5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; |
Интересно: почему вдруг автор Послания к Евреям заговорил об ангелах, утверждая, что Бог поставил во главе творения не ангела, а человека? Казалось бы, об этом не приходится говорить много, ведь правота слов священнописателя становится ясной каждому, читавшему хотя бы раз первые главы Книги Бытия. И всё же, как видно, были в Церкви некие духовные тенденции, которые заставили автора послания сделать упор на мысли о том, что человек отнюдь не ниже ангела. В чём же было дело? Вероятнее всего, в тех спиритуалистических и гностических тенденциях, которые стали проявляться в церковной жизни вскоре после катастрофы 70 г. н.э., когда, по-видимому, и было написано послание. Прежде, до катастрофы, главной проблемой Церкви и околоцерковной среды был, по-видимому, мессианизм политический; теперь, после краха мессианского восстания и разгрома Храма, ею становился мессианизм мистический, связанный, возможно, с мессианскими представлениями некоторых иудейских сектантских и полусектантских движений наподобие ессеев. А для этих движений была характерна спиритуализация образа Мессии и Царства. Слова Спасителя о том, что Его Царство «не от мира его», понимались в этой среде дословно, так, что Царство начинало восприниматься, как нечто трансцендентное, не имеющее отношения ни к нашему миру, ни к нашей реальности вообще. Да и относительно Мессии выдвигались предположения, что Он, быть может, вовсе никогда и не был Человеком, что вся Его жизнь — нечто наподобие ангельского явления, что тело Его было призрачным, а значит, призрачным было и распятие, и сама Его смерть. А воскресение Его было всего лишь выявлением Его подлинной, нечеловеческой природы и освобождением её от той видимости человеческой телесности, которой на самом деле у Него не было и быть не могло. И теперь Церкви пришлось противостоять уже не политическому мессианизму, а подобного рода дурному мистицизму, который от христианства оставлял лишь внешнюю форму, да и то нередко основательно искажённую. И автору послания приходится вновь и вновь напоминать, что в центре земного мира находится не «чистый» бестелесный ангел, а человек. И Бог воплотился тоже не в «чистого» бестелесного ангела, а в Человека. Напоминать с тем, чтобы Церковь не перестала быть собой: телом Христовым, наполненным подлинной жизнью реально жившего, реально умершего и реально воскресшего Человека.
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; |
Интересно: почему вдруг автор Послания к Евреям заговорил об ангелах, утверждая, что Бог поставил во главе творения не ангела, а человека? Казалось бы, об этом не приходится говорить много, ведь правота слов священнописателя становится ясной каждому, читавшему хотя бы раз первые главы Книги Бытия. И всё же, как видно, были в Церкви некие духовные тенденции, которые заставили автора послания сделать упор на мысли о том, что человек отнюдь не ниже ангела. В чём же было дело? Вероятнее всего, в тех спиритуалистических и гностических тенденциях, которые стали проявляться в церковной жизни вскоре после катастрофы 70 г. н.э., когда, по-видимому, и было написано послание. Прежде, до катастрофы, главной проблемой Церкви и околоцерковной среды был, по-видимому, мессианизм политический; теперь, после краха мессианского восстания и разгрома Храма, ею становился мессианизм мистический, связанный, возможно, с мессианскими представлениями некоторых иудейских сектантских и полусектантских движений наподобие ессеев. А для этих движений была характерна спиритуализация образа Мессии и Царства. Слова Спасителя о том, что Его Царство «не от мира его», понимались в этой среде дословно, так, что Царство начинало восприниматься, как нечто трансцендентное, не имеющее отношения ни к нашему миру, ни к нашей реальности вообще. Да и относительно Мессии выдвигались предположения, что Он, быть может, вовсе никогда и не был Человеком, что вся Его жизнь — нечто наподобие ангельского явления, что тело Его было призрачным, а значит, призрачным было и распятие, и сама Его смерть. А воскресение Его было всего лишь выявлением Его подлинной, нечеловеческой природы и освобождением её от той видимости человеческой телесности, которой на самом деле у Него не было и быть не могло. И теперь Церкви пришлось противостоять уже не политическому мессианизму, а подобного рода дурному мистицизму, который от христианства оставлял лишь внешнюю форму, да и то нередко основательно искажённую. И автору послания приходится вновь и вновь напоминать, что в центре земного мира находится не «чистый» бестелесный ангел, а человек. И Бог воплотился тоже не в «чистого» бестелесного ангела, а в Человека. Напоминать с тем, чтобы Церковь не перестала быть собой: телом Христовым, наполненным подлинной жизнью реально жившего, реально умершего и реально воскресшего Человека.
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: "что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? |
Павел исходит из того традиционного представления об ангельских духах, которое было свойственно иудаизму его эпохи. В иудаизме ангелы — всего лишь низшие тварные духи, притом духи служебные и служащие, исполняющие совершенно конкретные Божьи поручения. Они близки к Богу, но перед ними Бог не ставил тех масштабных задач, которые Он поставил перед человеком.
Мир отдан во власть человеку, а не ангелам. И не в последнюю очередь потому, что, в отличие от ангела, человеку в его духовной жизни присуща динамика, определяемая его отношениями с Богом. Ангелы в своём наличном состоянии обладают всей доступной им полнотой жизни, им не требуется духовное становление — такими, во всяком случае, видит их автор послания. Человек же постоянно в становлении, и именно поэтому он может в конце концов стать владыкой мироздания, Богом поставленным правителем, во власть которого отдаётся мир.
