13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. 15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. |
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. |
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. 3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. 4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. 5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. |
От темы конца времён Павел переходит к теме избрания (2Фес. 2 : 13 – 14). На первый взгляд может показаться, что одно никак не связано с другим. Однако при ближайшем рассмотрении станет ясно, что это не совсем так. Говоря об «избрании ко спасению», апостол, несомненно, следует тому общепринятому в его времена в раввинистической среде представлению о Мессии и о народе Божием, которое предполагало, что и Мессия, и народ были задуманы Богом ещё до создания мира. Конечно, речь в данном случае идёт не о судьбе конкретных людей, которую Бог отнюдь не предопределяет, оставляя человеку свободу выбора, а лишь о самом факте существования народа Божия, которому суждено появиться в мире и сыграть свою роль в замысле Божием. Это представление Павел переносит на Церковь, в которой он видит новый народ Божий. Обращаясь ко Христу и приобщаясь к Царству, приобщившийся становится частью народа Божия, задуманного прежде создания мира, и участником плана, существовавшего от века. Но ведь и наступление Царства Божия тоже является частью этого плана, реализация которого вступила в новую, решающую стадию с приходом в мир Спасителя.
Распространение «слова», т.е. свидетельства, и есть не что иное, как вхождение Царства в мир: ведь именно через свидетельство приобщаются к нему ищущие новой жизни. Не случайно апостол говорит о важности распространения и «прославления» слова, а также о необходимости избавления от тех, кто проповедует Царство неискренне (2Фес. 3 : 1 – 2). Упоминая «прославление», Павел, несомненно, имеет в виду присутствие Божие, открывшееся Моисею во время Синайской теофании (Исх. 3 : 1 – 6) и сопровождавшее народ на всём протяжении его истории, которое впоследствии и стали называть «славой Божией» или «славой Яхве» (в Синодальном переводе «слава Господня»). Приобщение к Царству, само собой разумеется, предполагало и пребывание в присутствии Божием, то освящение верных, а через них — и всего мира, которое прежде, до прихода в мир Христа, было возможно лишь отчасти, а теперь стало возможным во всей полноте. В этом и заключается план Божий, участником которого становится каждый, приобщившийся к жизни Царства. Неудивительно, что история Царства и его становления в нашем, преображающемся, но ещё не преображённом до конца мире, духовный путь каждого верного и тот замысел Божий, который определяет и то, и другое, оказываются соединены воедино. Царство принадлежит не одному Богу. Он делит его с каждым, кто, в свою очередь, готов разделить с Ним свою жизнь.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, |
Какая связь между молитвой и свидетельством? Первое, что приходит на ум: без молитвы, без постоянного богообщения никакое свидетельство невозможно. Возможна лишь сухая теология, теоретические рассуждения о Боге, о Христе, о Царстве. Нельзя сказать, что такие рассуждения непременно будут ошибочными, они вполне могут быть формально не только верными, но даже безупречными, однако свидетельством они не станут. А когда дело касается церковной жизни, то молитва за тех, кто в данный момент свидетельствует, является делом совершенно естественным и само собой разумеющимся. Но это лишь одна сторона дела. Другая же связана с тем, что свидетельствовать о Царстве по-настоящему можно лишь из самого Царства. До тех пор, пока свидетель не начнёт жить его жизнью, всякое его свидетельство будет всё же в большей степени свидетельством о чужом опыте, чем о своём собственном. Но ведь именно Церковь и есть не что иное, как Царство, входящее в наш мир. Главной и, по сути, единственной задачей Церкви является свидетельство о Царстве, а главным способом такого свидетельства — явление Царства в нашем преображающемся, но ещё не преображённом мире, явление его дыхания, его любви, его силы. И всякое свидетельство каждого члена Церкви становится, по сути дела, частью этого общецерковного свидетельства. Речь в данном случае, конечно, идёт не о формальной принадлежности к той или иной церковной