1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. 2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. |
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. 4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. |
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. 6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. |
В этом коротком тексте перед нами ветхозаветная Церковь. Пройдя через муки нового рождения, она полностью преображается, став Церковью новозаветной, предстоящей и преклоняющейся перед Мессией. Против нее выступает змей, дракон, ставший причиной грехопадения, совращающий человека и обольщающий его. Дракон пытается обольстить и Церковь с первого момента ее появления, уничтожить и разрушить ее до основания, он натравливает на нее гонителей, пытаясь смести с лица земли любого праведника, встающего у него на пути. И тогда, спасаясь, верующие уходят в пустынные места, оставляя те места, откуда их гонят, чтобы сохранить живую общину вдали от преследователей.
1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. 2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. |
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. 4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. |
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. 6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. |
Оказавшись перед входом в тот небесный Храм (Откр. 11 : 19), который ему дано было измерить после пророческого призвания в символическом видении (Откр. 11 : 1), Иоанн увидел историю не такой, какой она открывается земному наблюдателю, замечающему лишь внешнюю сторону событий, хотя бы даже событий устрашающих или катастрофических, а такой, какой её видят пребывающие у Престола Славы, для которых духовный смысл истории и составляет её главную событийную сторону. Для них смена империй и династий, равно, как и великие войны, как видно, вообще не являются событиями сколько-нибудь значительными. А центром и смыслом всемирной истории для них оказывается рождение Мессии (ст. 1 – 2; 5 – 6) и падение того, кого мы называем дьяволом или сатаной (ст. 3 – 4). Неудивительно, что противостояние Мессии и главного противника всех Божиих замыслов оказывается, при взгляде от Престола, центром и смыслом всемирной истории: ведь история человечества должна была завершиться полным его преображением, так же, как и преображением всего сотворённого Богом мира, а грехопадение (как ангелов, так и людей) оказалось главной помехой на пути реализации Божьего плана.
В образе сияющей («одетой в солнце») женщины («жены») нетрудно узнать Деву Марию, ставшую Матерью Мессии (ст. 1 – 2), так же, как в её бегстве «в пустыню» нетрудно угадать такое событие евангельской истории, как бегство Святого семейства в Египет после рождения Христа (ст. 6). Срок в 1260 дней (т.е., приблизительно, в три с половиной года) явно указывает на срок их пребывания в Египте (Мф. 2 : 13 – 15; если отнести, как делают сегодня многие историки, дату Рождества на 7 г. до н.э., нетрудно убедиться, что это событие от смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э. отделяет действительно около трёх лет). Но, кроме того, срок этот символически указывает на время временного торжества сил тьмы. А стремление «красного дракона» расправиться с ещё не родившимся Мессией (ст. 4) очевидно ассоциируется с попытками Ирода Великого избавиться от каждого, в ком можно было увидеть Мессию, как от опасного политического соперника (Мф. 2 : 1 – 8, 16 – 18). Так за событиями земной биографии Мессии открывается та духовная война, которая стала неизбежной вследствие грехопадения. На голове «красного дракона» не случайно видны семь увенчанных коронами голов и десять рогов: семь — число, символизирующее полноту освящения мира, оно ассоциируется со священным храмовым семисвечником, с которым связана и власть Мессии, как вселенского Первосвященника. А семь голов дракона, увенчанных коронами, символизируют одну только власть, без освящения и преображения того, на что она распространяется, власть, опирающуюся лишь на силу, символизируемую десятью рогами, на силу, не имеющую санкции от Бога. Этим противостоянием власти Того, Кто, властвуя, преображает и освящает, и того, кто властвует, опираясь лишь на силу, и определяется весь ход и весь смысл всемирной истории.
1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. 2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. |
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. 4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. |
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. 6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. |
История мироздания и её смысл показаны в Книге Откровения с нескольких разных углов зрения. Оно и неудивительно: ведь речь идёт о видении, о той картине, которая разворачивается перед духовным взглядом апостола. А картина эта меняется в зависимости от того, откуда он смотрит на происходящее. Одни и те же процессы могут выглядеть по-разному при взгляде на них из разных точек духовного пространства. Так и в книге: вначале Иоанну показывают картину исторических событий такой, какой её видит человек изнутри падшего мира. Конечно, картина эта остаётся символичной, тут показаны не исторические реалии как таковые, а символы, раскрывающие духовный смысл грядущих событий.
Но сама картина остаётся как бы увиденной человеком мира сего, мира, ещё не преображённого и не ставшего частью Царства. Теперь же апостолу показана та же самая картина, увиденная от Престола славы, с точки зрения вечности Божьей. И здесь в центре картины, что и неудивительно, оказывается Мессия и Его путь. Ещё до прихода Христа верующие евреи были уверены: Мессия, Его приход и всё с Ним связанное было задумано Богом до сотворения мира. И эта уверенность подтверждается картиной, открывшейся апостолу.
Он видит рождение Христа как центр истории, истории не только человечества, но и мироздания в целом. Образ Девы Марии («жены, облечённой в солнце»), рождающей Христа, находится в центре того духовного космоса, который видит Иоанн, оказавшись у Престола славы. А весь смысл мировой истории (не только в её общечеловеческом, но и в её космическом измерении) сводится к противостоянию Бога и дьявола, который представлен здесь в образе дракона с семью головами и десятью рогами. Головы символизируют обычно в Библии знание и власть, а рога — силу.
Семь голов предполагают претензию на всеведение, на знание всего, что есть в мире (число семь в библейских книгах обычно символизирует полноту тварного мира), а десять рогов — на сверхчеловеческую и сверхприродную силу. Разумеется, эта сила и это всеведение противостоят Божьей власти, Божьей силе и Божьим планам о мироздании, в том числе всему, что связано с приходом Христа, Которого дракон стремится пожрать сразу же в момент Его появления на свет.
Что же до третьей части звёзд, которые дракон сбрасывает с неба вместе с собой, то в них комментаторы нередко видят ангелов, увлечённых с собой падшим духом в момент своего падения. Но не исключено, что речь здесь идёт о повреждении дьяволом в процессе своего падения мироздания как такового. Не случайно в конце времён катастрофы и катаклизмы поражают третью часть природы: она страдает ровно настолько, насколько оказалась повреждена во время его падения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||