Но в падшем состоянии человек не соответствует замыслу о себе Бога, и единственный, кто действительно способен покорить себе мир — это Мессия: ведь только Его и можно считать Человеком во всей полноте человеческой природы. Мир покоряется Мессии не только в силу Его божественности, но и в силу Его человечности, и даже в первую очередь именно в силу Его человечности. Явленная миру в рамках человеческой природы Божья полнота — как раз то, что нужно для полноценного существования перед лицом Божьим как мира в целом, так и самого человека.
И становление мира перед Богом неотделимо от становления человека перед Богом и в Боге — а значит, оно неотделимо и от личности Самого Мессии. Бытие мироздания связано с существованием человека, а существование человека в свою очередь связано с существованием Мессии, и связь эта динамическая, она предполагает становление мира и человека во Христе и вокруг Христа. Ангелы же играют в этом процессе сугубо служебную роль, они не нуждаются в становлении, они полны сами в себе изначально, и потому превосходят человека в его наличном состоянии — ведь падший человек полноты жизни лишён. Но человек, достигший полноты своей жизни, превосходит полноту жизни ангела — в этом одна из основных идей автора послания.
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: "что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8 все покорил под ноги его". Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. |
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. 11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 "возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя". |
В сегодняшнем чтении из послания к Евреям цитируется псалом, в котором псалмопевец говорил о предназначении и величии человека. Господь сотворил человека не многим ниже ангелов, Он предоставил ему власть над всем творением. Он предназначил человека к славе. Однако мы знаем, что грех вошёл в мир, и потому, как говорит автор послания к Евреям, сейчас не всё покорено человеку. Миропорядок, созданный Богом, был нарушен, и восстановить его можно было только одним способом. Последствия греха — смерть — мог взять на Себя Тот, Кто не совершил никакого греха. Любой другой лишь понёс бы заслуженное наказание. Он, Единственный безгрешный, несёт на Себе наш грех — и таким образом возвращает человеку утраченную свободу и славу, делая каждого из нас Своим братом.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими
от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? |
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: "что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8 все покорил под ноги его". Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. |
Язык послания к Евреям очень отличается от других писем апостола Павла. Говоря с язычниками, он объясняет все на простых примерах и простым языком. С евреями, воспитанными на Священном Писании, он использует совсем другие аргументы и слова. Первая часть сегодняшнего отрывка перекликается с притчей о талантах (Мт 25:14-30), в которой задается один из самых важных вопросов для верующего человека: если мы считаем Бога жестоким и слушаемся его из страха, то во сколько раз больше мы должны делать, зная, что он милосерден и благ? Так и здесь: если мы слушаемся посланников, то как же мы должны повиноваться Христу! И, как продолжение сказанного в Евр 1на примерах из священного Писания апостол наглядно показывает нам очевидность превосходства Христа над всем существующим в мире материальном и духовном. Т.к. Он — совершенный человек и Бог.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими
от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? |
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: "что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8 все покорил под ноги его". Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. |
Утверждая превосходство человека над ангелами, автор послания вместе с тем не забывает, что превосходство это при нынешнем состоянии как мира, так и самого человека оказывается пока ещё скорее духовной и метаисторической перспективой, чем наличной данностью. Слова св. Писания о том, что человек в глазах Божиих значит немногим меньше ангела, он воспринимает как относящиеся скорее к будущему, чем к настоящему (ст. 5 – 8). И речь идёт, разумеется, не о будущем нашего, хотя и преображающегося, но ещё не преображённого мира, а о той полноте Царства, которая откроется миру с возвращением Спасителя. Не случайно автор послания говорит именно об Иисусе как о Том, в Ком осуществились упомянутые им слова псалма о человеке, ни в чём не уступающем ангелам (ст. 9): ведь Иисус с самого начала, с момента Своего зачатия на земле уже нёс в Себе ту полноту Царства, которая нам откроется лишь в конце времён. В известном смысле можно было бы сказать, что Он Сам и есть Царство, а вся Церковь, как сообщество людей, в этом Царстве живущих, представляет собой Его продолжение в мире, который Церкви предстоит преобразить.
Иисус в полноте Своей преображённой человеческой природы и являет Собой тот образ человека, который стоит выше ангелов. И путь в Царство ищущим указывает именно Он. Конечно, откровения Божии могут даваться людям и через ангелов, на то они и «служебные духи». Но ни один из ангелов никогда не заключал в себе всю полноту Царства, и ни один из ангелов никогда не становился до конца частью нашего человеческого мира: ведь ангелы — духи, хотя и тварные, им чужда человеческая природа, как и всякая природа вообще. Они могут быть вестниками Божиими в нашем мире («ангел», собственно, и означает «вестник»), но войти в него не могут по определению, всегда оставаясь для него существами из другого мира. Мессия же вошёл в мир как Человек, при всей Своей уникальности никогда не перестававший быть именно Человеком. Потому-то и откровение Царства, принесённое Им в мир, больше откровения, возвещаемого ангелами (ст. 1 – 4): ведь ангелы, также причастные Царству, всё же не могли стать живым воплощением Царства, открывшегося людям. Тем воплощением, которым стал для ищущих пути Спаситель.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||