структуре и не о формальных санкциях. Речь как раз именно о том, о чём пишет в своём послании апостол: о единстве Царства, которое проявляет себя в едином духовном пространстве Церкви, которое, разумеется, практически никогда не совпадает с социальным пространством церковных структур. А поскольку духовное пространство Церкви едино, то расстояния для духовной жизни Церкви перестают иметь решающее значение: молитва одной церковной общины может стать духовной поддержкой для другой, членам которой приходится свидетельствовать особенно много в силу сложившихся обстоятельств. Именно здесь и проявляется, как видно, духовная специфика Церкви как, по выражению того же Павла, «тела Христова»: каких бы размеров она ни достигала, сущностное, духовное ее единство не исчезает, делая возможным переток духовной энергии из одной её части в другую. Процесс, который сам становится живым свидетельством реальности Царства: ведь по законам непреображённого мира такое невозможно. Но невозможное в «мире сем» становится возможным в Царстве.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. |
Нетрудно догадаться, что самой трагической страницей человеческой истории было грехопадение. И не только из-за тех последствий, которые затронули не одного лишь человека, но и весь мир, а в первую очередь из-за власти, полученной дьяволом над человеческим сердцем. Собственно, не будь этой власти, не было бы и упомянутых последствий, а если бы человек оказался в состоянии избавить своё сердце полностью от власти тёмных сил, всё остальное было бы, быть может, и не легко, но поправимо. Однако в том и беда, что дьявол держит человека не за тело и не за душу, а за сердце, за ту духовную сердцевину человеческой личности, без которой человека, как образа и подобия Божия, нет вообще. Полностью вырвать у человека сердце дух тьмы не смог, но затруднить и отравить то дыхание жизни, которое Бог вдунул в человека при сотворении, он сумел. И теперь, чтобы удержать человека от гибели, а мир от полного уничтожения, Богу приходится прилагать особые усилия к тому, чтобы каждому, кто хотел бы хоть что-то изменить в своём духовном положении, такая возможность была дана. Конечно, Бог сильнее дьявола, ведь Бог — творец мира, а дьявол — лишь взбунтовавшаяся против своего Творца тварь. Но ведь Богу нужны свободные личности, а не рабы, которых Он легко может получить, отняв их силой у дьявола. Будь грехопадение исключительно актом насилия, такой проблемы не было бы, но в том-то и весь ужас ситуации, что оно было следствием добровольного выбора. И теперь только такой же добровольный выбор противоположной направленности даёт Богу возможность вмешаться. Пока человек сам не поймёт, что жить в дьявольском плену он больше не может и не хочет, Бог не станет вмешиваться, Он поддержит каждый шаг человека в Свою сторону, но не станет такие шаги вынуждать. А в наши дни, в эпоху наступающего Царства, к старому противостоянию добавилось новое измерение. Никто из нас до полного преображения не способен полностью освободиться от власти греха. И у дьявола в каждом из нас есть свои зацепки, о которых мы можем знать или не знать, но с которыми до времени ничего не можем поделать. И особой задачей Бога и Иисуса становится помешать дьяволу сбить нас с пути Царства. Ведь в начале этого пути нам неизбежно придётся приобщаться к жизни Царства, оставаясь грешниками, и у дьявола была бы полная возможность закрыть от нас Царство навсегда, раздув в нас нашу греховность до масштабов, несовместимых с Царством. И лишь прямое вмешательство Бога предотвращает такое развитие событий. Ведь Бог хочет нас спасти. Такими, какие мы есть.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. 15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. |
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. |
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. 3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. 4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. 5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. |
