17 Но он сказал им: не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек.18 Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек.
Свернуть
Первая реакция человека при виде высшего существа — религиозное поклонение. Неудивительно, что люди, узнающие в ангеле ангела, падают ниц. Конечно, здесь почти всегда присутствует и обычный страх, не страх Божий, который скорее нужно было бы назвать священным трепетом, а тот страх наказания, который нередко омрачает отношения между Богом и человеком. В самом деле: кто знает, не для наказания ли послан Богом этот вестник? Не случайно почти у всех народов земли существует представление о том, кого называют ангелом смерти или ангелом-губителем, и даже библейские авторы порой отдают дань этим народным представлениям, когда пишут о природных катаклизмах или социальных бедствиях. А вестник Божий между тем успокаивает тех, к кому послан, приветствуя их так, как приветствуют друзей. Он послан не для наказания, а для помощи. И ещё: он запрещает тем, к кому послан, поклоняться ему, как некоему высшему существу. Только Бог достоин поклонения. А все ангелы, все вестники Божии — такие же тварные существа, как и люди. Да, они в чём-то совершеннее людей, их возможности во многих отношениях намного превосходят человеческие, и, самое главное, они, в отличие от людей, не пережили грехопадения (падшие ангелы — это уже не ангелы, а бесы). Но Бог так же бесконечно могущественнее и мудрее ангелов, как Он бесконечно могущественнее и мудрее людей. Он бесконечен, а мы все — ангелы ли, или люди — конечны. И потому, если мы хотим остаться верными Богу, для нас невозможно поклонение никому, кроме Него, хотя бы этот кто-то был намного сильнее, умнее и даже лучше нас. Иначе — язычество и конец всяким надеждам на Царство и на спасение.
17 Но он сказал им: не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек.18 Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек.
Свернуть
Об ангелах слышал сегодня каждый, и каждый христианин в них верит. Что же касается Библии, то в Библии об ангелах говорится сравнительно не так много. Гораздо больше информации о них можно найти...
Читать далее
Об ангелах слышал сегодня каждый, и каждый христианин в них верит. Что же касается Библии, то в Библии об ангелах говорится сравнительно не так много. Гораздо больше информации о них можно найти в апокрифической литературе, где описанию ангелов, ангельских иерархий и ангельского мира посвящены порой целые главы, а то и целые книги.
Библия же в этом отношении весьма сдержанна. Библейские авторы не считают нужным давать своим читателям много информации об ангелах и об ангельском мире, наверное, потому, что для нашей духовной жизни информация эта практически бесполезна: мы не ангелы, наш мир другой, знание устройства ангельского мира всё равно ничего нам не даст, а информация ради информации — не цель Библии. Об ангелах Библия говорит нам лишь то, что касается нас самих и наших отношений с Богом.
Как правило, ангелы в Библии — служебные духи, как и называет их в одном из своих посланий апостол Павел. К человеку они приходят, как вестники от Бога с конкретным сообщением или поручением (слово «ангел» греческого происхождения, буквально оно и означает «вестник»).
Однако бывают, судя по Книге Товита, и особые случаи, когда такой вестник Божий сопровождает человека достаточно продолжительное время. Обычно (случай Товита хороший тому пример) такое сопровождение даётся человеку тогда, когда он отправляется делать дело Божие, с которым без непосредственной помощи Божьей и без прямого Его вмешательства не справится.
Так было и с Товитом, который просто погиб бы, если бы не вмешательство в ситуацию вестника Божия. Что касается ангельских имён, то они, скорее всего, не являются подлинными. Мы вряд ли узнаем когда-нибудь, как ангелы называют друг друга, общаясь между собой: ведь даже их способ общения на человеческий похож очень мало. Человеку же ангел представляется так, как это определено его задачей.
Так, в случае Товита, которому ангел назвался именем Рафаил, речь идёт о чудесном исцелении, и ангельское имя означает, соответственно, «Бог-целитель». Это не обман, а единственный способ для ангела как-то представиться человеку. То же самое касается и внешнего вида вестника Божия: мы можем лишь догадываться, какими ангелы видят друг друга и какими они видят нас, но нам они предстают в такой форме, чтобы мы могли их увидеть.
Здесь тоже нет никакого обмана: ведь дух всегда выше той формы, в которую воплощается. Законы духовного мира всюду одинаковы, просто у ангелов, существ чисто духовных, они проявляются ярче, чем в нашем, человеческом мире, где их проявление менее очевидно, хотя не менее реально.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).