Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Рим 7:1-6

Поделиться
1 Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть над человеком, пока он жив? 2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. 3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. 5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
Свернуть

Размышляя о Торе и о Царстве, Павел вновь обращается к теме жизни и смерти. Он исходит из той самоочевидной предпосылки, что действие и власть Торы распространяется лишь на живых, но не на мёртвых (ст. 1). В качестве примера он приводит право вдовы на повторный брак, которое Торой не оспаривается (ст. 2 – 3). Брачный союз — союз двоих, которых власть Торы соединяет перед Богом. Он неразрушим, и всякая попытка нарушить супружеские узы оказывается нарушением Торы. Но после смерти одного из супругов речи о нарушении супружеской верности, разумеется, уже быть не может: власть Торы распространяется лишь на живых. Из-под власти Торы можно освободиться или через её нарушение, или через смерть. Но смерть, согласно общепринятым во времена Павла представлениям, была не бесследным исчезновением умершего, а переходом его в некое новое, качественно иное состояние. Единого представления о посмертии ни в Ветхом Завете, ни в раввинистической теологии нет, но все согласны в том, что речь идёт об изменении, притом об изменении кардинальном.

И именно поэтому Тора теряет власть над умершим: ведь она нужна для того, чтобы помочь человеку сделать выбор между грехом и праведностью в его нынешнем состоянии, т.е. пока он жив. Если же состояние это стало абсолютно иным, нормы Торы теряют для человека свой смысл, а Тора, соответственно, теряет над ним свою власть. То же самое, по мысли апостола, происходит с теми, кто выбирает Царство. С точки зрения тех, кто остаётся вне Царства, они мертвы: ведь они, подобно умершим, перестают жить той жизнью, которой жили прежде, а их новая жизнь неотделима от жизни воскресшего Христа (ст. 4). Но жизнь Воскресшего протекает по законам, совершенно отличным от законов жизни нашего, ещё не до конца преображённого мира. В известном смысле разница между теми, кто живёт в Царстве, и теми, кто живёт в нашем непреображённом мире, почти так же велика, как между живыми и теми, кто пребывает в шеоле. И Тора теряет свою власть над принявшими Царство так же, как теряет она её над ушедшими в шеол (ст. 5 – 6).

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Рим 7:4
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
Свернуть
Менять себя и свою жизнь исключительно трудно. Поэтому, призывая к обновлению, апостол говорит такие удивительные слова. Эта мысль стала одной из важнейших в представлении христиан о жизни и смерти...  Читать далее

Менять себя и свою жизнь исключительно трудно. Поэтому, призывая к обновлению, апостол говорит такие удивительные слова. Эта мысль стала одной из важнейших в представлении христиан о жизни и смерти. Апостол говорит, что смерть освобождает нас от обязательств и связей, накопленных в процессе жизни, в первую очередь потому, что мы утрачиваем возможность эти связи практиковать. Именно поэтому физическая смерть, лишающая нас возможности совершать грех, дает возможность отрешиться от него. И слова апостола дают нам основание говорить о том, что христиане начинают новую, свободную от греха жизнь уже здесь и сейчас.

Это важно, потому что мы часто думаем, что христиане ждут загробного воздаяния или пользуемся небиблейскими представлениями об аде и рае, со сковородками и потоками нектара соответственно. Нет, христиане, в отличие от последователей остальных религий, ничего не ждут. Они становятся гражданами Небесного Царства уже сейчас, по этому слову апостола.

Свернуть
 
На Рим 7:5-6
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
Свернуть
Избавиться от греха полностью можно, только если умереть. Другого способа нет...  Читать далее

Избавиться от греха полностью можно, только если умереть. Другого способа нет. Тогда и Тора над человеком уже не властна: она ведь дана живым, а не мёртвым.

Надо заметить, что при том традиционном представлении о посмертии, которое существовало в иудаизме евангельской эпохи, говорить о Торе применительно к посмертному существованию действительно не приходилось. Посмертие представлялось тогда уходом в шеол, в мир теней, где жизни в настоящем смысле слова нет. То подобие жизни, которое наличествует в шеоле, Торой не управляется и не направляется — хотя бы потому, что человек там едва осознаёт себя, а уж управлять собой и вовсе не может.

Поэтому умерший оказывался вне сферы действия Торы, и вопрос о грехе или праведности для него уже не стоял. И переход к жизни со Христом в Его Царстве апостол сравнивает со смертью. Человек при таком переходе оказывается в ином измерении бытия так же, как оказывается он в ином измерении бытия при уходе в шеол. А там, в Царстве, иная динамика духовной жизни. В непреображённом мире человек, пытаясь преодолеть свою греховность, сталкивается с непреодолимым препятствием в лице своей собственной природы.

