Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Тов 4:18

Поделиться
18 У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным.
Свернуть

Судя по тем советам, которые даёт Товиту его отец, он был человеком благоразумным и мыслил совершенно свободно, не будучи скован никакими условностями. Поэтому он и советует своему сыну не пренебрегать никаким советом, который покажется ему разумным и полезным.

Такая широта взгляда может показаться почти беспредельной, если забыть о Торе, которая полагает вполне определённые духовные и нравственные границы, когда дело касается повседневной жизни верующего еврея (во времена, когда была написана Книга Товита, Тора уже существовала в нынешнем своём формате). Об этом отец Товита даже не упоминает, предполагая, что следование Торе подразумевается само собой.

В те времена с этим согласился бы каждый еврей. В остальном же мнения расходились до полной противоположности. В те времена Тора обросла уже мощным пластом комментариев и интерпретаций, но даже в таком виде она, разумеется, не могла предвидеть всего, с чем мог столкнуться человек, отправляющийся в чужие страны, где ему неизбежно пришлось бы встретиться с иной культурой, мало похожей на иудаизм, который был распространён не только в Иудее и — шире — в Палестине, но и в еврейских общинах диаспоры.

Можно было, конечно, даже в диаспоре жить, не замечая ничего вокруг, хотя в диаспоре сделать это было сложнее, чем, к примеру, в Иерусалиме. Однако и в самой Иудее, и в диаспоре были люди, которые предпочитали жить именно так. Тору они интерпретировали, исходя из принципа «что не разрешено, то запрещено». Если в Писании или в традиционных, авторитетных иудейских текстах некое явление не упоминается, значит, верующему еврею оно не нужно. Относительно некоторых технических достижений и благ цивилизации исключения всё-таки делались, но весьма избирательно и не слишком охотно. Отец же Товита предлагает другой подход к Торе, прямо противоположный упомянутому выше: «всё, что не запрещено, разрешено». Если совет исходит даже от язычника, к нему стоит прислушаться; если он не противоречит Торе, стоит посмотреть на него повнимательнее: а вдруг он окажется полезен? Такой подход делает человека гораздо более открытым миру.

Но дело не только в открытости, а ещё и в том, что он более адекватен в отношении самой Торы. Человек, уверенный в том, что Тора запрещает всё то, чего она не разрешает прямо, фактически смотрит на Тору, как на раз и навсегда определённый закон, который не предполагает ни развития, ни переосмысления. Тора для него — религия, такая же, как и сам иудаизм.

Между тем, если относительно иудаизма это безусловно так, то с Торой ситуация несколько иная. Бог дал её Своему народу, как основу для духовной, а не для религиозной жизни. Религиозность всегда оказывается в конечном счёте системой правил и регламентаций, а духовная жизнь — системой отношений, связывающих человека с Богом и с другими людьми. Первая всегда суха и жёстка, вторая — гибка и динамична. С точки зрения религиозной человеку важнее всего не нарушить какого-нибудь правила, с точки зрения духовной — не разрушить отношений с Богом и с ближними.

Религиозной системе может угрожать любое новое явление, входящее в жизнь общины или отдельного человека; отношениям может угрожать лишь то, что прямо направлено на их разрушение. Отец Товита предлагает своему сыну смотреть на Тору, как на явление духовное, и относиться к ней и к миру соответственно. Для своей же собственной пользы, как духовной, так и житейской.

Чтения за17 Ноября 2019

Библия для начинающих

По воскресным дням чтений нет

Трехлетний круг чтения Библии

По воскресным дням чтений нет

Библия за пять лет

По воскресным дням чтений нет

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).