2 И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;3 и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона.4 Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам.5 И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал.6 И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: "аминь, аминь", поднимая вверх руки свои — и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли.7 Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте.8 И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.
9 Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона.10 И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас.
Свернуть
Слушая слова Закона, народ плакал; поняв его, пошел праздновать с великим веселием. Вот парадокс Библии для каждого, кто ее читает и пытается понять. Мы читаем страшные пророчества и видим их исполнение, мы узнаем знаки конца времен и в ужасе оттого, что может нас ждать. Но не ужас и не страх несет нам Слово. В любой ситуации главное для нас — понять Слово, понять то, что говорит нам Бог сегодня и сейчас. Потому что любое слово Его не о том, как плохо нам сейчас, не о том, как плохо нам будет, какие страдания выпадут нам на пути. А о том, что главное в Нем — это радость о Воскресении, о милосердии и о Любви. Мы продолжаем Ему говорить: дай похоронить, дай проститься, еще минуточку подожди, и мы догоним. А Он нам: не оглядывайтесь, не бойтесь неизвестности, не плачьте о прошлом, еще слишком много работы впереди.
Другие мысли вслух
На Неем 8:1-18
1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтоб он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.2 И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;3 и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона.4 Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам.5 И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал.6 И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: "аминь, аминь", поднимая вверх руки свои — и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли.7 Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте.8 И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.
9 Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона.10 И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас.11 И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь.12 И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им.
13 На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона.14 И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах.15 И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному.16 И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот.17 Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая.18 И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу.
Свернуть
В повествовании о делах Неемии на первом плане не Ездра, читающий книгу закона, а народ, готовый слушать Ездру...
Читать далее
В повествовании о делах Неемии на первом плане не Ездра, читающий книгу закона, а народ, готовый слушать Ездру. Чрезвычайно важна была инициатива Ездры, желавшего восстановить утраченный образ жизни, соответствовавший закону, но не менее необходимой была готовность народа услышать Ездру. А ведь если бы в народе не возникло желания вернуться к закону, к Ездре мало кто прислушался бы. Посев совершается при готовности почвы.
Праздник кущей совершается согласно порядку, описанному в книге закона, но не сохранившемуся в народной памяти. Забытая традиция возрождается и становится прочной, но это обстоятельство заставляет задуматься: что прочнее удерживается - то, что хранится в ритме народных обычаев и повседневного образа жизни, или же то, что записано? Нередко народ не хранит свои же обычаи, во многих странах, включая и Россию, подлинный крестьянский фольклор практически полностью вытеснен полугородской культурой позднейшего происхождения.
Не надо чрезмерно надеяться на неизменность "народного духа", его проявления постоянно видоизменяются. Но первоначальные ценности, даже забытые и отвергнутые, могут снова стать достоянием народа благодаря верному остатку хранителей.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).