56 И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый из них, по закону, возвратился в свой дом.
Свернуть
Война, начатая Иудой Маккавеем, была войной священной, войной во имя Бога и Торы. Неудивительно, что и шла она по законам Торы, а согласно этим законам в войне не должен участвовать тот, кто только что женился, или только что построил новый дом, или только что посадил виноградник, с которого теперь ожидает первого урожая. И дело тут, конечно, не в том, что свой дом, свой виноградник или даже своя семья важнее дела Божия, которым в глазах и самого Иуды, и всех его соратников была борьба с сирийцами. Дело в приоритетах, расставленных Торой, а значит, Самим Богом.
У Бога на первом месте всегда конкретный человек с его жизнью. Конечно, в жизни, как говорил известный советский писатель, всегда есть место подвигу. Он прав: пока мир, по слову Евангелия, «лежит во зле», грехи одних будут требовать подвигов от других. Тем более найдётся место подвигу на войне: ведь это пограничная ситуация по определению.
Но все войны рано или поздно заканчиваются. И все подвиги совершаются в конечном счёте не ради славы, а ради возможности жить той обычной жизнью, без которой не появятся на свет герои, способные на подвиг. А это означает, что в народе всегда должен быть кто-то, кто живёт этой обычной жизнью. Даже во время войны, которая несомненно для всех является делом Божьим.
Конечно, взрослому, полному сил молодому мужчине стыдно оставаться дома в то время, когда все его сверстники отправились на войну, которая для них, как и для него, является священной. Но для Бога дом, семья, виноградник оказываются не менее важны, чем меч, копьё и щит, даже во время войны. По-настоящему храбро воюет всё-таки не тот, кому нечего терять, а тот, кому есть, кого и что защищать.
Бог даёт каждому возможность обрести тех и то, кого и что стоило бы защищать, так, чтобы речь для отправляющегося на войну шла не об абстрактном «отечестве» или абстрактных идеалах, и даже не только о вере, как таковой, а о конкретных близких, конкретном доме, конкретном винограднике. Чтобы вера в Бога соединилась для него с любовью к данной Богом земле, а священная война стала войной не только за веру, но и за землю, на которой стоит его дом, растёт его виноградник и живёт его семья.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).