1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. 5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. |
7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. 8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли — 9 за то, пастыри, выслушайте слово Господне. 10 Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. |
11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. 14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. 15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. |
17 Вас же, овцы Мои — так говорит Господь Бог — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. 18 Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, 19 так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? |
20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. 21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон — 22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. |
23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. 24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. |
25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. 26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. 27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. 28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. 29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. 30 И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, 31 и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог. |
Сегодняшнее чтение предлагает нам одно из мессианских пророчеств Иезекииля. Упоминаемый здесь «Давид», которому предстоит стать пастырем стада Божия (ст. 23–24), у современников пророка однозначно ассоциировался с грядущим Мессией. Пророчество, очевидно, прозвучало в Вавилоне, куда пророк попал с первой партией депортированных из Иудеи жителей Иерусалима, который, однако, ещё не был разрушен окончательно. Самое страшное — полный разгром города и Храма — ожидало народ впереди. И Иезекииль, как видно, объясняет своим соплеменникам духовный смысл событий, свидетелями и участниками которых они стали.
Многим тогда казалось, что всё происходящее было лишь недоразумением, происками врагов народа Божия, которым Бог скоро положит конец, и тогда всё снова станет, как прежде. Пророк же указывает на те духовные проблемы, которые привели к катастрофе: на отсутствие подлинных пастырей (ст. 2–6) и на ненормальные отношения внутри народа, который, по замыслу Божию, должен был стать народом-общиной, но на деле был весьма далёк от этого идеала (ст. 17–19).
Для Иезекииля вавилонский разгром оказывается лишь этапом на пути к торжеству того мессианского Царства, о котором свидетельствовал уже Исайя Иерусалимский. И именно в этом торжестве видит Иезекииль единственную возможность выхода из сложившейся ситуации. Бессмысленно заменять одних пастырей другими, лишь Сам Бог может быть подлинным Пастырем для Своего народа (ст. 7–16). И обновить отношения внутри народа-общины тоже может лишь Сам Бог через посланного Им Мессию (ст. 17–24).
На первый взгляд, такая оценка ситуации кажется чрезмерно жёсткой. Конечно, если дело дошло до национальной катастрофы, духовная ситуация и впрямь должна была быть крайне серьёзной; но неужели в народе Божием не осталось ни одного истинного пастыря, сохранившего верность Богу и своему призванию? Ведь в таком случае, очевидно, никакого будущего у этого народа не было бы. Дело, вероятно, в другом: для того, чтобы Царство стало реальностью, должны были качественно измениться отношения между Богом и Его народом. Теперь каждый должен был научиться сам строить свои отношения с Богом и ближними и сам нести за них ответственность, не перекладывая её ни на соседа, ни на наставника, ни на храмового священника. Ведь Царство — прежде всего отношения, отношения с Богом и с ближним. И созидать их каждый должен сам. Не препоручая такого созидания никому другому, кем бы этот другой ни был и что бы он о себе ни говорил.
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. 5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. |
7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. 8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли — 9 за то, пастыри, выслушайте слово Господне. 10 Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. |
11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. 14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. 15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. |
17 Вас же, овцы Мои — так говорит Господь Бог — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. 18 Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, 19 так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? |
20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. 21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон — 22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. |
23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. 24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. |
25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. 26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. 27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. 28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. 29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. 30 И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, 31 и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог. |
Суровая обличительная проповедь, обличающая вождей народа, уклонившихся от выполнения своего долга, органично переходит в пророчество о добром пастыре из дома Давида, который станет подлинным вождём. Должно быть, для современников Иезекииля таким пастырем казался справедливый царь, который взойдёт на престол после возвращения народа на Землю Обетованную, но в пророчестве Господь, раскрывая грядущие времена, Сам выглядит пастухом, оберегающим стада и отыскивающим потерявшихся овец.
И вот мы видим, что в пророческом откровении соединены Ветхий и Новый Завет, а евангельский образ Доброго Пастыря - это образ Того Самого Бога, Который открывался людям уже в ветхозаветные времена. Можно сказать и по-другому: через это пророчество мы можем прикоснуться к тайне единосущности Бога-Отца и Бога-Сына.
