10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест — 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. |
Со словом Божьим в яхвистской традиции во все времена ассоциировалось прежде всего пророческое откровение. Ничего удивительного в этом не было: ведь пророки, говоря о слове, имели в виду именно то, о чём говорили. Они совершенно реально слышали Бога, слышали Его голос, иногда как голос внутренний, звучащий в душе и сердце пророка, а иногда и как внешний, доносящийся со стороны.
За словом же всегда следовало действие: Бог начинал действовать, Он осуществлял то, о чём предупреждал Своего пророка. Так складывалось представление о живом и действенном слове Божьем, которое никогда не звучит впустую. И в какой-то момент кто-то из тех, кому был знаком пророческий опыт, неизбежно должен был задуматься: а что же такое слово Божье само по себе?
Бог ведь не всегда и не всё открывает пророкам, хотя им открыто многое. Действует же Он всегда, не оставляя сотворённый Им мир ни на мгновение. Может быть, в таком случае, и Его слово существует всегда? Может быть, оно существует столько же, сколько сам мир? Бог говорит не всегда, но ведь и человек говорит не всегда, нередко предпочитая словам молчание; однако слова не исчезают при этом, они лишь умолкают, скрываются, чтобы, когда придёт время, зазвучать снова.
Что, если и слово Божье живёт и действует также, если оно, подобно человеческому слову, существует всегда, не только тогда, когда Бог говорит, открывая человеку Свою волю, но и когда Он действует в молчании? Тогда всякое Его действие есть и слово тоже, пусть и не звучащее, но в безмолвии всё же существующее, так же, как существуют в молчании все те слова, которые мог бы сказать, но которых не говорит, человек, молчаливо делающий своё дело.
Слово ведь не только средство общения, коммуникации, передачи информации, оно ещё и (может быть, даже в первую очередь) средство раскрытия и воплощения смыслов. Тех самых смыслов, которые Бог вкладывает в сотворённые им вещи, а человек обнаруживает, осмысливая мир. Тогда даже молчаливое действие Божие непременно будет содержать в себе слово — как осуществлённый Богом замысел о мире, каким Он хочет Его видеть и каким его творит.
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест — 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. |
Когда пророки говорят о слове Божием, они всегда имеют в виду нечто вполне конкретное и связанное с их собственным духовным опытом. Слово Божие для них абсолютно реально, они действительно слышат голос Бога так же ясно, как слышим мы обращённые к нам голоса людей. Бог говорит с пророками так же, как мы говорим друг с другом. Но это ещё не всё, в слове Бога заключено нечто большее, чем воля и откровение, обращённые к человеку.
Слово для Бога — ещё и инструмент Его действия в мире. Словом Бог творит мир, словом Он им управляет. Может показаться, что слово, которое слышит пророк, и слово, которым Бог управляет миром — две разных реальности, названные одинаково в силу особенностей библейского словоупотребления, но это всё же не совсем так. Конечно, откровение, полученное конкретным человеком, не сравнить с той силой, которой Бог творит мир или направляет движение в нём природных сил. Но в обоих случаях есть и существенное сходство: и там, и там присутствует тот смысл, которого нет в природе и без которого нет мироздания.
Наука, изучающая природу (будь то природа физическая или природа психическая), может найти ответ на вопрос «как», но она не ищет ответов на вопрос «почему так» или «зачем так». Для Бога же именно эти вопросы являются ключевыми. Мир для Него полон смысла и смыслов — смысла, как целого, отражающего Его замысел о мире, и смыслов, как тех целей, которые поставлены Им всему, что Он сотворил, от человека до звезды и песчинки.
Понять же эти вложенные Богом в сотворённые им вещи смыслы может в нашем мире только человек, причём смыслы неотделимы для человека от слова: не случайно же ещё до грехопадения именно человеку, тогда видевшему Божии смыслы совершенно ясно, была предоставлена возможность дать названия («имена») всему, что его окружает и с чем ему приходится непосредственно взаимодействовать.
Оттого и воля Божия открывается человеку в слове, не только тогда, когда дело касается личного откровения, но и тогда, когда речь идёт о мироздании в целом. Без слова мир — машина, иногда подчиняющаяся человеку, но чаще ему враждебная. Со словом он — место встречи человека с Богом, встречи, которая делает человека участником осуществления Божьего плана, если только сам человек этого захочет.
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест — 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. |
Со словом Божьим в яхвистской традиции во все времена ассоциировалось прежде всего пророческое откровение. Ничего удивительного в этом не было: ведь пророки, говоря о слове, имели в виду именно то, о чём говорили. Они совершенно реально слышали Бога, слышали Его голос, иногда как голос внутренний, звучащий в душе и сердце пророка, а иногда и как внешний, доносящийся со стороны.
За словом же всегда следовало действие: Бог начинал действовать, Он осуществлял то, о чём предупреждал Своего пророка. Так складывалось представление о живом и действенном слове Божьем, которое никогда не звучит впустую. И в какой-то момент кто-то из тех, кому был знаком пророческий опыт, неизбежно должен был задуматься: а что же такое слово Божье само по себе?
Бог ведь не всегда и не всё открывает пророкам, хотя им открыто многое. Действует же Он всегда, не оставляя сотворённый Им мир ни на мгновение. Может быть, в таком случае, и Его слово существует всегда? Может быть, оно существует столько же, сколько сам мир? Бог говорит не всегда, но ведь и человек говорит не всегда, нередко предпочитая словам молчание; однако слова не исчезают при этом, они лишь умолкают, скрываются, чтобы, когда придёт время, зазвучать снова.
