы общественных отношений Павел переходит к теме христианского служения и его места в обществе. Он сразу же провозглашает, что христиане борются не с людьми, хотя бы эти люди находились у власти (людей он, следуя еврейскому словоупотреблению, называет «плотью и кровью»), что цель их борьбы — духовные силы, определяющие состояние падшего мира, которые он называет «начальниками», «властями» и «распорядителями здешней тьмы» («мироправителями тьмы века сего»), связывая с ними «дыхание зла, которое под небом» («духов злобы поднебесной», ст. 12). Целью христиан, как видно, является не захват власти или социальные изменения как таковые, а уменьшение влияния тех сил зла, которые, действуя, в основном, через людей, сами людьми не являются, используя человека лишь как орудие, хотя, конечно, таким орудием человек может стать, лишь дав на то своё согласие.
Вероятно, говоря так, апостол хотел предостеречь тех, кто был увлечён идеями религиозно-политического мессианизма, широко в те дни распространённого в синагогальной и околосинагогальной среде. Да и всякая вообще борьба за власть, если она становится самоцелью, отнюдь не уменьшает меру зла в мире, давая духам тьмы широчайший простор для их деятельности. Уменьшить же эту меру может лишь Царство, входящее в мир, и потому главной задачей христианина оказывается свидетельство о Царстве и о спасении, так же, как и о Том, Кто принёс его в мир. Но для того, чтобы свидетельство было адекватным, от свидетеля требуются верность («истина») и праведность, без которых к Царству не приобщиться (ст. 14 – 15). А главным оружием свидетеля в противостоянии тому злу, в котором лежит мир, оказываются доверие к Богу («вера»), праведность, которая является лучшим свидетельством о Царстве, и Тора, слово Божие, которое позволяет отличить добро от зла и делать правильный выбор в тех непростых ситуациях, в которых свидетелю раньше или позже придётся оказаться (ст. 14 – 17). Выбор, от которого в конечном итоге будет зависеть не только судьба тех, кому он свидетельствует, но и его собственное спасение.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно. |
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши. |
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. 24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. |
Наставляя христиан Эфеса, апостол Павел в конце своего послания перечисляет духовные средства, которые даны нам для того, чтобы служить Богу и противостоять злу. Он называет их «всеоружием Божиим» и от этого произошло само понятие духовного оружия. Перечислив все, что сюда относится, апостол переходит к тому, каким образом следует это оружие использовать, и этому посвящен заключительный отрывок послания, который мы читаем сегодня. В первую очередь речь здесь идет о молитве. Именно молитва во всем разнообразии своих форм — область, в которой апостол призывает нас применять «всеоружие Божие». Апостол принципиально не выбирает форм и разновидностей молитвы, он говорит о молитве «всякой», главное, с его точки зрения — чтобы молитва совершалась. Постоянство нашего духа в этом приношении Богу себя, людей и всего мира — вот главное, к чему призывает нас апостол. И второй важный момент — это призыв принимать в свою молитву всю Церковь, особенно же — ее миссию. Заключительные фразы апостола открывают удивительную возможность для нас участвовать в том служении, которое совершают другие люди, молясь о них и принимая их в свое сердце.
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||