Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 68:1-37

Поделиться
Поспеши, Боже, избавить меня,
  поспеши, Господи, на помощь мне.
Да постыдятся и посрамятся
  ищущие души моей!
Да будут обращены назад и преданы посмеянию
  желающие мне зла!
Да будут обращены назад за поношение меня,
  говорящие (мне): "хорошо! хорошо!"
Да возрадуются и возвеселятся о Тебе
  все, ищущие Тебя,
и любящие спасение Твое
  да говорят непрестанно: "велик Бог!"
Я же беден и нищ;
  Боже, поспеши ко мне!
Ты помощь моя и Избавитель мой;
  Господи! не замедли.
Свернуть

Образ человека, неправедно гонимого и не находящего себе места посреди притеснений издавна истолковывается как один из пророческих образов страдающего Мессии. На то есть все основания: многие подробности, изображённые в псалме, сбылись в земной жизни Спасителя, вплоть до желчи и уксуса, которыми Его поили.

Тем не менее полностью отождествлять человека, повествующего о своих страданиях, с грядущим Мессией нам не позволяет, например, его самокритичное признание: "Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя". Этот человек не отрицает свою вину и грехи, он их признаёт и исповедует. Но и не признавая себя безупречным, он продолжает надеяться на Господа, тем более, что наличие грехов не делает его гонителей вершителями справедливости.

Можно было бы сказать, что два прочтения псалма противоречат одно другому. Но противоречие снято реальностью Голгофы, где Спаситель искупил наши грехи, разделив страдания со всеми, кому довелось их испытать, а значит, и со слагателем этого псалма.

Другие мысли вслух

 
На Пс 69:11
11 
говоря: "Бог оставил его;
  преследуйте и схватите его,
  ибо нет избавляющего".
Свернуть
Как можно относиться к плачущему человеку? Многое, конечно, зависит от того, кто увидел чужое горе. Но всё же даже в падшем мире чужое горе чаще вызывает сочувствие, чем злорадство...  Читать далее

Как можно относиться к плачущему человеку? Многое, конечно, зависит от того, кто увидел чужое горе. Но всё же даже в падшем мире чужое горе чаще вызывает сочувствие, чем злорадство. Исключение составляют случаи, когда плачет враг, которого мы ненавидим. И, хотя Библия советует не злорадствовать и в этом случае, а Евангелие прямо такое злорадство запрещает, избавиться от него оказывается далеко не просто. Но бывает и кое-что похуже. Речь о ситуациях, когда человек плачет оттого, что искренне раскаивается в своих грехах, а окружение его составляют люди глубоко и искренне религиозные. Конечно, о злорадстве в таких случаях речь, как правило, не идёт, особенно, если дело происходит в среде христианской: всё-таки теоретически все христиане (или те, кто себя таковыми считают) признают, что безгрешных людей нет, и раскаяние в совершённом грехе здесь считается нормой. Что же касается времён дохристианских, то тогда, в частности, и в яхвистской среде, на грешника, даже невольного, смотрели, как на неудачника, а на того, кто грешил сознательно, как на человека конченного, с которым не о чем и говорить. Тут, конечно, плач о грехах сочувствия вызвать никак не мог. Но так ли уж отличается в этом отношении ситуация в среде христианской? Конечно, открыто насмехаться над кающимся или презирать его никто не будет. Но вот своеобразного снисходительного «христианского» сочувствия обычно более, чем достаточно. Быть может, и из-за такого отношения в том числе (хотя, разумеется, не только поэтому) исповедь уже в Средние века стала делом, фактически, интимным: христиане стали стесняться своей греховности. Не стыдиться греха, а именно стесняться греховности. Точно так же, как стеснялись её нередко в дохристианские времена. Греха стали стесняться, как в пуританском обществе дурной болезни. И тем самым серьёзно осложнили себе духовную жизнь, которая предполагает, в том числе, и целенаправленную работу по исцелению человека от его грехов. Ведь в церковь человек приходит, помимо прочего, и для этого тоже. И чем меньше будет здесь ложного стыда, тем быстрее пойдёт исцеление.

Свернуть
 
На Пс 69:2-37
Будь мне твердым прибежищем,
  куда я всегда мог бы укрываться;
Ты заповедал спасти меня,
  ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.
Боже мой! избавь меня из руки нечестивого,
  из руки беззаконника и притеснителя.
Ибо Ты — надежда моя, Господи Боже,
  упование мое от юности моей.
На Тебе утверждался я от утробы;
  Ты извел меня из чрева матери моей;
Тебе хвала моя не престанет.
Для многих я был как бы дивом;
  но Ты твердая моя надежда.
Да наполнятся уста мои хвалою,
  (чтобы мне воспевать славу Твою,)
  всякий день великолепие Твое.
Не отвергни меня во время старости;
  когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня.
10 
Ибо враги мои говорят против меня,
  и подстерегающие душу мою советуются между собою,
11 
говоря: "Бог оставил его;
  преследуйте и схватите его,
  ибо нет избавляющего".
12 
Боже! не удаляйся от меня;
  Боже мой! поспеши на помощь мне.
13 
Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей;
  да покроются стыдом и бесчестием
  ищущие мне зла!
14 
А я всегда буду уповать (на Тебя)
  и умножать всякую хвалу Тебе.
15 
Уста мои будут возвещать правду Твою,
  всякий день благодеяния Твои;
  ибо я не знаю им числа.
16 
Войду в размышление о силах Господа Бога;
  воспомяну правду Твою — единственно Твою.
17 
Боже! Ты наставлял меня от юности моей,
  и доныне я возвещаю чудеса Твои.
18 
И до старости, и до седины
  не оставь меня, Боже,
доколе не возвещу силы Твоей роду сему
  и всем грядущим могущества Твоего.
19 
Правда Твоя, Боже, до превыспренних;
  великие дела соделал Ты;
  Боже, кто подобен Тебе?
20 
Ты посылал на меня многие и лютые беды,
  но и опять оживлял меня,
и из бездн земли
  опять выводил меня.
21 
Ты возвышал меня и утешал меня,
  (и из бездн земли выводил меня).
22 
И я буду славить Тебя на псалтири,
  Твою истину, Боже мой;
буду воспевать Тебя на гуслях,
  Святый Израилев!
23 
Радуются уста мои,
  когда я пою Тебе,
  и душа моя, которую Ты избавил;
24 
и язык мой всякий день
  будет возвещать правду Твою;
ибо постыжены и посрамлены
  ищущие мне зла.
Свернуть
Образ человека, неправедно гонимого и не находящего себе места посреди притеснений издавна истолковывается как один...  Читать далее

Образ человека, неправедно гонимого и не находящего себе места посреди притеснений издавна истолковывается как один из пророческих образов страдающего Мессии. На то есть все основания: многие подробности, изображённые в псалме, сбылись в земной жизни Спасителя, вплоть до желчи и уксуса, которыми Его поили.

Тем не менее полностью отождествлять человека, повествующего о своих страданиях, с грядущим Мессией нам не позволяет, например, его самокритичное признание: "Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя". Этот человек не отрицает свою вину и грехи, он их признаёт и исповедует. Но и не признавая себя безупречным, он продолжает надеяться на Господа, тем более, что наличие грехов не делает его гонителей вершителями справедливости.

Можно было бы сказать, что два прочтения псалма противоречат одно другому. Но противоречие снято реальностью Голгофы, где Спаситель искупил наши грехи, разделив страдания со всеми, кому довелось их испытать, а значит, и со слагателем этого псалма.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).