1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом |
2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной — 3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный. 4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание. 5 Приклоню ухо мое к притче; на гуслях открою загадку мою. |
6 "Для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?" 7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! 8 Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. 9 Дорогá цена искупления души их, и не будет того вовек, 10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. |
11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают, и оставляют имущество свое другим. 12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. 13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. |
14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. |
15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их. 16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. |
17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается. 18 Ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его. 19 Хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, 20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света. 21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают. |
В этом псалме сочетаются одновременно две важных темы. Первая из них лежит на поверхности и довольно часто обсуждается не только в Библии, но и в повседневной жизни. Тема эта проста – человек не должен зависеть от материального. Богат он или беден, это не должно определять его отношение к другим людям и к Богу. Денежное и имущественное состояние не может формировать наше мировоззрение, служить поводом для осуждения. Вне зависимости от того, говорим ли мы, что бедный - глупец и неудачник, или, что богатый – вор и подлец.
Вторая тема, затрагиваемая в этом псалме, - одно из незаметных пророчеств. Не может человек выкупить брата своего. Смерть нельзя купить и задобрить. Не в человеческих силах спасти и спастись. Только Иисус, придя в мир, умерев и воскреснув, исцелит рану, которую человек нанес самому себе первородным грехом. Только истинному Богу и совершенному Человеку в одном лице по силам задача взыскать и спасти погибшее.
16 Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, |
Все народы во все времена хорошо знали на собственном горьком опыте, что власть мира теней, который в Библии называется шеолом, над человеком абсолютна. В самом деле, сколько бы ни прожил человек на земле, жизнь его всё равно оказывалась временной, а вот мир теней, царство мёртвых, ожидавшее каждого в конце его земного пути, поглощало его навсегда. К тому же, в этом мире не было ничего утешительного: жизнью то существование, которое человек вёл там, можно было назвать лишь с очень большой натяжкой: ни полноценного самосознания, ни памяти у человека в мире теней не оставалось. А вот авторы библейских книг довольно рано начинают догадываться о том, что власть шеола, мира теней над человеком не абсолютна, что она преодолима, и преодолима именно с помощью Божьей. Мысль о возможности всеобщего воскресения в последний день становится общепринятой, конечно, уже в послепленный период, но, вероятно, первые интуитивные догадки об этом стали появляться у отдельных людей ещё до плена. Что же послужило основанием для надежды на преодолимость власти шеола? Возможно, история Авраама, который, испытав на себе власть мира теней, с Божьей помощью от этой власти освободился. А может быть, пророческий опыт: ведь пророки как никто другой ярко переживали реальность того животворящего дыхания Божия, без которого нет человека, как образа Божия. Как бы то ни было, ещё, по-видимому, до плена в яхвистской общине было понимание того, что Бог и смерть несовместимы. Царство Божие, как бы ни понимали его в допленный период, было по определению царством жизни, притом жизни во всей её полноте. А шеол, мир теней, был, наоборот, царством смерти, миром, где было невозможно жить и где человеку всё же не давали умереть до конца с тем, чтобы раз и навсегда уйти в небытие. Неудивительно, что такое издевательское подобие жизни с милосердием Божиим в сознании верных не сочеталось никак. Вот эта-то уверенность в милосердии Божием и стала, по-видимому, основанием выраженной в псалме уверенности в преодолении смерти и власти над человеком шеола, мира теней. А впоследствии, уже после плена, уверенность эта обрела форму веры во всеобщее воскресение.
Псалом Асафа |
1 Бог Богов, Господь возглаголал, и призывает землю, от восхода солнца до запада. 2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог. |
3 Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. 4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: 5 "Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве". 6 И небеса провозгласят правду Его; ибо судия сей есть Бог. |
7 "Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. 8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною. 9 Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; 10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. 11 Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. 12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. 13 Ем ли Я мясо волов, и пью ли кровь козлов? 14 Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои. 15 И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня". |
16 Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, 17 а сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя? 18 Когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься. |
19 Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство. 20 Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь. 21 Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои (грехи твои). |
В этом псалме сочетаются одновременно две важных темы. Первая из них лежит на поверхности и довольно часто обсуждается не только в Библии, но и в повседневной жизни. Тема эта проста – человек не должен зависеть от материального. Богат он или беден, это не должно определять его отношение к другим людям и к Богу. Денежное и имущественное состояние не может формировать наше мировоззрение, служить поводом для осуждения. Вне зависимости от того, говорим ли мы, что бедный - глупец и неудачник, или, что богатый – вор и подлец.
Вторая тема, затрагиваемая в этом псалме, - одно из незаметных пророчеств. Не может человек выкупить брата своего. Смерть нельзя купить и задобрить. Не в человеческих силах спасти и спастись. Только Иисус, придя в мир, умерев и воскреснув, исцелит рану, которую человек нанес самому себе первородным грехом. Только истинному Богу и совершенному Человеку в одном лице по силам задача взыскать и спасти погибшее.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||