«Уклоняться беспорядочных и лукавых людей». Беспорядочность – это страшный враг нашей веры. Беспорядочность, расслабленность и беспорядок всегда становятся первым свидетельством того, что в доме не все в порядке. Еще сомнения, отказ от веры не выражается в словах, но уже есть беспорядок и отказ от ежедневной молитвы, от повседневного труда по уборке своего внутреннего дома, чтобы принять в сердце Христа. Конечно, Господь всегда с нами и молитвенная связь с Ним может не прерываться никогда. Но слишком часто подобная свобода становится причиной отсутствия молитвенной жизни вообще. «Могу молиться всегда» превращается в «могу не молиться никогда». И здесь человеческое непостоянство можно преодолеть не настроениями и эмоциями, а железной ежедневной молитвенной дисциплиной.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. 15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. |
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. |
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. 3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. 4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. 5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. |
Говоря о христианской жизни, Павел помимо прочего упоминает о важности Традиции («преданий»), без которой эта жизнь стала бы если и не невозможной, то, можно думать, значительно более сложной. Но «предания» для него неотделимы от опыта личного общения со Христом, Который Сам поддерживает и утешает верных. Как видно, одно для апостола неотделимо от другого. Оно и неудивительно: ведь живая Традиция никогда не сводится лишь к усвоению своих внешних форм. Это относится ко всякой традиции, включая религиозную, но особенно к традиции духовной. У нас сегодня с традицией ассоциируются прежде всего те или иные тексты или ритуалы, которые в известном смысле тоже можно считать текстами.
Но что такое текст? Это система смыслов, выраженная через ту или иную знаковую систему. Чтобы понять текст, мало считать знаки, которыми он записан, надо ещё воссоздать стоящие за ними смыслы. Именно воссоздать, потому, что смыслы не считываются с носителя, как знаки, которые на такой носитель записаны. Нужно пройти вслед за автором текста его интеллектуальный, а иногда и духовный путь, чтобы понять созданный им текст.
Слово Господне, о котором пишет апостол, существует как текст, но чтобы оно было живым, текст должен жить в душах тех, кто может воссоздать смыслы, за текстом стоящие. Однако в данном случае кроме авторов-людей есть ещё и другой Автор, без участия Которого смыслов, стоящих за текстом, не понять. А значит, носитель Традиции должен иметь опыт общения с этим Автором. Традиция ведь только до тех пор остаётся Традицией с большой буквы, пока существует как воспроизводимые её носителями смыслы, а не как копируемые ими формы.
Вот такая Традиция, Традиция с большой буквы, действительно становится для идущих духовным путём настоящим подспорьем: в ней идущий всегда может найти нечто созвучное себе, своим ситуациям, своим проблемам. Если же Традиция духовно вырождается и остаётся только собранием внешних форм, толку от неё мало: она может лишь напомнить о чём-то, бывшем где-то, когда-то и с кем-то, но никогда не станет актуальной для человека, живущего здесь и сейчас. А значит, и на духовном пути она окажется бесполезной: на нём ведь тоже всё самое главное происходит не в великом и славном прошлом, а здесь и сейчас.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. |
Апостол Павел призывает своих духовных детей к верности. «Стоять» — значит не «сидеть» и не «лежать», то есть не быть расслабленным, не бежать из той духовной битвы, которой оказывается христианская жизнь в этом мире. Конечно, это не легко, но есть то, что может укрепить нас в таком «стоянии». Павел называет это духовное оружие «преданием», то есть тем, что передано нам кем-то, кто принял его от Источника духовной силы — от Самого Христа. Мы можем, в свою очередь, приняв это оружие через научение, стать способными передать его дальше, другим людям, нуждающимся в укреплении. Заметим, что Павел говорит о двух путях научения — через устное слово и через письменное. Он, тем самым, указывает, что для нас важны и зафиксированное в письменном виде Откровение — Священное Писание, и накопленный Церковью опыт интерпретации Писания и проповеди Слова Божьего — Священное Предание. Взятые вместе, они становятся укрепляющим нас в «стоянии» духовным оружием. Отметим для себя эту подробность: «взятые»! Бесполезно оружие, если оно не взято; поэтому в призыве апостола Павла к верности есть эти слова «держите предания».
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||