1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу,
для
разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. |
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте
о себе
более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования,
то, имеешь ли
пророчество,
пророчествуй
по мере веры; 7
имеешь ли
служение,
пребывай
в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли,
раздавай
в простоте; начальник ли,
начальствуй
с усердием; благотворитель ли,
благотвори
с радушием. |
Переходя от эсхатологической перспективы к нынешней эпохе, Павел призывает своих читателей жить в Царстве здесь и теперь с тем, чтобы в день возвращения Спасителя не оказаться в стороне от этого радостного события. А главной задачей апостол считает духовное преображение, которое и составляет смысл жизни христианина. Памятуя о пути праведности, Павел говорит, с одной стороны, о жертве, а с другой — об обновлении (ст. 1 – 2). Ведя речь о жертве, апостол, как видно, имеет в виду ту общеизвестную в его времена истину, что всякое жертвоприношение в нормальном случае представляло собой не что иное, как форму богообщения, и призыв сделать себя и свою жизнь жертвоприношением, которое Бог освятит Своим присутствием, становился в устах апостола призывом к тому, что позже в христианской традиции называли иногда «посвящённой жизнью». В истории Церкви бывали времена, когда о такой жизни думали лишь немногие и она стала считаться уделом избранных, но Павел, как видно, считает её нормой для каждого христианина, что и неудивительно: ведь христианином в собственном смысле слова только и можно назвать того, кто ищет Царства и живёт в нём. Такая жизнь, разумеется, оказывается невозможной до тех пор, пока ищущий Царства сам внутренне не преобразится и не избавится от той власти греха, которая довлеет над каждым в падшем мире.
Однако избавление это возможно лишь тогда, когда идущий путём праведности уже соприкоснулся со Христом и с Царством, иначе освободиться от собственной греховности у человека нет никакой возможности. А преображение, в свою очередь, неотделимо от служения, которое предполагает свидетельство Царства. Апостол перечисляет множество таких служений, охватывающих самые разные стороны церковной и общественной жизни, подчёркивая, что все они хороши и имеют духовный смысл (ст. 4 – 8). Но для того, чтобы смысл этот не исчез, должно выполняться одно очень важное условие, которое Павел описывает словами: «...думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (ст. 3). Речь идёт не просто о призыве к скромности. Ведь апостолу очевидно, что любое из тех служений, которые он упоминает, важно лишь постольку, поскольку оно может стать свидетельством о Царстве. А это возможно лишь в том случае, если несущий служение будет не просто, как нередко говорят в наши дни, «самовыражаться», но именно свидетельствовать, действовать так, чтобы видно было не столько самого служителя, сколько проходящий сквозь него свет Царства. Для такого свидетельства нужна уже, конечно, известная мера преображения, иначе свет Царства не проникнет сквозь ту толщу греха, которую несёт на себе каждый падший человек. Но в том-то и дело, что само преображение возможно лишь в процессе служения, оно неотделимо от служения и оказывается его частью. В нашем ещё не до конца преображённом мире жизнь в Царстве, преображение и служение-свидетельство неотделимы друг от друга и друг без друга невозможны. И апостол, понимая это, призывает своих читателей не ждать лучших времён, лучших условий и лучших свидетелей, а становиться жителями и свидетелями Царства здесь и теперь.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу,
для
разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. |
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте
о себе
более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования,
то, имеешь ли
пророчество,
пророчествуй
по мере веры; 7
имеешь ли
служение,
пребывай
в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли,
раздавай
в простоте; начальник ли,
начальствуй
с усердием; благотворитель ли,
благотвори
с радушием. |
«Не сообразуйтесь с веком сим»… Наверное, в каждом из нас в той или иной степени есть желание «быть как все нормальные люди» или же наоборот – «быть не как все». Но и то, и другое означает, что мы строим модель своего поведения, опираясь на модель, предложенную веком сим, или отталкиваясь от неё. Так или иначе – но мы сообразуемся с этим миром. Павел предлагает совершенно иную позицию. Не важно, что думает мир о моей жизни. Не важно, соответствует ли она общепринятой норме. Может быть, в чём-то она будет соответствовать этой норме так, что мне будет даже противно: как это я, такая оригинальная, самобытная личность, веду себя как принято у них?! Христианство предлагает просто не смотреть ни по сторонам, ни в зеркало. Взгляд должен обновляться, а единственный способ смотреть на всё другими глазами – это сначала смотреть на Бога, а уж потом на всё остальное. И тогда постепенно мы научимся видеть всё Его глазами.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу,
для
разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. |
Говоря о христианской жизни и о церковных служениях, Павел выделяет в них то главное, что все их объединяет между собой, и это — духовное обновление человека. Человек сам должен стать жертвой Богу, а такое возможно лишь при «обновлении ума». Всякое иное служение нельзя считать разумным с точки зрения христианина. В самом деле: христианство ведь — не религия, а жизнь со Христом в Его Царстве.
