10 Душа нечестивого желает зла; не найдет милости в глазах его и друг его. 11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. |
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан. |
Слова жёсткие, и нам они могут показаться страшными: «Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым». Как будто речь идёт о показательной казни: возьмём плохого человека и накажем его в назидание всем... Об этом ли говорит Премудрый? Во всяком случае, в его словах нет садизма. Но для нас важно понимать, ясно осознавать, каковы последствия греха, последствия отвержения Бога. И вот осознание того, что нащи поступки влекут за собой определённые последствия, что мы отвечаем за всё, что делаем, — это очень важно. А уж если простому, то есть неучёному, немудрому человеку удаётся понять это «не на своих ошибках» — это уже действительно начало мудрости.
10 Душа нечестивого желает зла; не найдет милости в глазах его и друг его. 11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. |
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан. |
Слова жёсткие, и нам они могут показаться страшными: «Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым». Как будто речь идёт о показательной казни: возьмём плохого человека и накажем его в назидание всем... Об этом ли говорит Премудрый? Во всяком случае, в его словах нет садизма. Но для нас важно понимать, ясно осознавать, каковы последствия греха, последствия отвержения Бога. И вот осознание того, что нащи поступки влекут за собой определённые последствия, что мы отвечаем за всё, что делаем, — это очень важно. А уж если простому, то есть неучёному, немудрому человеку удаётся понять это «не на своих ошибках» — это уже действительно начало мудрости.
3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых — грех. 5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. 6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти. 7 Насилие нечестивых обрушится на них: потому что они отреклись соблюдать правду. 8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. 9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 10 Душа нечестивого желает зла; не найдет милости в глазах его и друг его. 11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. |
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан. 14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость. 15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло. 16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. 17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. 18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый. 19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. 20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их. 21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. |
Соблюдать правду - это не только не обманывать, не скрывать, не лицемерить, не льстить. Это еще и не прятаться. Очень часто мы прячем от людей и от самих себя наши грехи и наши чувства. Соблюдать правду - это стоять перед людьми и Христом. Не стараться скрывать свое лицо маской самооправдания. Это трудно. Это почти невозможно, если мы агрессивны. Если мы ждем суда людей и боимся его. Наша черепашья способность прятаться в свой панцирь, заставляет нас постоянно ждать суда и обвинения. Мы сами закрываемся от милости. Мы не сдаемся, как преступники, уверенные в том, что их вина не будет доказана. Оттого и чувство постоянной загнанности в угол, постоянного страха, с которым невозможно жить, и от которого мы запираем себя в депрессию. Из-за него же постоянно обвиняем всех и все вокруг.
Милость, которую нужно соблюдать, это способность видеть других людей, измученных страхом осуждения, страхом огласки себя реального. Это способность принимать людей, не искажая реальных чувств и отношений этим страхом. Страхом человеческого тепла. Страхом чужой и, как мы считаем, не нужной нам любви, внимания, терпения. Мы согласны отдаляться от всего лучшего в людях, загоняя самих себя в дальний и холодный угол Вселенной. Где свет Христов, свет Его любви, которая освещает людей, как нам кажется, не достанет нас, не заставит мучаться от стыда и собственной малости. Но когда мы через боль сдирания с нас личины лукавства обретаем весь мир, тогда обретаем жизнь, правду о нас самих , образ Христа в каждом человеке и славу победивших грех и отчаяние.
1 Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. 2 Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. 3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых — грех. 5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. 6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти. 7 Насилие нечестивых обрушится на них: потому что они отреклись соблюдать правду. 8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. 9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 10 Душа нечестивого желает зла; не найдет милости в глазах его и друг его. 11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. |
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан. 14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость. 15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло. 16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. 17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. 18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый. 19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. 20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их. 21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. 22 Мудрый входит в город сильных, и ниспровергает крепость, на которую они надеялись. 23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. 24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости. 25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет. 27 Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее. 28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда. 29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой. 30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. 31 Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа. |
Путь, кажущийся человеку прямым, не всегда таков на самом деле, поэтому доверие Богу, видящему реальность в её полноте, для нас необходимо даже по чисто практическим соображениям, но не только. Ведь Господь взвешивает сердца, а это значит, что Он видит наши скрытые помышления и подсознательную мотивацию наших поступков, прозревает внутри нас глубину, в которую мы чаще всего боимся заглянуть, и именно благодаря этому Он может скорректировать наши пути.
Слова о наказании кощунника, глядя на которое простый делается мудрым, как думается, следует понимать шире, нежели совет неотвратимо наказывать того, кто заслужил. Здесь перед нами жизненное наблюдение, подметившее, что часто люди учатся не столько напрягая свой ум, сколько наблюдая за окружающими. И хотя неспроста было сказано: «никогда ещё опыт не спасал от беды», и люди постоянно наступают на те грабли, которые, как они не раз видели, били по лбу соседей, а всё-таки многие благодаря чужому опыту бед избежали.
Кто любит веселье, обеднеет. Понятно, что говорится это не о всяком веселье, и не зря сказал псалмопевец: «служите Господу с веселием» (Пс. 99:2). Подлинное веселье — с Господом, и оно свободно от негативных последствий земных суррогатов радости.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||