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. 5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. |
7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. 8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли — 9 за то, пастыри, выслушайте слово Господне. 10 Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. |
11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. 14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. 15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. |
17 Вас же, овцы Мои — так говорит Господь Бог — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. 18 Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, 19 так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? |
20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. 21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон — 22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. |
23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. 24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. |
25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. 26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. 27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. 28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. 29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. 30 И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, 31 и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог. |
Образ Мессии как праведного Царя в пророческой проповеди появляется постоянно. И всегда это либо потомок Давида, либо — аллегорически — сам Давид. Оно и понятно: завет с Давидом и данные Богом Давиду обещания о нерушимости его престола были известны всем. Но в пророчестве Иезекииля появляются некие новые смыслы, связанные с эпохой, когда звучала его проповедь, а звучала она в самом начале Вавилонского плена. У Иезекииля Мессия, названный Давидом, оказывается единственным Пастырем народа Божьего. Остальные пастыри оказались негодными, все они, в сущности, показали себя лжепастырями, которых к стаду подпускать нельзя. Эта оценка, конечно, касается прежде всего духовных лидеров предпленной поры, но очевидно, что нечто подобное может произойти в любую эпоху.
И оказывается, что в жизни народа Божьего может наступить момент, когда Бог лишает тех, кого Сам когда-то сделал пастырями Своего народа, их пастырской власти. Это, конечно, чрезвычайная ситуация, но она вполне возможна. И тогда единственным Пастырем становится Сам Мессия, Сам Христос. Но Его пастырство вовсе не означает, что среди Его паствы не будет разделения. Грех пастырей не оправдывает грехов, совершаемых пасомыми. Разумеется, за грехи своих пастырей им отвечать не придётся. Но есть и нечто такое, что должно быть пасомым доступно и понятно при любых пастырях. Образно пророк говорит в этом смысле о том, что не надо вытаптывать то, что не можешь съесть, и мутить воду, которую пьёшь.
Тут уже дело не в пастырях, а только в пасомых, из которых каждый и отвечает перед Мессией за им совершённые грехи. Здесь звучит та же мысль, которая вообще часто встречается в проповедях Иезекииля: коллективной ответственности перед Богом или перед Мессией не бывает. Каждый отвечает за свой грех, и грех одних, какое бы положение в народе Божьем они ни занимали, не оправдывает греха других. Ссылка на грешных пастырей не оправдывает того, кто знает и понимает, что делает, и осознаёт, что совершает грех.
Оно и понятно: ведь тот же Иезекииль не уставал так или иначе напоминать своим единоверцам, что с Богом у каждого свои, глубоко личностные и абсолютно уникальные отношения. Отношения, которые не зависят ни от кого и ни от чего, кроме самого человека. Поэтому и неуместны тут ссылки на других, кем бы эти другие ни были. Никто не может прожить за человека его жизнь, если, конечно, сам человек на это не согласится и не отдаст свою жизнь другому. Но такой поступок — тоже решение и выбор отдающего. За который придётся отвечать именно ему, а не тому, кому он отдал свою жизнь. Как бы отдающему иногда ни хотелось, чтобы было иначе.
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. 5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. |
7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. 8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли — 9 за то, пастыри, выслушайте слово Господне. 10 Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. |
11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. 14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. 15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. |
17 Вас же, овцы Мои — так говорит Господь Бог — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. 18 Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, 19 так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? |
20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. 21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон — 22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. |
23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. 24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. |
25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. 26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. 27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. 28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. 29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. 30 И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, 31 и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог. |
Образ Мессии как праведного Царя в пророческой проповеди появляется постоянно. И всегда это либо потомок Давида, либо — аллегорически — сам Давид. Оно и понятно: завет с Давидом и данные Богом Давиду обещания о нерушимости его престола были известны всем. Но в пророчестве Иезекииля появляются некие новые смыслы, связанные с эпохой, когда звучала его проповедь, а звучала она в самом начале Вавилонского плена. У Иезекииля Мессия, названный Давидом, оказывается единственным Пастырем народа Божьего. Остальные пастыри оказались негодными, все они, в сущности, показали себя лжепастырями, которых к стаду подпускать нельзя. Эта оценка, конечно, касается прежде всего духовных лидеров предпленной поры, но очевидно, что нечто подобное может произойти в любую эпоху.