Что, если и слово Божье живёт и действует также, если оно, подобно человеческому слову, существует всегда, не только тогда, когда Бог говорит, открывая человеку Свою волю, но и когда Он действует в молчании? Тогда всякое Его действие есть и слово тоже, пусть и не звучащее, но в безмолвии всё же существующее, так же, как существуют в молчании все те слова, которые мог бы сказать, но которых не говорит, человек, молчаливо делающий своё дело.
Слово ведь не только средство общения, коммуникации, передачи информации, оно ещё и (может быть, даже в первую очередь) средство раскрытия и воплощения смыслов. Тех самых смыслов, которые Бог вкладывает в сотворённые им вещи, а человек обнаруживает, осмысливая мир. Тогда даже молчаливое действие Божие непременно будет содержать в себе слово — как осуществлённый Богом замысел о мире, каким Он хочет Его видеть и каким его творит.
1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. 2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. 4 Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. 6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. 7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. 8 Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. |
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест — 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. |
12 Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое. |
Пророки, как тогда, так и сейчас, своей огненной проповедью извлекали тех, кто был способен ее услышать, из болота обыденных религиозных представлений. Мы действительно часто творим себе бога (Бога?) по своему образу и подобию, мы знаем, что Он думает по тому или иному поводу (Писание дает нам достаточно материала для таких догадок — его парадоксов мы не замечаем), мы всегда готовы помочь Ему в трудном деле суда над живыми и мертвыми, напомнить Ему, что Он забыл для нас сделать, и т.д. Нет, Он не такой! Веря в вочеловечение Бога, мы не должны верить, что Он стал таким же мелким, злым и глупым, как мы — Он остался Собой. Он не творит нашей воли, Его цель — не в исполнении наших желаний (несколько э... примитивных). Он — непостижим, Его мысли — не наши мысли, Он творит только Свою волю, Он — Тот же, обитая во свете неприступном, пронизывая все творение, или путешествуя по дорогам земли.
1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. 2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. 4 Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. 6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. 7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. 8 Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. |
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест — 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. |
12 Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое. |
Нередко пророческая речь кажется спонтанной и потому хаотичной, однако при внимательном чтении можно заметить стройную, хотя и непривычную логическую последовательность. Она может ускользнуть от нас, ведь не только Слово Божие, использующее человеческую речь, но и Самого Господа мы норовим воспринимать в соответствии со своими привычными понятиями. А в наши понятия крепко вьелось, что за всё надо платить и расплачиваться, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке... Так мы сами отвергаем возможность принять многочисленные дары Бога, которые Он даёт совершенно безвозмездно.
Но не случайно, что именно здесь, раскрыв через пророка, что Свои милости Он даёт щедро и безвозмездно, без серебра и без платы, Господь говорит о том, что Его мысли и пути несопоставимы с человеческими. Поначалу такие слова могут вызвать ощущение непроходимой пропасти, и в таком ощущении есть великая правда. Но пропасть, непреодолимая с нашей стороны, для Господа - не препятствие: Его милость преодолевает её без проблем.
1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. 2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. 4 Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. 6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. 7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. 8 Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. |
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест — 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. |
12 Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое. |
Сегодняшнее чтение возвращает нас к теме мессианского Царства, раскрывая его со стороны, быть может, несколько неожиданной для современников пророка. Исайя говорит о том, что в Царстве всё необходимое для жизни человек получает даром (ст. 1 – 2). И речь идёт не просто о необыкновенном изобилии земных плодов, которые в преображённом мире человек может получить без труда. Не случайно пророк связывает это изобилие с заветом (ст. 3), который предполагает свидетельство для язычников (ст. 5 – 6) и обращение нечестивцев и отступников (ст. 7). Такой подход не вполне укладывался в традиционные для тех времён представления о завете и о Царстве. Людям религиозным (а таких было подавляющее большинство в еврейской общине, идёт ли речь о репатриантах или о тех, кто оставался в Вавилоне) было совершенно очевидно, что право на то, чтобы войти в Царство, нужно заслужить. А Исайя от лица Божия говорит другое: Царство даётся ищущим его даром. Такой взгляд, конечно, сразу же обесценивал все достижения и делал бессмысленной всю религиозную арифметику. Но зато он открывал дорогу в Царство каждому, кто этого Царства искал. Золотом и серебром можно расплатиться за земную жизнь и земные блага; за жизнь Царства человеку заплатить нечем, земная валюта там не котируется, даже если это валюта религиозных достижений и заслуг. А вот отношения с Богом важны принципиально, без них немыслимы ни обращение, ни свидетельство. Но и обращающийся к Богу и раскаивающийся в своих грехах тоже может рассчитывать не на то, что он впредь «исправится» и «всё отработает», а лишь на милосердие Божие. Всё это казалось настолько странным и противоречащим устоявшимся представлениям, что Исайя от лица Божия прямо говорит своим слушателям, что мысли и пути человеческие также далеки от замыслов и путей Божиих, как земля от неба (ст. 8 – 9). И о том, что слово Божие не остаётся бесплодным, делая возможным то, что невозможно человеку (ст. 10 – 11). Придёт время, и невозможное станет реальным — Слово станет плотью, и в мир войдёт Спаситель.
1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. 2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. 4 Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. 6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. 7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. 8 Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. |
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест — 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. |
Часто люди (особенно городские, и особенно городские дети) думают, что дождь и снег — это просто такая гадость, которая падает с неба, чтобы всем испортить настроение. Пророк Исаия в данном случае может выполнить функции учителя природоведения, напомнив нам, что дождь и снег — не просто так, а для того, чтобы напоить землю. Без дождя и снега просто ничего не будет расти! Так вот, то же самое происходит и в духовной жизни. Очень грустно, если мы начинаем думать, что Библия — это просто так, чтобы на полке стояла. Если мы думаем так — в нашем сердце засуха, замечаем мы её или нет. Слово Божие — живая вода, которая необходима, чтобы мы не засохли.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||