Тора выявляет эту преграду во всей её непреодолимости. Преодолевает же её Спаситель, открывая каждому ищущему путь в Царство, где преграды уже нет. Не потому, что природа человека в одночасье меняется, а потому, что исчезает то разделение, которое до Его прихода существовало между большим Божьим миром и тем маленьким мирком падшего человека, который появился после грехопадения. Прежде человек был скован своим грехом изнутри и ограничен извне, теперь остаётся лишь внутренняя преграда. И теперь лишь от самого человека зависит, как скоро она исчезнет.

Свернуть
 
На Рим 7:1-12
1 Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть над человеком, пока он жив? 2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. 3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. 5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. 8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. 9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. 12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
Свернуть
Современное европейское сознание очень любит употреблять категории «законность», «справедливость». Мы унаследовали...  Читать далее

Современное европейское сознание очень любит употреблять категории «законность», «справедливость». Мы унаследовали (как от иудеев, так и от римлян) четкое представление о том, что жизнью человека должны руководить некие установления, законы. Жизнь должна быть устроена так, чтобы наши действия не нарушали границу, установленную законом — это то, что мы так любим называть «правовым сознанием». Корни этого глубоки, более того, нельзя сказать, что это совсем так уж неправильно. Ведь Закон, тот, о котором говорит Павел — дан иудеям, а с ними и через них всему человечеству, Богом. Потому что изначально все то множество заповедей, которые так хорошо знали и выполняли фарисеи — основаны на самых важных 10 заповедях Моисеевой скрижали. И роль их была велика — они помогали избранному народу держаться вместе, не отпасть от Бога и дождаться Христа. Но — и это неизбежно для человечества — их значение свелось к ритуалам, к буквалистскому воспроизведению без осознания. И именно такое отношение Павел называет служением в «ветхой букве».

Приход Христа, Его смерть и Воскресение приносят человечеству освобождение от «неудобоносимого бремени» многих человеческих установлений — обновление Закона через Благодать. Умер не Закон, потому что он — от Бога. Умерли мы для Закона, потому что поверх него пришел Новый Закон, Закон Благодати.

Это одновременно радостно и очень страшно, потому что возлагает на нас огромную ответственность. Мы уже не можем утешаться тем, что аккуратно соблюли все ритуальные предосторожности, посты и прочли все молитвословия. Потому что именно в прямом общении человека и Бога, в нашей способности хотя бы отчасти участвовать в любви Бога к остальному миру лежит наше спасение. И это то, о чем говорит Господь в притче о Страшном Суде (Мф 25:31-46), на котором мы будем судимы не по тому, сколько раз в день мы молились, а по тому, накормили ли голодного, напоили ли страждущего и приняли ли странника.

Свернуть
 
На Рим 7:1-13
1 Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть над человеком, пока он жив? 2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. 3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. 5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. 8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. 9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. 12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Свернуть
Интересная, однако, у Павла логика. Его, видите ли, ко греху закон сподвиг. Смело, не правда ли? И все же, давайте разбираться, что же имеет в виду Павел...  Читать далее

Интересная, однако, у Павла логика. Его, видите ли, ко греху закон сподвиг. Смело, не правда ли? И все же, давайте разбираться, что же имеет в виду Павел. Во-первых, надо начать с того, что эти слова - личный опыт человека, рассказ о том, что происходило с ним перед его встречей со Христом по дороге в Дамаск. Возможно, это итог его размышлений над тем, как он дошел «до жизни такой», причем не просто размышлений, но и молитвы — просьб у Бога показать причины его грехов, дабы понятнее было, где проводить работу по искоренению. Во-вторых, это действительно не настолько уж безумная логика. Мы можем представить себе ребенка, который совершает какой-то поступок, еще не будучи научен, что это «плохо». И в этом его вины нет — возможно, все дело в его любознательности. Но как только ребенку сообщили о том, что так делать нельзя, то на него ложится некая ответственность. Он теперь знает, что этого делать не следует, поэтому, если все равно делает, то в этом уже есть его вина. И в этом начинается грех — сознательно делать то, про что знаешь, что лучше бы воздержаться, сознательно выбираешь запретный плод. Учитывая то, что минимальные основы нравственности закладываются воспитанием практически в каждого человека, можно, в результате, получить неутешительный факт: извинений нам нет. Закон обнажает наши поступки, он свят, праведен и добр. Но он накладывается на нас извне, и сил (да и желания) делать все по-правильному, по-установленному — нет. И только Господь может снять с нас это «неудобоносимое» бремя. Только Он — Тот, Кто Сам установил закон, — может сказать: «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Он исполняет — делает исполненным и совершенным — закон и ведет нас за Собой. Закон становится для нас не причиной его нарушения, но основой наших отношений с Богом — отношений в любви: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом», — говорит Господь (Иер. 31:33).

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).