1 И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. |
3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; 4 и возложит руку свою на голову
жертвы
всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; 5 и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; 6 и снимет кожу с
жертвы
всесожжения и рассечет ее на части; 7 сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; 8 и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; 9 а внутренности
жертвы
и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике:
это
всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
10 Если жертва всесожжения его (Господу) из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее мужеского пола, без порока, (и пусть возложит руку на голову ее,) 11 и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон; 12 и рассекут ее на части,
отделив
голову ее и тук ее, и разложит их священник на дровах, которые на огне, на жертвеннике, 13 а внутренности и ноги вымоет водою, и принесет священник всё и сожжет на жертвеннике:
это
всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
14 Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей; 15 священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; 16 зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на восточную сторону, где пепел; 17 и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
Мы приступаем к чтению книги Левит, своего рода священническому уставу для совершения богослужения — сначала у скинии завета, а затем в иерусалимском Храме. Несмотря на то, что в качестве устава эта книга не используется уже более девятнадцати веков (Храм был разрушен римлянами в 70 году по Р.Х.), она не теряет ни своего авторитета для верующих (христиан и иудеев), ни своей актуальности, оставаясь частью священного канона, и следовательно — Словом Божьим, обращенным к каждому из нас. Здесь мы найдем и основополагающие для христианства определения жертвы, служения, чистоты, и увидим, как развивалось представление об общине, святости, благоговении перед Богом, и — одну из двух важнейших заповедей, на которых, по слову Спасителя, утверждается Закон и Пророки — о любви к ближнему как к самому себе, как об основе святости, принадлежности Богу.
И — прямо с первой главы, книга Левит указывает нам, для чего приносится жертва. Это не просто некая подачка божеству, служащая для получения от него определенных благ — так, в основном, понимают жертву древние и современные язычники. Она — приятное благоухание Господу, служит для выражения веры, для установления мира с Господом и получения прощения грехов, то есть, прежде всего — для общения любви со своим Творцом.
1 И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. |
3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; 4 и возложит руку свою на голову
жертвы
всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; 5 и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; 6 и снимет кожу с
жертвы
всесожжения и рассечет ее на части; 7 сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; 8 и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; 9 а внутренности
жертвы
и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике:
это
всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
10 Если жертва всесожжения его (Господу) из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее мужеского пола, без порока, (и пусть возложит руку на голову ее,) 11 и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон; 12 и рассекут ее на части,
отделив
голову ее и тук ее, и разложит их священник на дровах, которые на огне, на жертвеннике, 13 а внутренности и ноги вымоет водою, и принесет священник всё и сожжет на жертвеннике:
это
всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
14 Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей; 15 священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; 16 зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на восточную сторону, где пепел; 17 и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
Что такое жертвоприношение? Почему оно было повсеместно распространено в древности, а кое-где сохраняется и сейчас? Для кого-то жертвоприношение — прежде всего приношение, дар Богу или высшим силам. В этом смысле между яхвистами и язычниками особой разницы не было: и там, и там находились люди, уверенные, что жертва Богу или богам — нечто вроде платы или дани. Взамен от Него (или от них) ожидали чего-то такого, что только от Него (от них) и можно было получить. Хорошего урожая, например. Множества детей. Успеха в торговле. Победы на войне. Словом, всего хорошего, и побольше, и чтобы удача всегда сопутствовала тем, кто для Бога (или для богов) ничего не жалеет.
Плохо ли это? И да, и нет. Нет — потому, что человеку вообще кроме Бога с вопросами и проблемами, по большому счёту, обращаться не к кому. Кардинально решить любую проблему может только Он. Да — потому, что невозможно решить ни одной кардинальной человеческой проблемы, не включив вначале человека в отношения с Богом. Все проблемы решаются лишь внутри этих отношений, в их процессе. Между тем дань или плата отношений как раз не предполагают.
Или предполагают по минимуму — какими обычно и бывают отношения чисто деловые, отношения-функция. Оттого-то и осуждает Библия такие формальные жертвоприношения по принципу «чем больше — тем лучше», осуждает устами и пророков, и гимнографов, и мудрецов. Настоящее же жертвоприношение всегда предполагает прежде всего именно отношения человека с Богом. Оно — не дань, не плата, не ритуал. Настоящее жертвоприношение — форма и способ богообщения. Встреча с Богом. Общая с Ним трапеза. Алтарь ведь, жертвенник изначально и задумывались как стол, за который человек садится вместе с Богом.
Бог человеку в этом не отказывает, наоборот — Он зовёт человека за стол с Собой. Но стол должен устроить человек. Не потому, что Бог этого сделать не может, а потому, что землю Бог отдал в распоряжение человеку. Мир — дом Божий, но земля — дом человеческий в первую очередь. Значит, человеку и принимать Бога в этом доме, предлагать Ему стол. Готовить для Гостя всё лучшее, без порока. Но главное — радоваться Ему. Радоваться общению и отношениям с Ним — самому ценному, что есть у человека.
1 И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. |
3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; 4 и возложит руку свою на голову
жертвы
всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; 5 и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; 6 и снимет кожу с
жертвы
всесожжения и рассечет ее на части; 7 сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; 8 и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; 9 а внутренности
жертвы
и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике:
это
всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
10 Если жертва всесожжения его (Господу) из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее мужеского пола, без порока, (и пусть возложит руку на голову ее,) 11 и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон; 12 и рассекут ее на части,
отделив
голову ее и тук ее, и разложит их священник на дровах, которые на огне, на жертвеннике, 13 а внутренности и ноги вымоет водою, и принесет священник всё и сожжет на жертвеннике:
это
всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
14 Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей; 15 священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; 16 зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на восточную сторону, где пепел; 17 и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу. |
Мы приступаем к чтению книги Левит, своего рода священническому уставу для совершения богослужения — сначала у скинии завета, а затем в иерусалимском Храме. Несмотря на то, что в качестве устава эта книга не используется уже более девятнадцати веков (Храм был разрушен римлянами в 70 году по Р.Х.), она не теряет ни своего авторитета для верующих (христиан и иудеев), ни своей актуальности, оставаясь частью священного канона, и следовательно — Словом Божьим, обращенным к каждому из нас. Здесь мы найдем и основополагающие для христианства определения жертвы, служения, чистоты, и увидим, как развивалось представление об общине, святости, благоговении перед Богом, и — одну из двух важнейших заповедей, на которых, по слову Спасителя, утверждается Закон и Пророки — о любви к ближнему как к самому себе, как об основе святости, принадлежности Богу.
И — прямо с первой главы, книга Левит указывает нам, для чего приносится жертва. Это не просто некая подачка божеству, служащая для получения от него определенных благ — так, в основном, понимают жертву древние и современные язычники. Она — приятное благоухание Господу, служит для выражения веры, для установления мира с Господом и получения прощения грехов, то есть, прежде всего — для общения любви со своим Творцом.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||