Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 1 Макк 3:19-21

Поделиться
19 ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. 20 Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; 21 а мы сражаемся за души наши и законы наши.
Свернуть

Слова Иуды Маккавея о силе Божией, которая помогает тем, кто воюет за дело Божие, проще всего понять в контексте начатой им против сирийцев войны. Это была священная война, такой её видел не только сам Иуда, но и его соратники, главными лозунгами войны, наряду с патриотическими, были лозунги религиозные, и воевавшим было вполне естественно думать, что Бог не только может, но и должен вмешаться на их стороне. Эта война была неожиданной даже для самих участников, она началась спонтанно; последняя перед Маккавейской священная война закончилась в глубокой древности, во времена царя Давида (это была война с филистимлянами).

Так что же: Бог действительно любит войну? Он готов поддерживать Своих любой ценой, и война для Него — приемлемый способ решения проблем? Такие вопросы возникают не только при чтении Маккавейских книг, но и при чтении Книги Иисуса Навина, Книги Судей, Книг Самуила. Войну, начатую Иудой Маккавеем, ещё можно счесть справедливой: он воевал против тех, кто лишил его народ права жить так, как народ этот считал нужным и правильным, по закону Бога, Которому его народ поклонялся.

Но что сказать тогда о завоевании Палестины? Каким должен казаться нам Бог, отдающий Своему народу землю, уже занятую, заселённую народами, которые придётся или истребить, или прогнать с той земли, на которой они жили столетиями? А главное: нужна ли всё-таки Богу война?

Можно было бы, конечно, списать всё на человеческую греховность: люди без войны не могут, и Бог попускает войну потому, что иначе Его просто не поняли бы те, к кому Он обращался. Пацифизм в те времена у народов, участвовавших в библейской истории, был не в чести.

Но дело не только в этом. Дело ещё и в том, что Бог оказывается в положении, когда Ему приходится выбирать между Своим народом, с которым у Него союз, и другими народами, с которыми у Него такого союза нет. Притом ситуация эта обусловлена исключительно позицией по отношению к Нему других народов.

Войны в падшем мире — зло неизбежное. Вопрос не в том, будет ли в них участвовать народ Божий (это для него неизбежно), а в том, победит ли он своих врагов. Если победит, его история продолжится, если нет — закончится. И Бог помогает Своему народу победить. Помогает потому, что у Него Свои планы на его историю, которой ещё рано заканчиваться.

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).