И оказывается, что в жизни народа Божьего может наступить момент, когда Бог лишает тех, кого Сам когда-то сделал пастырями Своего народа, их пастырской власти. Это, конечно, чрезвычайная ситуация, но она вполне возможна. И тогда единственным Пастырем становится Сам Мессия, Сам Христос. Но Его пастырство вовсе не означает, что среди Его паствы не будет разделения. Грех пастырей не оправдывает грехов, совершаемых пасомыми. Разумеется, за грехи своих пастырей им отвечать не придётся. Но есть и нечто такое, что должно быть пасомым доступно и понятно при любых пастырях. Образно пророк говорит в этом смысле о том, что не надо вытаптывать то, что не можешь съесть, и мутить воду, которую пьёшь.
Тут уже дело не в пастырях, а только в пасомых, из которых каждый и отвечает перед Мессией за им совершённые грехи. Здесь звучит та же мысль, которая вообще часто встречается в проповедях Иезекииля: коллективной ответственности перед Богом или перед Мессией не бывает. Каждый отвечает за свой грех, и грех одних, какое бы положение в народе Божьем они ни занимали, не оправдывает греха других. Ссылка на грешных пастырей не оправдывает того, кто знает и понимает, что делает, и осознаёт, что совершает грех.
Оно и понятно: ведь тот же Иезекииль не уставал так или иначе напоминать своим единоверцам, что с Богом у каждого свои, глубоко личностные и абсолютно уникальные отношения. Отношения, которые не зависят ни от кого и ни от чего, кроме самого человека. Поэтому и неуместны тут ссылки на других, кем бы эти другие ни были. Никто не может прожить за человека его жизнь, если, конечно, сам человек на это не согласится и не отдаст свою жизнь другому. Но такой поступок — тоже решение и выбор отдающего. За который придётся отвечать именно ему, а не тому, кому он отдал свою жизнь. Как бы отдающему иногда ни хотелось, чтобы было иначе.
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. 5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. |
7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. 8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли — 9 за то, пастыри, выслушайте слово Господне. 10 Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. |
11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. 14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. 15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. |
17 Вас же, овцы Мои — так говорит Господь Бог — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. 18 Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, 19 так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? |
20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. 21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон — 22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. |
23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. 24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. |
25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. 26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. 27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. 28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. 29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. 30 И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, 31 и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог. |
С малых лет мы у кого-то учимся, кого-то слушаемся, кто-то несет за нас ответственность, кормит, заботится, в общем — пасет нас. Приходя к вере, мы часто просто переходим от одних наставников к другим, от одних правил к другим, из одной системы ценностей — в другую. Но суть веры, о которой говорит нам сегодня пророк Иезекииль, гораздо глубже и гораздо серьезней. Бог обещает Своему народу, что Сам будет пасти его, Сам будет судить, заботиться, искать и находить, исправлять и наказывать. Пророк смешивает в одном пророчестве обетования о непосредственном Божьем водительстве и о посредничестве «Давида» (то есть Царя из рода Давида), что позволяет видеть в нем указание на божественность Посредника. Таким образом, становясь частью Божьего народа, мы становимся предметом заботы и ответственности не только руководителей христианских общин (некоторые пастыри еще об этом помнят), но, по преимуществу — Самого Бога.
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. 5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. |
7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. 8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли — 9 за то, пастыри, выслушайте слово Господне. 10 Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. |
11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. 14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. 15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. |
17 Вас же, овцы Мои — так говорит Господь Бог — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. 18 Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, 19 так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? |
20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. 21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон — 22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. |
23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. 24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. |
25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. 26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. 27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. 28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. 29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. 30 И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, 31 и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог. |
Во всей книге пророка Иезекииля 34-я глава занимает центральное место, потому что именно здесь Господь говорит пророку о грядущем приходе Мессии, Пастыря Израиля. Целый ряд замечательных библейских текстов параллельны этой главе, главный среди них — слова Самого Господа Иисуса Христа о том, что Он — Пастырь добрый, содержащиеся в 10-й главе Евангелия от Иоанна. Кроме того, Господь направляет апостолов «к погибшим овцам дома Израилева», а обращение грешника изображает как обретение пастырем заблудившейся овцы.
Начинается же это пророчество с обличения тех, кто должны были бы быть пастырями народа Божьего, но не стали таковыми. Господь говорит страшные вещи о пастырях, пасущих самих себя и не заботящихся о состоянии народа. Внимательный взгляд не может не заметить, насколько точно соответствуют слова пророка не только современным ему священнослужителям, но в еще большей степени — первосвященникам и книжникам времен Господа Иисуса Христа.
