15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. |
Утверждение пророка о том, что Израиль «больше не увидит зла», в исторической перспективе кажется излишне оптимистичным. В самом деле, пророчество это, судя по тому, что знаем мы о пророке и о его эпохе сегодня, было связано с крахом Ассирийской империи, принесшей Иудее (как, впрочем, и всему Ближнему Востоку) немало зла. Но исторические беды Иудеи и еврейского народа на этом, как известно, далеко ещё не закончились: впереди был Вавилонский плен, конфликт с самарянами и персидскими властями в годы восстановления Иерусалима и Храма, гонения Антиоха Эпифана, наконец, катастрофа 70 г. н.э., положившая конец истории древней Иудеи. Можно было бы, конечно, локализовать пророчество Софонии во времени и отнести его лишь к той конкретной ситуации, которая складывалась в Палестине в середине VII в. до н.э., когда Иудее действительно непосредственно ничто не угрожало. Но тогда пришлось бы признать, что пророчество это имеет лишь исторический интерес. А между тем, пророк видит не только ближайшую перспективу, он говорит и о том испытании, которое постигнет народ за отступничество. И радость об избавлении от страшного врага у него оказывается лишь прообразом того торжества, которое ждёт выдержавших это грядущее испытание. А объединяет их нечто, уже выходящее за пределы исторического бытия, как такового: присутствие Божие посреди Своего народа, которое, собственно, и делает еврейский народ народом Божиим в полном смысле слова. И тогда вся история становится историей этого присутствия, историей откровения, актуальной во все времена.
15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. |
Утверждение пророка о том, что Израиль «больше не увидит зла», в исторической перспективе кажется излишне оптимистичным. В самом деле, пророчество это, судя по тому, что знаем мы о пророке и о его эпохе сегодня, было связано с крахом Ассирийской империи, принесшей Иудее (как, впрочем, и всему Ближнему Востоку) немало зла. Но исторические беды Иудеи и еврейского народа на этом, как известно, далеко ещё не закончились: впереди был Вавилонский плен, конфликт с самарянами и персидскими властями в годы восстановления Иерусалима и Храма, гонения Антиоха Эпифана, наконец, катастрофа 70 г. н.э., положившая конец истории древней Иудеи. Можно было бы, конечно, локализовать пророчество Софонии во времени и отнести его лишь к той конкретной ситуации, которая складывалась в Палестине в середине VII в. до н.э., когда Иудее действительно непосредственно ничто не угрожало. Но тогда пришлось бы признать, что пророчество это имеет лишь исторический интерес. А между тем, пророк видит не только ближайшую перспективу, он говорит и о том испытании, которое постигнет народ за отступничество. И радость об избавлении от страшного врага у него оказывается лишь прообразом того торжества, которое ждёт выдержавших это грядущее испытание. А объединяет их нечто, уже выходящее за пределы исторического бытия, как такового: присутствие Божие посреди Своего народа, которое, собственно, и делает еврейский народ народом Божиим в полном смысле слова. И тогда вся история становится историей этого присутствия, историей откровения, актуальной во все времена.
14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! 15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. 16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!" 17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. 18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. |
«Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя». Вот и ответ на вопрос — чему радоваться? Может быть, сейчас не видно никаких причин для радости. Может быть, сегодня в сердце мрак и пустота. Но что бы ни случилось — Господь с тобой и силен спасти тебя. Если сейчас Он попускает эту темноту — это не значит, что Он не рядом. Вспоминается старая притча: человек видит свой путь. На всём пути — рядом его следы и следы Бога. А в какие-то моменты — в самые трудные моменты жизни — следы только кого-то одного. «Господи, где же Ты был?» — «Я нёс тебя на руках». Что бы ни случилось — Он рядом, помним мы об этом или нет, чувствуем мы это или нет. И это — неиссякаемый источник радости. Давайте же не забывать черпать из этого источника.
14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! 15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. 16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!" 17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. 18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. |
Пророк Софония описывает, как выглядит человек обратившийся. Конечно, считая этот текст адресованным Богородице, мы тоже не ошибемся, ведь Ее обращенность, отданность Богу совершенна. Радикальное изменение жизни человека, в жизнь которого вошел Иисус, описано в этом тексте предельно просто: «уже более не увидишь зла». Дело не в том, что зла нет рядом, не в том, что оно не пытается убить или разрушить то, до чего может дотянуться. Видеть зло уже невозможно тому, кто смотрит на новорожденного Младенца. До зла ли тут?
1 Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! 2 Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. |
3 Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. 4 Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон. 5 Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. |
6 Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей. 7 Я говорил: "бойся только Меня, принимай наставление!" и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия. |
8 Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения; ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. 9 Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. 10 Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары. |
11 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. 12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. 13
Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. |
14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! 15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. 16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!" 17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. 18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. 19 Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время, и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. 20 В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь |
Коротка книга пророка Софонии. Вот уже и последняя глава. Но как ярко выражена весть! Бог свят и не может более терпеть греха, лжи и несправедливости в народе израильском. Он призывает людей опомниться и обратиться к Нему, но Его не слушают. Он предупреждает о грозящей опасности, обещая, что отвратит ее, если люди вспомнят о Боге, но они не внемлют. Тогда нет другого пути — и катастрофа, разрушение Израиля и Иудеи, грядет. Но Бог не только справедлив, но и милостив. Он и в плену будет взывать к Своему народу, и часть народа, «остаток», обратится, смиренно признает свою зависимость от Бога и отбросит гордыню. Тогда Бог возвратит Свой народ из плена в землю обетованную и восстановит разрушенное царство. И заканчивается книга гимном радости о сияющем Сионе, прославленном Иерусалиме.
Реальная история подтвердила истинность этих предсказаний, но ветхозаветные пророчества для нас важны еще и тем, что они прообразуют движения души, личную историю каждого человека. И мы можем увидеть здесь описание нашего личного пути, вовремя внять предупреждениям, принести покаяние и войти в торжество Господа в Его Новом Иерусалиме.
1 Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! 2 Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. |
3 Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. 4 Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон. 5 Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. |
6 Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей. 7 Я говорил: "бойся только Меня, принимай наставление!" и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия. |
8 Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения; ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. 9 Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. 10 Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары. |
11 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. 12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. 13
Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. |
14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! 15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. 16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!" 17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. 18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. 19 Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время, и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. 20 В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь |
О каком городе здесь идёт речь? Конечно же, в первую очередь об Иерусалиме, ведь к его жителям Софония обращается непосредственно. Однако возникает впечатление, что не об одних лишь иерусалимлянах здесь говорится, и вряд ли случайно пророчества о возмездии за грехи иудеев перемежаются с обличением их языческих соседей. Так что отнести сказанное мы, видимо, вполне могли бы и к тем, и к другим.
Но именно поэтому в очередной раз не помешает задуматься: только ли к своим современникам обращается пророк, или же его слова относятся и к людям иных эпох, вплоть до нашего времени? Ведь и сегодня вокруг себя мы можем увидеть те же беззакония, что и тысячи лет назад, да и не только увидеть! Мы и сами не раз в них участвовали, так что и ныне горе городу грешному и осквернённому...
Но и после того, как пророчество возвестило предстоящее излияние ярости гнева Господня, мы слышим удивительное обетование о чистых устах, которые будут дарованы всем народам для того, чтобы славить Создателя. В Своём гневе Господь истребляет всякую нечистоту, но Он же и очищает от неё всех, кто обратится к Нему. Перед нами важное свидетельство: приговор грешному народу может быть отменён, если народ уйдёт с путей нечестия.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||