Всё остальное, включая любые служения, — лишь способ и форма такой жизни. И Церковь — не религиозная организация, а тело Христово, как называет её апостол, духовное пространство тех отношений, которые соединяют верных со Христом. Главной задачей Церкви и является именно это — оставаться таким пространством, телом Христовым. И любое служение для любого члена Церкви, если, конечно, вести речь о подлинном служении, возможно лишь в контексте его отношений со Христом и как форма существования таких отношений.
Можно было бы сказать, что любое церковное служение — с одной стороны, способ существования христианина в составе тела Христова, а с другой — форма выявления этого тела в жизни христианина. Потому-то «обновление ума» и остаётся главной задачей при любом служении. Умом в своих посланиях Павел нередко называет то, что в других библейских книгах называется сердцем: духовное «я» человека, ядро и основу его личности.
Именно там определяется, кем и чем будет человек перед Богом и людьми: ведь там исток воли человека, а значит, и всех его интенций, которые определяют содержание его духовной жизни. Внутренняя Тора укоренена именно там, в уме, как понимает его Павел. И только оттуда может начаться превращение человека в живую жертву, чтобы служение его стало разумным с христианской точки зрения. В самом деле: жертвоприношение ведь в яхвизме было главной формой богообщения, жертва освящалась на алтаре Божьим присутствием, там пребывавшим, а жертва в свою очередь освящала каждого, кто её вкушал, участвуя в жертвенной трапезе.
Так и христиане призваны к освящению с тем, чтобы нести Царство в мир, освящая его своим присутствием. Оставаться освящённым, не терять этого состояния и является главной задачей христианина, а сохранить его можно лишь через осознание собственной жизни, невозможное без обновления ума, о котором говорит апостол. Главная задача христианина — научиться существовать в Царстве, в Божьем присутствии, освящающем мир, и стать инструментом этого освящения. Всё остальное, все церковные служения — лишь формы и способы такого существования. Если, конечно, они разумны.
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования,
то, имеешь ли
пророчество,
пророчествуй
по мере веры; 7
имеешь ли
служение,
пребывай
в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли,
раздавай
в простоте; начальник ли,
начальствуй
с усердием; благотворитель ли,
благотвори
с радушием. |
9 Любовь
да будет
непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби
будьте
терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. |
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; |
Ничто больше не противоречит нашей повседневной жизни, как этот текст апостола. К сожалению, даже повседневной христианской жизни. Принимать другого таким, какой он есть, любить его с нежностью, уважать его уникальность и осознавать нужность наших различий – это практически непосильный труд. Слова Павла необычайно просты и тем сильнее они поражают. Это своего рода инструкция к жизни, которую надо просто выполнять без рассуждения, или, как написано здесь же, без высокомудрствования. Есть очевидные вещи, которые не стоит замутнять рассуждениями о том, как и зачем их делать. Надо просто их делать. В противном случае доверенный нам мир рушится. Пугаться бесполезно: если лить воду на работающий электромотор, то непременно добьешься короткого замыкания. И как тут не размышляй над странными свойствами электричества, все равно будет короткое замыкание. Аналогично и в жизни: не уважаешь людей вокруг, не отвращаешься от зла, не выполняешь последовательно написанное Павлом - так и получаешь потом разделение и ненависть. Наша задача, возвращаясь к инструкции по проживанию жизни, - выполнять ее ежедневно. Мечтать о том, как будет хорошо, когда все будет сделано, Павел тоже не рекомендует. Потому что конца у этого пути нет.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||