В первую очередь для нас важно само по себе уподобление народа Божьего овечьему стаду. Характерное для целого ряда псалмов, например 22-го, 79-го, 94-го и 99-го, оно происходит из глубокой древности, когда Господь, как Пастырь, вывел народ Свой из Египта. В псалмах понятие паствы Господней противопоставляется уклонению в идолопоклонство. В дальнейшем Новый завет неоднократно обращается к этому образу. Господь говорит о Себе «Аз есмь Пастырь Добрый», и эти слова обращены именно к пророчеству 34-й главы Иезекииля о Мессии как о Пастыре. Тем самым Христос говорит, что Он и есть Тот Самый предреченный пророками Пастырь Израиля. И далее, поставляя апостола Петра на его служение, Господь повелевает ему: «паси овец Моих». Сам Петр в своем Первом соборном послании передает это поручение своим собратьям: «пасите Божье стадо, которое у вас», и его слова тоже отсылают нас к 34-й главе Иезекииля.
То, что Библия говорит о Церкви, о народе Божьем (ветхо- и новозаветном) как о пастве, всегда подразумевает, что Сам Господь, как во дни Исхода, будет вести народ Свой и заботиться о нем. Но в каждую эпоху есть люди, кому Он поручает исполнять это. В большой степени это поручение связано с той ответственностью, о которой говорил Бог пророку Иезекиилю в предыдущей главе. Воля Господа — не в смерти, но в обращении и спасении грешников, а ответственность пророков и пастырей — открыть правду Божью каждому человеку. Но, в отличие от самого Иезекииля, современные ему пастыри народа Божьего не принимают на себя эту ответственность...
Поставленная перед пастырями задача описана пророком в 4-м стихе, и, поскольку мы имеем дело со сквозной, проходящей через оба Завета темой, она остается неизменной для всех служителей Единого Бога, как в Ветхом, так и в Новом завете. Господь говорит, что пастыри должны были заботиться о духовном (и физическом) состоянии стада: укреплять слабых, врачевать больных и израненных, заботиться об обращении заблудших. Вместо этого они заботятся о собственном благополучии и почете, о благолепии Храма, о чем угодно — кроме того, что нужно. Каждому человеку, а особенно — пастырю, поручается отдавать другим Божию любовь и милость. Понятно, что никто из людей не способен делать это в совершенстве, однако тайна присутствия Божия там, где мы собраны во имя Его, наполняет нашу несовершенную милость Его полнотой и исцеляющей силой. «Вы правили ими с насилием и жестокостью», говорит Господь, значит, пастыри Израиля перекрывают важную возможность для распространения милости Божией в мире.
В сущности, пастыри Израиля подменили служение, которое поручил им Господь, заботой о поддержании правильного культа (и собственном благополучии), являвшейся единственной функцией языческих жрецов у соседних с Израилем народов. Они забыли главное в законе: суд, милость и веру, в то время, как, говоря словами Господа Иисуса, «того следовало держаться и этого не оставлять». И Господь говорит, что так больше не будет.
О том, как отныне будет пасти народ Свой Господь, Он говорит: «Я Сам отыщу овец Моих», «Я буду их Пастырем», «буду пасти их по правде». В сочетании со словами о том, что Мессия будет новым и истинным Пастырем народа, эти слова, как у других пророков, в неявной форме являются пророчеством о Богочеловечестве Христа. С одной стороны, это будет делать Мессия, потомок Давида, и, с другой стороны — «Я Сам», говорит об этом Бог.
Совершенно поразителен в сопоставлении с Евангелием отрывок с 17-го по 22-й стих, где Господь говорит о том, что Он будет судить между овцами: «и рассужу между овцою и овцою». Отношения (в том числе и конфликты) между людьми становятся местом присутствия и действия Самого Бога. Другими словами Он говорит то же самое в 25-й главе Евангелия от Матфея: «что вы сделали одному из малых сих, то Мне сделали». С приходом Мессии уже невозможны нравственно и духовно безразличные отношения между людьми — в любое такое отношение включается Господь. И эта евангельская мысль тоже, оказывается, предречена пророком.
