1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: |
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, 6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, 7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. 8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; 9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. |
Основная мысль и характерная интонация сегодняшнего чтения — благодарность. Апостол Павел благодарит Бога за тех людей, в которых Он «начал доброе дело»: за то, что они существуют; за то, что они обращены ко Христу; за то, что они принимают участие в миссионерском служении самого апостола. Он пишет им, что всегда с радостью приносит молитву о них. Это действительно великое счастье, когда можно молиться о людях с радостью и благодарностью. Мы слишком часто считаем само собой разумеющимся то, что должно быть темой радостной благодарственной молитвы. Может быть, это и понятно для психологии завоевателя и колониста: завоевывая и осваивая для Царства новые территории, человек привыкает смотреть вперед, на еще чужие земли, на еще не принадлежащие Царству сердца, забывая радоваться и благодарить о тех, кто уже принадлежит этому Царству. Но для апостола Павла церковь в Филиппах была важной и любимой, хотя не так долго довелось ему быть в этом городе. И его пространная радость и благодарность, освещающая все послание, — важный пример для нас. Христова любовь в братьях нуждается в том, чтобы мы поддерживали ее и не забывали друг о друге.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: |
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, 6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, 7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. 8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; 9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. |
Начиная своё послание филиппийским братьям, Павел кратко описывает путь христианина, который, судя по тому, что апостол упоминает о нём как бы между прочим, должен был быть хорошо известен его адресатам. Начинается этот путь в момент обращения, когда Бог «начинает доброе дело» в новообращённом, а завершается в «день Иисуса Христа», в день торжества Царства и возвращения Спасителя. Путь каждого отдельного христианина оказывается соотнесён с историей Царства, духовное становление во Христе и преображение отдельного человека протекает не только параллельно, но и в непосредственной связи с ним.
Царство всё больше входит в мир, а каждый отдельный христианин одновременно с тем всё больше входит в Царство, всё полнее включается в его жизнь. Для самого же христианина это означает приобретение опыта той любви, которая составляет основу всех отношений в Царстве. Она должна наполнять и пронизывать собой всякое познание, всякий опыт, пережитый христианином, потому, что христианство и есть жизнь в Царстве, а значит, она предполагает выстраивание всех отношений в среде той любви, которой Царство наполнено.
В непреображённом мире любовь, конечно, тоже существует, но тут она прежде всего отношение, осознанная любящим человеком интенция, направленная на духовное становление того, к кому она обращена. В Царстве же любовь является также и средой, в которой выстраиваются все отношения, и опыт такой любви оказывается также и опытом переживания реальности Царства в нашем преображающемся мире. Целью же такой жизни является обретение нового её качества, такого, при котором плоды праведной жизни через Иисуса Христа оказались бы видимы всем в день возвращения Христа во славе.
Однако стать видимыми они могут лишь в том случае, если сама жизнь христианина будет протекать в Царстве если не исключительно (для падшего человека, чья природа повреждена грехом, такое, к сожалению, невозможно до полного преображения), то по преимуществу. Плоды праведности Христос может вырастить в сердце и в жизни Своего ученика только там. И апостол всё это прекрасно понимает, как видно, предполагая, что и читателям его послания всё сказанное известно не хуже, чем ему самому.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: |
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, 6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, 7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. 8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; 9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. |
Своё послание филиппийским христианам Павел начинает с благодарности Богу за то свидетельство и провозглашение благой вести, которым, по-видимому, филиппийская церковь особенно выделялась на фоне других церквей (ст. 3 – 5). Конечно, в этой благодарности звучит и радость о том, что благая весть распространяется по миру, и похвала тем, кто преуспел в её распространении. Но главное внимание апостол обращает всё же на другое. Он не случайно упоминает о Том, Кто, «начав доброе дело» в сердцах филиппийских христиан и в их церкви, будет, как надеется Павел, действовать в них и через них «до дня Иисуса Христа», т.е. до конца времён (ст. 6 – 7). Для него очевидно, что христианское свидетельство — не заслуга и не достижение человека, а дело Божие, которое свидетель делает вместе с Богом, позволяя Ему действовать через себя. Главное дело свидетеля — быть орудием действия Божия, а главная его задача — стать совершенным орудием с тем, чтобы в конце времён он мог сказать, что как человек сделал всё, что мог, для того, чтобы его свидетельство было совершенным. Именно поэтому апостол говорит о «возрастании любви» в свидетелях, о возрастании её «в познании и всяком чувстве» (ст. 8 – 9).
Конечно, и для нашего, ещё не преображённого мира важно, чтобы все знания и все чувства человека направлялись любовью, разумеется, не как эмоцией или абстрактным умозрением, а как активным желанием добра ближнему. Но в нашем мире любовь (по крайней мере, в том смысле слова, в котором понимают его авторы библейских книг) — прежде всего, отношение; в Царстве же она — не только отношение, но и среда, в которой живут его обитатели. В известном смысле любовь можно было бы назвать духовной субстанцией Царства, его основой, подобно тому, как природные элементы являются основой нашего мира. И тому, кто хочет укорениться в Царстве до конца, необходимо приобщиться этой «субстанции Царства», вместить её в себя, поскольку позволяет человеческая природа, а она позволяет это настолько, насколько сама преображается действием дыхания Божия. Конечно, свидетельство остаётся для всякого христианина главной задачей, но решить её он может, лишь становясь всё больше и больше христианином в изначальном смысле слова, т.е. жителем Царства. И тогда в «день Христов», в день Суда и возвращения Спасителя, результаты служения такого свидетеля станут ясно видны каждому (ст. 10 – 11).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||