Затем Господь обещает приход Мессии, потомка Давида, который и будет Пастырем народа Божьего. Немаловажно в этом обетовании, что Господь говорит: «и поставлю над ними одного пастыря... раба Моего Давида». Пастыри Нового завета, таким образом, не полностью «воспроизводят» ветхозаветных, потому что ответственность за судьбу овец Бог оставляет за Мессией. Отвлекаясь от контекста, нельзя не поразиться, как грандиозно это Обетование. Сам Бог будет нашим Пастырем, Он Сам будет вести каждого из нас к жизни, Он Сам будет врачевать наши раны и укреплять наши немощи. Он Сам, а никто иной! Это невероятная степень близости Божией впервые открывается нам в книге пророка Иезекииля.
Завершается 34-я глава Откровением о Новом завете. Пророк, как это было принято, изображает его апокалиптическими образами преображенного мира. Главное в его словах то, что с приходом Мессии будет заключен Новый завет, и этот завет будет заветом мира, примирения нас с Богом. В нем будет даровано благословение Божье на всю жизнь людей, и нам будут дарованы мир, свобода и безопасность. Бог, как Пастырь, будет вести нас, и будет «нашим Богом». Повторяющее первые слова Десяти заповедей («Я Господь, Бог твой»), это обетование подчеркивает, что Новый завет по своему масштабу будет не меньше Синайского, и, в то же время, будет его продолжением и исполнением. А слова «и узнают, что Я, Господь Бог их, с ними» связывают это пророчество с пророчеством Исайи о рождении от Девы Младенца, имя которому «Еммануил, что значит: с нами Бог» и повествованием первой главы Евангелия от Матфея об исполнении этого пророчества.
12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. |
Народ Божий в пророческих проповедях нередко сравнивается со стадом, оставшимся без пастуха. К такому же сравнению прибегает и Сам Иисус, имея в виду, в первую очередь, представителей фарисейского братства, претендовавших на духовное лидерство и учительство. Пророки же, подобно Иезекиилю, имели в виду обычно священников, не исполнявших или не должным образом исполнявших возложенные на них Богом обязанности. Конечно, в этом случае речь шла не о душепопечении в том смысле, в котором им занимались фарисеи-раввины. Задача священников заключалась в другом: они, помимо жертвоприношений и всего, имевшего отношение к культу, должны были также следить за ритуальной чистотой народа. На первый взгляд, речь идёт лишь о внешней, формальной стороне религии. Но на самом деле всё было не так просто: ведь от того, чист человек, или нечист, зависела возможность его участия в жертвоприношении, в жертвенной трапезе, а значит, и в богообщении. А пренебрежение ритуальной чистотой в такой ситуации могло означать лишь одно: народ попросту не ходил в Храм, оставаясь религиозно индифферентным и не думая ни о религии, ни о духовной жизни. Священники же, мирившиеся с таким положением дел, фактически его на это поощряли, становясь лжепастырями, духовно дезориентировавшими тех, кого они должны были наставлять. И тогда Бог устами Своего пророка говорит, что в таком случае Он Сам позаботится о Своём стаде. Как видно, речь идёт о том плане спасения, который предполагает появление Мессии. Он и возьмёт на Себя задачу, которую не захотели решить священники. Вот только сами священники при таком раскладе оказываются не у дел, они больше не нужны Богу, по крайней мере, как Его служители. Но тогда встаёт вопрос и об их духовной судьбе вообще: ведь они, отказавшись от участия в осуществлении плана Божия, потеряли не только служение, но и смысл собственного существования. Потеряли то, без чего в Царство не войти: ведь, чтобы войти туда, нужно быть личностью, а личности без смысла не бывает. И, отказавшись от служения, своим отказом лишили себя спасения.
15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. |
Пророк Иезекииль, сам из священнического рода, призванного к духовному руководству в Израиле, видит, насколько это призвание не исполняется. Он описывает это образно, сравнивая Израиль с овцами, а священников — с нерадивыми пастырями. И, продолжая сравнение, он говорит уже от лица Бога, что Он Сам станет настоящим пастырем для Своего народа. Вот тогда Израиль обретет подлинное руководство, тогда он станет Царством Божиим, а Бог будет его охранять, исцелять и судить по справедливости. Все хорошо, но непонятно, как Бог собирается стать этим пастырем. Через несколько стихов утверждается, что пастырем и царем станет «раб Мой Давид», то есть вспоминается Божие обетование о Мессии-Христе. После этого пройдет больше пятисот лет, Иисус скажет о Себе: «Я есмь пастырь добрый», и обетование исполнится. И мы живем в эпоху исполнившегося и исполняющегося пророчества.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||